Урок "Разделительные знаки препинания в сложноподчинённом предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Виноградова Надежда Михайловна

Урок разработан для учащихся 9 класса. Основная направленность урока - не только получение учениками новых знаний, но и подготовка к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.35 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

9 класс. Урок-практикум.

Тема: Сложносочиненные предложения.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Цель: научить определять смысловые отношения в сложносочинённом предложении и ставить в нём знаки препинания; рассмотреть сложносочинённые предложения с разными структурными элементами.

Задачи: 

формирование общеучебной компетенции: умения определять виды сложносочинённых предложений по союзам и значению, расставлять знаки препинания в ССП;

формирование коммуникативной компетенции: повышение уровня речевой культуры;

 развитие компетенции личностного самосовершенствования, направленные на интеллектуальное развитие.

                                                        Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы урока. Слайд №1. Формулирование учащимися задач урока.

- Сегодня мы продолжаем тему «Сложные предложения», начатую на предыдущем уроке и поговорим о  ССП и знаках препинания в них. И наша главная задача на этом этапе: уметь отличать ССП от других сложных предложений и правильно ставить в них знаки препинания.

Но сначала небольшая орфоэпическая разминка. СЛАЙДЫ №2-3.

3.Беседа. Повторение.

--Мы только начали тему «Сложные предложения» и давайте подытожим, что нам известно.

СЛАЙД №4 (Продолжите…)

а) Сложные предложения делятся на 2 группы… (бессоюзные и союзные)

б) Существенная разница между ними состоит в том, что… (в БСП предикативные части связаны только интонацией, а в союзных к интонации ещё подключаются союзы)

в) Союзные сложные пр-я делятся на… (ССП и СПП)

г) СПП пр-я – это такие пр-я, в которых…(есть главное и придаточное пр-я. Придат. присоединяется к главному при помощи подчинительного союза или союзного слова))

д) ССП – это такие пр-я, в которых…(предик.части равнозначны и соединяются между собой сочинит. союзами)

е) В зависимости от значения соч. союза ССП делятся на … (пр-я с соединительными, разделительными и противительными союзами)

На доске схемы пр-ий. Нужно определить, к какому типу пр-ий относится схема.

4. Просмотр части видеоурока «Разделительные знаки препинания в ССП» (https://www.youtube.com/watch?v=KQsYaAsNrVI.) Беседа.

--Итак, какой знак препинания мы ставим между частями ССП?

--Всегда ли между частями ССП ставится запятая?

--В каких случаях запятая не ставится?

6. Практикум. Запись предложений под диктовку.

Запишите предложения, выделите в них грамматические основы, поставьте, где нужно запятые. Объясните постановку знаков препинания.

Подморозило и ночью выпал первый снег. (Вид односоставного пр-я) безлич.

Когда я вернулся в свою комнату уже совсем рассвело и народ стал просыпаться. (вид сказуемого в 3 пр-ии) составное глагольное.

Утром в дверь постучали и Вера побежала открывать. (вид односост.)неопр.-личное)

Прозрачный лес один темнеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит.

А что это за девушка и где она живёт?

К счастью на улице никого не было и нас никто не заметил.

СЛАЙДЫ № 5-7

7. А теперь наша постоянная рубрика «Готовимся к ОГЭ»

Сегодня она пройдёт и с учётом темы нашего урока.

СЛАЙДЫ № 8-12

Задание №3. Пунктуационный анализ.

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Сегодня была ясная(1) солнечная погода (2) и наш класс отправился на прогулку в парк. Вековые дубы (3) и клёны (4) одетые в золотые наряды (5) стояли (6) словно сказочные великаны.

1456

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Неожиданно(1) налетел шквалистый ветер (2) и пошёл холодный дождь(3) с каждой минутой всё усиливаясь. К несчастью (4) погода не позволила продолжать путь (5) и нам пришлось заночевать на постоялом дворе (6) расположенном прямо у дороги.

346

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Недавно шёл первый снег (1) и тогда всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом (2) и под ногами мягко хрустел снег. Всё вокруг было мягко (3) и  бело (4) и от этого дома выглядели иначе. И в душу (5) вместе с морозным воздухом просилось чувство(6) похожее на снег.

1246

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

С конца сентября сады пустеют (1) и погода круто меняется. Ветер треплет деревья(2) и дожди (3) не прекращаясь ни на минуту (4) поливают их с утра до ночи. Иногда воздух делается чист и ясен (5) и солнечный свет ослепительно сверкает между листвой. Ветер нагоняет зловещие космы облаков (6) бегущих низко (7) и затуманивающих солнце.

2346

Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Солнце садилось (1) и на песке лежал розоватый отблеск его лучей. Дул лёгкий ветерок (2) и море вздрагивало (3) покрываясь мелкой рябью. Какие там птицы показались вдалеке (4) и куда они направляются? Это журавли (5) возвращающиеся в родные места(6) устало(7) и низко летели над морем.

12356

Задание №2. СЛАЙДЫ № 13-16. Синтаксический анализ.

1)Многие любят пору золотой осени, и каждый старается в это чудесное время побывать в лесу. 2)Сквозь золотые кроны пробиваются лучи солнца, и лес кажется  сказочным чертогом. 3) Иногда бредёшь по лесу, чуть ли не по колено утопая в листве, а сверху всё падают и падают листья. 4)Изредка подаст голос птица, хрустнет под ногой обломившийся сучок. 5)На душе становится светло и грустно.

Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 1 сложносочинённое.

2)Предложение 2 сложноподчинённое.

3)Предложение 3 сложносочинённое, состоит из трёх простых.

4)В первой части предложения 3 грамматическая основа подаст голос.

5)Предложение 5 односоставное безличное.

12

      1)Вулкан – это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается лава. 2)Частицы пепла падают на землю, покрывая её толстым слоем и спекаясь в лёгкий серый камень. 3) Из слоёв лавы формируются вулканические горы, и часто они имеют форму конуса с кратером на вершине. 4)Многие вулканы находятся на морском дне и  образуют  целые острова. 5)В 1963 году начал извергаться подводный вулкан в Исландии, выбрасывая в воздух клубы пара и дыма.

Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)Предложение 1 сложноподчинённое.

2)Предложение 2 простое, осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

3)Предложение 3 сложносочинённое.

4)Грамматическая основа предложения 4 образуют острова.

5)Предложение 5 сложное бессоюзное, в нём две грамматические основы.

123

 (1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне. (2)Кожа у него тёмного, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

2) Во второй части предложения 2 грамматическая основа – что способствует.

3) Предложение 3 содержит три грамматические основы.

4) Предложение 4 сложносочинённое.

5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.

235

(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся

цветов. (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты.

Какие из утверждений являются верными. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1  составное именное сказуемое.

2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным

сравнительным оборотом.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 односоставное безличное.

5) Предложение 5 сложное, состоит из 3 простых.

2345

8. Цифровой ряд. СЛАЙД №17

Простые:1, 4

ССП:2, 7

СПП:5, 6

БСП:3,

1)Поезд замедлил ход, но через несколько минут плавно покатился дальше.

2)Была уже ночь, и над садом светила полная луна.

3)Лето выдалось серое и холодное, часто шли дожди.

4)Надя простилась и пошла к себе наверх, легла и уснула.

5)Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.

6)Если путник идёт по дну горной долины, он видит горы со всех сторон.

7)Последние тени сливались, да мгла синела.

9.Итог урока.

Задайте друг другу вопросы по теме «ССП».

10. Домашнее задание. СЛАЙД №18.

§8, упр. 80


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

Слайд 2

Орфоэпическая разминка вероисповедание сливовый благовест квартал мизерный откупорить афера свекла балованный жалюзи

Слайд 3

Орфоэпическая разминка Вероисповедание Сливовый Благовест Квартал Мизерный Откупорить Афера Свекла Балованный Жалюзи Вероиспо ве дание Сли вовый Бла говест Квар тал Ми зер ный От ку порить А фе ра Све кла Ба ло ванный Жалюз и

Слайд 4

а) Сложные предложения делятся на 2 группы: ________________ б) Существенная разница между ними состоит в том, что ___________ в) Союзные сложные пр -я делятся на ____________ г) Сложноподчинённые – это такие пр -я, в которых ______________ д) Сложносочинённые – это такие пр -я, в которых ___________________ е) В зависимости от значения сочинительного союза ССП делятся на _______________________

Слайд 5

Перестройте ССП в простые с однородными членами предложения. 1) Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом. 2)Солнце поднялось, и роса высохла.

Слайд 6

Перестройте простые предложения с однородными членами в сложносочиненные предложения. 1) Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг. 2)Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

Слайд 7

Вопрос на засыпку (9 баллов) 1) Это предложение… а) простое б) сложное 2)Запятые надо поставить на месте цифр … 3) Запятые в этом предложении не нужны, так как союз и соединяет следующие члены предложения: Громадные тюки(1) и бочки под оглушительный шум(2) и лязг цепей(3) и лебедок подавались на берег(4) и укладывались правильными рядами.

Слайд 8

Задание №3. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Сегодня была ясная(1) солнечная погода (2) и наш класс отправился на прогулку в парк. Вековые дубы (3) и клёны (4) одетые в золотые наряды (5) стояли (6) словно сказочные великаны.

Слайд 9

Неожиданно(1) налетел шквалистый ветер (2) и пошёл холодный дождь(3) с каждой минутой всё усиливаясь. К несчастью (4) погода не позволила продолжать путь (5) и нам пришлось заночевать на постоялом дворе (6) расположенном прямо у дороги.

Слайд 10

Недавно шёл первый снег (1) и тогда всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом (2) и под ногами мягко хрустел снег. Всё вокруг было мягко (3) и бело (4) и от этого дома выглядели иначе. И в душу (5) вместе с морозным воздухом просилось чувство(6) похожее на снег.

Слайд 11

С конца сентября сады пустеют (1) и погода круто меняется. Ветер треплет деревья(2) и дожди (3) не прекращаясь ни на минуту (4) поливают их с утра до ночи. Иногда воздух делается чист и ясен (5) и солнечный свет ослепительно сверкает между листвой. Ветер нагоняет зловещие космы облаков (6) бегущих низко (7) и затуманивающих солнце.

Слайд 12

Солнце садилось (1) и на песке лежал розоватый отблеск его лучей. Дул лёгкий ветерок (2) и море вздрагивало (3) покрываясь мелкой рябью. Какие там птицы показались вдалеке (4) и куда они направляются? Это журавли (5) возвращающиеся в родные места(6) устало(7) и низко летели над морем.

Слайд 13

Задание №2. Синтаксический анализ. 1)Многие любят пору золотой осени, и каждый старается в это чудесное время побывать в лесу. 2)Сквозь золотые кроны пробиваются лучи солнца, и лес кажется сказочным чертогом. 3) Иногда бредёшь по лесу, чуть ли не по колено утопая в листве, а сверху всё падают и падают листья. 4)Изредка подаст голос птица, хрустнет под ногой обломившийся сучок. 5)На душе становится светло и грустно. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1)Предложение 1 сложносочинённое. 2)Предложение 2 сложноподчинённое. 3)Предложение 3 сложносочинённое, состоит из трёх простых. 4)В первой части предложения 3 грамматическая основа подаст голос. 5)Предложение 5 односоставное безличное.

Слайд 14

1)Вулкан – это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается лава. 2)Частицы пепла падают на землю, покрывая её толстым слоем и спекаясь в лёгкий серый камень. 3) Из слоёв лавы формируются вулканические горы, и часто они имеют форму конуса с кратером на вершине. 4)Многие вулканы находятся на морском дне и образуют целые острова. 5)В 1963 году начал извергаться подводный вулкан в Исландии, выбрасывая в воздух клубы пара и дыма. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1)Предложение 1 сложноподчинённое. 2)Предложение 2 простое, осложнено однородными обособленными обстоятельствами. 3)Предложение 3 сложносочинённое. 4)Грамматическая основа предложения 4 образуют острова. 5)Предложение 5 сложное бессоюзное, в нём две грамматические основы.

Слайд 15

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне. (2)Кожа у него тёмного, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Какие из утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством. 2) Во второй части предложения 2 грамматическая основа – что способствует. 3) Предложение 3 содержит три грамматические основы. 4) Предложение 4 сложносочинённое. 5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.

Слайд 16

(1)В воздухе пахучей струёй разливался аромат недавно распустившихся цветов . (2)Сирень, как невеста, стояла вся в белом. (3)Акации образовали живые зелёные стены, и в них уютно прятались крошечные садовые диванчики и чугунные круглые столики. (4)В этих нишах, напоминающих зелёные гнёздышки, хотелось отдохнуть. (5)Садовник хорошо знал своё дело: зимой у него расцветали камелии, ранней весной радовали глаз тюльпаны и гиацинты. Какие из утверждений являются верными? Запишите номера ответов. 1) В предложении 1 составное именное сказуемое. 2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. 3) Предложение 3 сложносочинённое. 4) Предложение 4 односоставное безличное. 5) Предложение 5 сложное, состоит из 3 простых .

Слайд 17

Цифровой ряд Простые: ССП: СПП: БСП: 1)Поезд замедлил ход, но через несколько минут плавно покатился дальше. 2)Была уже ночь, и над садом светила полная луна. 3)Лето выдалось серое и холодное, часто шли дожди. 4)Надя простилась и пошла к себе наверх, легла и уснула. 5)Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром. 6)Если путник идёт по дну горной долины, он видит горы со всех сторон. 7)Последние тени сливались, да мгла синела.

Слайд 18

Домашнее задание. §8, упр. 80