Мастер-класс по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

«Использование приемов ассоциации на уроках русского языка при изучении словарных слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_russkiy_yazyk.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс по теме

«Использование приемов ассоциаций на уроках русского языка при изучении словарных слов»

Цель:

знакомство учителей с приёмами ассоциаций.

Задачи:

 - узнать, что такое ассоциация;

- познакомиться с правилами ассоциаций;

- научиться применять приёмы ассоциаций при изучении словарных слов.

Ход работы:

-Добрый день, уважаемые коллеги! Для положительного настроя и установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать свой мастер-класс с упражнения «Пожелание здоровья».

Здравствуйте все, кто пришёл меня поддержать! (Помашите рукой)

Здравствуйте все, у кого прекрасное настроение!

Здравствуйте все, кто любит свою работу!

Здравствуйте все, кто не боится трудностей!

Уважаемые коллеги! У меня в руках стакан с водой. Как вы считаете, стакан наполовину пуст или наполовину полон? (Делятся мнениями)

Можете ли вы с уверенностью сказать, что стакан наполовину пуст или наполовину полон?

Кто считает, что он наполовину пуст, объединитесь в одну группу, а кто считает, что стакан наполовину полон - в другую.

Важная задача учителя – увлечь за собой детей, поэтому каждый урок требует чего-то тнового и интересного.

-А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам на ваших буклетах в поле с квадратами зарисовать быстро, схематично каждое слово, которое я произнесу.

Ромашка, облако, ветер, дорога, одуванчик,…..

-А теперь, глядя на свои картинки, попробуйте вспомнить и записать слова…..

-Назовите эти слова…….(ответы)

Где вы встречали данные слова? (в словарике).

Конечно, все слова - словарные.

Как вы думаете, что нам помогло их запомнить? (Пока затрудняются ответить)

Ни для кого несекрет, что заучивание словарных слов — один из нелюбимых школьниками видов учебной деятельности. Чтобы облегчить процесс запоминания словарных слов можно воспользоваться приемом «Запоминание по ассоциации».

Я проведу с вами мастер класс по теме

«Использование приемов ассоциаций при изучении словарных слов»

-Как вы считаете, что такое ассоциация?

Ассоциация в моей практике – это яркий образ, который создается для запоминания написания словарного слова.

Для того, чтобы ассоциация помогла вам эффективнее, нужно усвоить 4 основные правила:

Правило№1. необычность, нестандартность, невероятность

(чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее)
Правило №2. Представить визуально (оживить сюжет)


Правило№3. Преувеличение
 (информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле)


Правило№4. Ваши ассоциации должны двигаться (запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п.)

Данные правила есть в буклете, при затруднении обращайтесь к ним.

Я как учитель-предметник использую в своей работе разные приемы ассоциаций. Но расскажу о некоторых из них.

Внимание на слайд.

Метод «Звуковые ассоциации» «Слово в слове» (суть данного метода в том, что надо подобрать к словарному слову созвучное) (в одном слове спряталось другое, его надо найти).

Запишите слова ВАЛЕНКИ и поставьте ударение

Ударение падает на 1 слог -ВА-

Выделите слог, который вызывает затруднение при написании

Выпишите его   -ЛЕН-

Найдите ассоциативный образ

(ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-нибудь общим признаком)

ВАЛЕНКИ         Валенки у Ленки…

(Выходит девочка по имени Лена, читает наизусть стихотворение про валенки)

БРОШЮРА    Брошь подарил мне ЮРА

(Выходит мальчик Юра, дарит мне брошь)

«Орфоэпический метод» (правильная постановка ударения в слове)

ЖАЛЮЗИ           скорей в машину погрузи…

ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ

1 группа выполняет задание 1 метода «Слово в слове»

2 группа выполняет задание 2 метода «Орфоэпия»

МОЛОДЦЫ! ВСЕ ПРЕКРАСНО СПРАВИЛИСЬ С ЗАДАНИЕМ.

Обобщение

-Итак, обобщим все нами сказанное: С какими ПРИЕМАМИ АССОЦИАЦИЙ мы сегодня познакомились?

Благодаря данным приемам у детей вырабатывается внимание к слову, его структуре, составу, этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать, рассуждать, дискуссировать над словом, что является ведущим видом деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах.

Предлагаю поиграть в игру « Доскажи слово»

Я провела для вас Мастер………(класс)

Это раз,

Он полезен был для ……..(нас)

Это два.

Ну, а в-третьих, пусть сейчас

Аплодисменты прозвучат для……(вас)

Закончить свое выступление мне бы хотелось словами В. Сухомлинского: «Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку».

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию русской традиционной куклы "Благополучница"

Мастер-класс по изготовлению русской традиционной куклы "благополучница" был подготовлен к проведению школьного мероприятия "День науки" по предмету "Психология" для учащихся средней и старшей школы....

Мастер-класс Интегрированное преподавание русского и английского языка

Знакомство с технологией  разработки и проведения интегрированных уроков на примере конкретного урока, в рамках обобщения и распространения педагогического опыта...

Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...

Конспект мастер-класса по теме: «Русский танец как средство повышения мотивации к изучению русской культуры»

Цель: Распространение опыта работы по обучению детей основам русского танца.  ...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...