Как работать с 3 заданием ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Куулар Чочагай В

презентация : теоретические сведения, алгоритмы выполнения задания, тренировочные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotat_s_3_zadaniem.pptx83.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как работать с 3 заданием ОГЭ по русскому языку Куулар Чочагай Викторовна, у читель МКОУ СОШ 1 пгт Палана

Слайд 2

Краткая характеристика задания Задание 3 проверяет пунктуационные знания и умения выпускников в расширенном варианте, осуществляет контроль за сформированностью навыка постановки запятых в сложных предложениях, части которых представляют собой осложнённые предложения. Это задание нацелено на соблюдение преемственности в проверяемых предметных умениях ОГЭ и ЕГЭ. Для пунктуационного анализа предлагается текст, состоящий из трёх предложений с пропущенными запятыми, тире, двоеточиями, кавычками. Необходимо расставить все знаки препинания, но в ответе записать только те цифры, на месте которых стоит указанный в формулировке задания знак препинания.

Слайд 3

Рекомендации по выполнению 2 задания Пунктуация выполняет несколько важных функций: • интонационную – выражает на письме темп, ритмику и мелодику речи; • смысловую – облегчает понимание письменного текста; • грамматическую – обозначает синтаксическое строение текста. ВАЖНО внимательно прочитать предложение, чтобы «услышать» его интонацию и понять содержа ние . Расстановка знаков препинания отражает логику предложения, его структуру, значит, следующим шагом должно стать применение знаний синтаксических конструкций и пунктуационных правил.

Слайд 4

Алгоритм выполнения заданий: 1.Прочитайте предложение для пунктуационного разбора, установите его интонацию . 2.Проанализируйте содержание: о чём говорится в предложении.

Слайд 5

3.Рассмотрите грамматическую структуру предложения: • найдите грамматические основы, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое ; • определите количество грамматических основ ; • проверьте наличие однородных членов предложения ; • проверьте наличие обособленных членов предложения ; • проверьте наличие конструкций, не являющихся членами предложения ; • проверьте наличие прямой речи, цитат, названий чего-либо, заключённых в кавычки.

Слайд 6

4. Обратите внимание на средства связи простых предложений в составе сложного (союзы / союзные слова или их отсутствие). 5. Расставьте знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами. 6. Определите синтаксические явления, которые на письме оформляются знаком препинания, названным в формулировке задания. 7. Запишите в строку ответа цифры, на месте которых ставится знак препинания, названный в формулировке задания.

Слайд 7

Запятая Точка с запятой Двоеточие Тире

Слайд 8

Комментарий к выполнению задания Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. (В Александрии работало немало выдающихся ученых) ( 1,) ( среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший) ( 8,) ( что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца).

Слайд 9

[ В Александрии работало немало выдающихся ученых ] (1) ( среди (2) которых географ и математик Эратосфен (,3 ) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью ( 4,) математик Эвклид ( 5,) написавший 13 томов «Начал» геометрии ( 6,) астроном Аристарх Самосский (,7 ) почти за две тысячи лет до Коперника установивший ) (8) ( что Земля – шар ( 9,) вращающийся вокруг солнца ) . Первый вывод: предложение сложное, сложноподчинённое (его части связаны союзным словом «которых» и союзом «что»), значит, на границах простых предложений в составе сложного должны стоять запятые: 1 и 8.

Слайд 10

[ В Александрии работало немало выдающихся ученых ] (1) ( среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший) (8) ( что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца ) .

Слайд 11

Второй вывод : причастные обороты стоят после определяемых слов, значит, эти обороты должны выделяться запятыми: 3, 4, 5, 6, 7, 9. Обратите внимание на то, что в нескольких позициях происходит наложение знаков препинания: запятые на месте цифр 3 и 5 разделяют также однородные члены предложения, а запятая на месте цифр1, 8 разделяет простые предложения в составе сложного.

Слайд 12

После такого пунктуационного анализа необходимо вернуться к формулировке задания и уточнить, на какой знак препинания должны указывать цифры в правильном ответе. В нашем случае это запятые. Итак, в строке ответа надо записать:13456789

Слайд 13

[ В Александрии работало немало выдающихся ученых ] (1) ( среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший) (8) ( что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца ) . После такого пунктуационного анализа необходимо вернуться к формулировке задания и уточнить, на какой знак препинания должны указывать цифры в правильном ответе. В нашем случае это запятые. Итак, в строке ответа надо записать: .

Слайд 14

Примеры тренировочных заданий: Простое осложнённое предложение Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между однородными членами. Я вспоминаю долгие часы работы над рукописью, (1) наши споры , (2) поиски лучшего, (3) радость находок и новых открытий.123 ( Мы остановилис ь возле большого каменного дома , (1 ) огороженного высоким забором ), (2)( из-за которого доносилис ь чей-то заливистый смех , (3) весёлые возгласы и натужное тявканье щенка). 3 ( Нельзя воспитать таёжника) (1 ) ( если с детства оберегать его от риска (,2 ) от опасности (,3 ) от маленьких царапин).23

Слайд 15

2.Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении или приложении. В зрительном зале (,1 ) отгороженном от сцены занавесом (,2 ) тоже был полумрак .12 Картон (1) бумага (2 ) прочий хлам лежали в специальном амбаре (3,) построенном во дворе позади лавки . 3 Через полчаса пароход, (1) оставив после себя пенный след, (2) исчез в море, (3) затянутом сероватой дымкой .

Слайд 16

3 . Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве. 1. Ребята обратили внимание на машину, (1) которая, (2) подняв облако пыли, (3) неслась по дороге. 2. Река, (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, (2) пенилась, (3) вздымая валы, (4) и стремительно скользила мимо. 3. Девочка, (1) робко передвигая ножки, (2) скользила, (3) поминутно останавливаясь и переводя дух, (4) в своих новеньких «снегурочках» с закрученными носами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Из опыта работы. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ ФОРМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ »

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно тревожит учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического...

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".

Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине ОУД. 01«Русский язык и литература : русский язык»

В соответствии с примерной программой ФГОС СПО  по дисциплине «Русский язык и литература: русский язык» решается комплекс задач: знать различия между языком и речью, функции языка как...

Целеполагание в решении заданий ОГЭ по русскому языку и алгоритмизация работы.

    Размещенная здесь статья посвящена инструментам подготовки учеников 9х классов к ОГЭ по русскому языку, которые после восьмого класса идут учиться по профессиям в образовательные ...

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка    Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...