Интегрированные уроки как один из эффективных форм повышения качества обученности учащихся в рамках ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Лидия Геннадьевна Иксанова
Обеспечение качественного языкового образования в условиях сельской школы  в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»требует поиска принципиально нового подхода в языковом образовании, предполагающем постоянное обновление.Сегодня школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. В школе дети должны не только изучать материалы учебных предметов, а прежде всего те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
Если мы говорим о языковом образовании, то оно должно помочь детям мари понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Учителя должны работать над формированием УУД, повышением мотивации. 
Сегодня  национальная  школанаходится в условиях реализации ФГОС. Мы активно внедряем современные образовательные технологии: проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные методы обучения, исследовательски методы в обучении, лекционно-семинарско-зачетную систему, технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), ИКТ, здоровьесберегающие технологии, систему инновационной оценки «портфолио». Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Так как главной нашей задачей является повышение качества знаний и обеспечение обучающихся инновационным образованием, впоследствии способным явиться хорошим фундаментом и стартом в их жизни,  мы должны использовать возможности использования принципа опоры на знания родного языка при обучении русскому языку, и наоборот, для внедрения новых стандартов образования в нашей сельской школе. 
В двух языках очень много общего, поэтому родной марийский становится основой для освоения второго родного языка - русского. Поскольку мы говорим об интеграции учебных предметов по русскому и родному языкам, то это дает большие возможности для использования методов и приемов, системы средств обучения, аналогичных тем, что применяется при изучении родного языка, при обучении русскому языку. Современная языковая ситуация настоятельно требует учета в образовательном процессе знаний и умений, полученных при изучении родного языка. Учитель родного языка уже с первых уроков все чаще обращается к сопоставлению грамматических явлений в родном и русском языках, поэтому его значение и роль повышаются многократно, учитель сам очень хорошо  должен владеть и знать оба языка и выйти на интегрированные уроки. Создается система интегрированных уроков, ведь без системного подхода нельзя говорить о результатах.
Главное, на что надо ориентироваться, это 1).соответствие новым государственным стандартам, 2).соответствие критериям эффективности,3) рост качества знаний и 4)духовно-нравственное развитие детей
Основной учебной целью является развитие у учащихся познавательных функций, усвоение основ знаний о родном языке, его звуковом составе,словарном составе,словообразовательных иформообразовательных особенностях,грамматическом строе, а такжеформирование умений и навыков по орфографии ипунктуации.
Серьезное внимание мы уделяем на те грамматические явления родного языка учащегося, которые либо отсутствуют в русском языке, либо выражаются в нем иными, чем в родном языке, средствами.Определенные трудности для усвоения русскоязычными учащимися представляют:отсутствие префиксов, отсутствие грамматической категории рода, притяжательные суффиксы имен существительных, отличающаяся падежная система и т.д.
В зависимости от этого выбираем методические приемы обучения нормам языка.
Чтобы было эффективным овладение коммуникативно-речевыми умениями на уроках изучаемого языка, мы ведем обучение с учетом уровня развития мотивации овладения изучаемым языком, в том числе психологических особенностей учащихся и содержания обучения. И обучение строим на основе сопоставления родного и русского языка.
Чтобы учащийся хорошо усвоил для практического овладения речью изучаемый язык, он хорошо должен знать сведения по фонетике, орфоэпии, лексике, грамматике, правописанию родного языка. Уметь использовать эти знания при построении связных высказывании. Это послужит опорой при обучении русскому языку. Обеспечение единого уровня владения родного и русского языков- главная цель. А как ее достичь? С помощью интегрированных уроков.
Что такое интеграция? Интеграция(лат.intgratio- восстановление, выполнение)- объединение в целое каких-либо однородных частей.
А что значит интегрировать? Интегрировать- значит объединять части в одно целое(С.И.Ожигов. Словарь русского языка, с.216).
 Уроки, в которых сочетаются материалы разных учебных предметов, стали называться интегрированными уроками. Интегрированный урок- это не дань моде и даже не требование времени. Интеграция уроков нужна, т.к. способна дать большой эффект при решении как обучающих, так и воспитывающих целей и задач.
Интегрированные уроки для нас не новы: раньше мы применяли такой способ, как межпредметная связь. Использовали материалы из разных учебных предметов для лучшего раскрытия темы урока. Тут речь идет о части урока. Были уроки, особенно открытые, когда один урок вели два-три учителя-предметника. Но это не интегрированные уроки.
Учителя-словесники(как в одно время называли учителей языка и литературы) пошли дальше, они первыми начали конструировать интегрированные уроки, потому что они легко могли себе это позволить. Они на материале литературы строили урок по языку, и наоборот. Это правильно. Интеграция уроков языка(русского или родного) и литературы очевидна, как очевидна сама связь содержания и формы. 
Если мы говорим об уроках родного(или русского) языка и литературы, то языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших учеников, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово- видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для учителя словесности главное: это связь, когда знания по родному(русскому) языку, речевые уменья и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках родного(русского) языка. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова- писателей и поэтов. Еще недавно считавшийся новым подход к преподаванию русского языка и литературы- интегрированный урок- уже является не новым. Сегодня мы все чаще обращаемся к другим предметам.Интеграция в большей степени позволяет экономить время, т.к. дает возможность не дублировать материал, развивает творческую фантазию учащихся, обогащает их речь, повышает их грамотность и читательскую культуру, воспитывает у подростков вкус и интерес к слову.
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_uroki.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированные уроки как один из эффективных форм повышения качества обученности учащихся в рамках ФГОС

Обеспечение качественного языкового образования в условиях сельской школы  в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует поиска принципиально нового подхода в языковом образовании, предполагающем постоянное обновление. Сегодня        школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. В школе дети должны не только изучать материалы учебных предметов, а прежде всего те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

        Если мы говорим о языковом образовании, то оно должно помочь детям мари понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. Учителя должны работать над формированием УУД, повышением мотивации.

Сегодня  национальная  школа находится в условиях реализации ФГОС. Мы активно внедряем современные образовательные технологии: проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные методы обучения, исследовательски методы в обучении, лекционно-семинарско-зачетную систему, технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), ИКТ, здоровьесберегающие технологии, систему инновационной оценки «портфолио». Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Так как главной нашей задачей является повышение качества знаний и обеспечение обучающихся инновационным образованием, впоследствии способным явиться хорошим фундаментом и стартом в их жизни,  мы должны использовать возможности использования принципа опоры на знания родного языка при обучении русскому языку, и наоборот, для внедрения новых стандартов образования в нашей сельской школе.

        В двух языках очень много общего, поэтому родной марийский становится основой для освоения второго родного языка - русского.        Поскольку мы говорим об интеграции учебных предметов по русскому и родному языкам, то это дает большие возможности для использования методов и приемов, системы средств обучения, аналогичных тем, что применяется при изучении родного языка, при обучении русскому языку. Современная языковая ситуация настоятельно требует учета в образовательном процессе знаний и умений, полученных при изучении родного языка. Учитель родного языка уже с первых уроков все чаще обращается к сопоставлению грамматических явлений в родном и русском языках, поэтому его значение и роль повышаются многократно, учитель сам очень хорошо  должен владеть и знать оба языка и выйти на интегрированные уроки. Создается система интегрированных уроков, ведь без системного подхода нельзя говорить о результатах.

        Главное, на что надо ориентироваться, это 1).соответствие новым государственным стандартам, 2).соответствие критериям эффективности,3) рост качества знаний и 4)духовно-нравственное развитие детей

      Основной учебной целью является развитие у учащихся познавательных функций, усвоение основ знаний о родном языке, его звуковом составе, словарном составе, словообразовательных и формообразовательных особенностях, грамматическом строе, а также формирование умений и навыков по орфографии и пунктуации.

         Серьезное внимание мы уделяем на те грамматические явления родного языка учащегося, которые либо отсутствуют в русском языке, либо выражаются в нем иными, чем в родном языке, средствами. Определенные трудности для усвоения русскоязычными учащимися представляют: отсутствие префиксов, отсутствие грамматической категории рода, притяжательные суффиксы имен существительных, отличающаяся падежная система и т.д.

        В зависимости от этого выбираем методические приемы обучения нормам языка.

        Чтобы было эффективным овладение коммуникативно-речевыми умениями на уроках изучаемого языка, мы ведем обучение с учетом уровня развития мотивации овладения изучаемым языком, в том числе психологических особенностей учащихся и содержания обучения. И обучение строим на основе сопоставления родного и русского языка.

        Чтобы учащийся хорошо усвоил для практического овладения речью изучаемый язык, он хорошо должен знать сведения по фонетике, орфоэпии, лексике, грамматике, правописанию родного языка. Уметь использовать эти знания при построении связных высказывании. Это послужит опорой при обучении русскому языку. Обеспечение единого уровня владения родного и русского языков- главная цель. А как ее достичь? С помощью интегрированных уроков.

Что такое интеграция? Интеграция(лат.intgratio- восстановление, выполнение)- объединение в целое каких-либо однородных частей.

        А что значит интегрировать? Интегрировать- значит объединять части в одно целое(С.И.Ожигов. Словарь русского языка, с.216).

 Уроки, в которых сочетаются материалы разных учебных предметов, стали называться интегрированными уроками. Интегрированный урок- это не дань моде и даже не требование времени. Интеграция уроков нужна, т.к. способна дать большой эффект при решении как обучающих, так и воспитывающих целей и задач.

Интегрированные уроки для нас не новы: раньше мы применяли такой способ, как межпредметная связь. Использовали материалы из разных учебных предметов для лучшего раскрытия темы урока. Тут речь идет о части урока. Были уроки, особенно открытые, когда один урок вели два-три учителя-предметника. Но это не интегрированные уроки.

Учителя-словесники(как в одно время называли учителей языка и литературы) пошли дальше, они первыми начали конструировать интегрированные уроки, потому что они легко могли себе это позволить. Они на материале литературы строили урок по языку, и наоборот. Это правильно. Интеграция уроков языка(русского или родного) и литературы очевидна, как очевидна сама связь содержания и формы.

Если мы говорим об уроках родного(или русского) языка и литературы, то языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших учеников, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово- видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для учителя словесности главное: это связь, когда знания по родному(русскому) языку, речевые уменья и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках родного(русского) языка. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова- писателей и поэтов. Еще недавно считавшийся новым подход к преподаванию русского языка и литературы- интегрированный урок- уже является не новым. Сегодня мы все чаще обращаемся к другим предметам. Интеграция в большей степени позволяет экономить время, т.к. дает возможность не дублировать материал, развивает творческую фантазию учащихся, обогащает их речь, повышает их грамотность и читательскую культуру, воспитывает у подростков вкус и интерес к слову.

План - конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе, марийскому языку и литературе

 в 8 классе На тему: "Тема труда в стихотворениях Сергея Есенина «Каждый труд благослови, удача… " и Валентина Колумба «Пасушто». Предложение с обращением.

 «Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

С.А.Есенин

 

Цель:  Развивать навыки анализа стихотворения и предложения. Активизировать рассуждение учащихся, вызвать интерес к поэзии. Воспитание уважения и любви к труду.

Оборудование: тексты  на листочках, проектор.

Ход урока: 1. Тема закрыта. На доске слова: Благослови

                                                                   невод

                                                                   кляча

                                                                   омут

                                                                   коростели

                                                                   опростели

                                                                   соглядатай

                                                                   чибис

                                                                   кулик

Этап вызова.

1.  Учитель читает стихи на родном марийском языке стихотворение Сергея Есенина «Каждый труд благослови, удача…» ( Профессиональный  перевод Лидии Иксановой, т.е. учителя, с сохранением всех особенностей стихотворения автора: ритма, рифмы, интонации и т.д.).

(1слайд. Текст стихотворения на марийском языке).

Кажне пашамат таушто, йонлык!

Колым кучышылан- колузгар.

Пасулам куралшылан- тырма да имне

Киндым пуышт шуко чот ийла.

Вудым йуыт кружка ден, стакан ден,

Ош кукушудо денат йуаш лиеш-

Кушто вудпордем ал тутыра-влак

Огыт нойо чевергаш энер сереш.

Сай кияш ужар шудо лонгаште

Да торашке чуч лийде ончаш,

Ала-кон мотор шинчаончалтыш

Йоратен ноялше ончалеш шинчаш.

Карш-шамыч шушкат… шушкат кар-шамыч…

Садланак дыр волгыдо эре

Улыт ен-влак, ко уста, пашаче

Лийыныт лач пашалан кора.

Мый гына крестьян улмем мондальым

Да ойлем шке нергенем шкеак,

Пайрем ен, коям йоршеш ормашын

Ордыж гыч пасу-чодырамлан.

Пуйто ко гын ала-ком чаманыш,

Пуйто шочмо эллан ала-ко утен,

Садланак уешын куп умбалне

Шортыт тагырля ден чодыртан.

Учитель: Ребята, у каждого писателя, поэта свой стиль, свой почерк, у каждого стихотворения- своя интонация.

 Кому, по-вашему, могут принадлежать эти стихи? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:  Я думаю, что это стихотворение может принадлежать Лидии Иксановой, потому что лиричны, в этих стихах говорится о малой родине, чётко соблюдаются размеры стиха.

Ответ:  Мне кажется, это стихотворение написал марийский поэт Валентин Колумб, т.к., во-первых, очень похожа интонация, во-вторых, здесь поднимается проблема праздного труда, в-третьих, его стихотворение «Пасушто» очень напоминает это стихотворение. Это стихотворение мы изучали на уроке родной литературы.

Учитель: Ребята, а из русских поэтов кто-нибудь мог так написать?

Ответ: Да, по тематике, по интонации, по законам стихосложения стихотворение могли написать Алексей Кольцов, Иван Никитин, Сергей Есенин…

Учитель: Ребята, давайте не будем гадать, а попробуем перевести первую строфу на русский язык.

РАБОТА ПО ПЕРЕВОДУ ПЕРВОЙ СТРОФЫ:

Кажне пашамат таушто, йонлык!

Колым кучышылан- колузгар.

Пасулам куралшылан- тырма да имне

Киндым пуышт шуко чот ийла.

                                                                Переводы обучающихся:

Любую работу хвали, удача!

Рыбаку дай удочку и невод,

Пахарю дай плуг да лошадь,

Чтобы давали хлеб многие года.

Каждую работу похвали, удача!

Кто удит рыбу- удочку дай,

Кто пашет поле- дай борону и лошадь,

Чтоб хватало хлеба на года.

Работу всякую хвали, удача!

Рыбаку дай удочку всегда,

Пахарю дай борону всегда,

Хлеба дай на долгие года.

Ученик читает:        Каждый труд благослови, удача!

                              Рыбаку- чтоб с рыбой невода,

                              Пахарю- чтоб плуг его и кляча

                              Доставали хлеба на года.

Учитель: Молодец, а как у тебя мог получиться такой правильный перевод?

Ответ: Лидия Геннадьевна, это же стихотворение Сергея Есенина «Каждый труд благослови, удача». Я знаю это стихотворение, я просто написала первый куплет этого стихотворения.

Учитель: Правильно. Ребята, откройте книгу и прочитайте стихотворение.

Ученики знакомятся со стихотворением.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран: перед вами два стихотворения: один на марийском языке, другой- на русском языке. Прочитайте то, которое вам по душе.

  1. Сергей Есенин.
  2. Его биография и творчество.
  1. Валентин Колумб.
  2. Его биография и творчество.

Каждый труд благослови, удача!

Рыбаку- чтоб с рыбой невода,

Пахарю- чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Воду пьют из кружек и стаканов,

Из кувшинок тоже можно пить-

Там, где омут розовых туманов

Не устанут берег золотить.

Хорошо лежать в траве зелёной

И, впиваясь в призрачную гладь,

Чей-то взгляд, ревнивый и влюблённый,

На себе, уставшем, вспоминать.

Коростели свищут… коростели…

Потому так и светлы всегда

Те, что в жизни сердцем опростели

Под весёлой ношею труда.

Только я забыл, что я крестьянин,

И теперь рассказываю сам,

Соглядатай праздный, я ль не странен

Дорогим мне пашням и лесам.

Словно жаль кому-то и кого-то,

Словно кто-то к родине отвык,

И с того, поднявшись над болотом,

В душу плачут чибис и кулик.

Кажне пашамат таушто, йонлык!

Колым кучышылан- колузгар.

Пасулам куралшылан- тырма да имне

Киндым пуышт шуко чот ийла.

Вудым йуыт кружка ден, стакан ден,

Ош кукушудо денат йуаш лиеш-

Кушто вудпордем ал тутыра-влак

Огыт нойо чевергаш энер сереш.

Сай кияш ужар шудо лонгаште

Да торашке чуч лийде ончаш,

Ала-кон мотор шинчаончалтыш

Йоратен ноялше ончалеш шинчаш.

Карш-шамыч шушкат… шушкат кар-шамыч…

Садланак дыр волгыдо эре

Улыт ен-влак, ко уста, пашаче

Лийыныт лач пашалан кора.

Мый гына крестьян улмем мондальым

Да ойлем шке нергенем шкеак,

Пайрем ен, коям йоршеш ормашын

Ордыж гыч пасу-чодырамлан.

Пуйто ко гын ала-ком чаманыш,

Пуйто шочмо эллан ала-ко утен,

Садланак уешын куп умбалне

Шортыт тагырля ден чодыртан.

РАБОТА ПО ТЕКСТУ СТИХОТВОРЕНИЯ

Учитель: Ребята, вам стихотворение понравилось? Если да, то почему? Если нет, то тоже почему? Аргументируйте свой ответ.

Ответ: Мне стихотворение не понравилось, потому что стихотворение  простое…

Ответ: Мне стихотворение понравилось, потому что в стихотворении говорится о родине…

Ответ: Мне стихотворение понравилось, потому что оно красивое…

Учитель: Ребята, вот вы частое говорите, что стихи красивые. А что значит «красивые стихи»? Что делает стихотворение, да в общем-то любое художественное произведение, красивым? Что вы понимаете под словом «красивость»?

Ответ: Красивым стихотворение делают изобразительно-выразительные средства.

Учитель: Что относится к изобразительно-выразительным средствам?

Ответ: Художественные тропы и синтаксические фигуры.

Учитель: Ребята, давайте вспомним изобразительно-выразительные средства: одна группа пусть запишет художественные тропы, другая- синтаксические фигуры, третья группа- это эксперты.

Ответ: Художественные тропы- метафора, эпитет, сравнение, метонимия, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраз…

Ответ: Синтаксические фигуры- повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, рефрен, обращение, восклицание…

Учитель: Молодцы, всё правильно назвали. А какие изобразительно-выразительные средства вы могли найти в стихотворении «Каждый труд благослови, удача!»?

Ответ:

Вопросы учителя:

1.     На сколько частей можно разделить стихотворение?  3

2.    Какие это части? О чем говорится в первой части? Во второй? В третьей?

3.    Какую смысловую нагрузку несёт на себе слово ОПРОСТЕЛИ?

4.    Как себя называет автор и почему?

5.    В каких строчках, по-вашему, заключается главная мысль текста?

        Задание: Используя слова автора, выразите своё мнение об отношении к труду.

         Учащиеся рассуждают о труде крестьянина и труде поэта.

Учитель: Ребята, а вы что сегодня делали?

Ответ: Трудились.

Учитель: А ваш труд легкий или трудный? Почему, как вы думаете?

Этап осмысления.

1.     Учащиеся читают стихотворение.

( 3 слайд. Задание: 1 гр. Дать характеристику героям.

                                 2 гр. Подобрать имена прилагательные к героям рассказа, определяющие внешний вид и характер.)

2. Чтение 2 части.

3. Задание: Написать концовку рассказа в 5-6 предложениях.

4. Чтение 3 (концовки) части рассказа.

( 4 слайд. Куст сирени).

Этап рефлексии.

Вопросы:

1.     Какова тема рассказа?

2.     Какова идея рассказа?

3.     Можно ли оправдать поступок Верочки?

4.     Кого можно считать счастливым и почему?

5.     А что такое счастье? ( Ответы учащихся:

        Как понимает слово счастье моя мама

        Как понимает слово счастье мой папа

        Как понимаю слово счастье я)

      ( 5 слайд.  Отец и мать дали тебе жизнь      и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать,- это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью? (В.Сухомлинский).)

6.     Обобщение.

( 6 слайд. Стихотворение.)

(7 слайд. Песня «Мы желаем счастья вам».

Д/з: написать соч. – рассуждение на тему «Что такое счастье?»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества обученности английскому языку и формы организации учебной деятельности по повышению качества обучения учащихся на уроке

Проблема повышения качества является одной из важнейших проблем современного образования. Принципиально важную роль в процессе управления качеством образования играет полнота и достоверность информаци...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

ГУМАНИЗАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются возможности гуманизации химического образования в двух аспектах: содержательно-целевой и процессуально-деятельностной...

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....

«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»

Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором со­временных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...