Материал для изучения темы "Лексика"
учебно-методический материал по русскому языку

Материал для индивидуальной или групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_sinonimov.doc24 КБ
Microsoft Office document icon naydi_paru.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon prochitay_rasskaz.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon prochitayte_skazku.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

В стране синонимов

1. Дай определение: «синоним». Что значит «сино»?

2. Лексическая разминка:

   - Слово, которым обычно начинаются самые интересные места в рассказе…

   - Издающий один и тот же звук…

   - Соединить вновь…

   - Ученик того же класса, в котором учусь я…

   - Точно такой же…

   - Место, где что – то соединено…

   - Состоящий из одного, не двойной…

   - Человек одних лет с кем – либо, ровесник…

   - Один раз…

   - Одно целое…

   - Сослуживцы одного полка…

    - Однотомное издание…

    - Пьеса из одного акта…

    - Люди с одинаковой фамилией…

3. Найди слова – друзья в тексте. Как они называются?

  Незнайку, Сиропчика и Пончика долго ждали друзья. Их всё не было. Наконец дверь распахнулась. В комнату ворвался Незнайка, за ним вбежали Пончик и Сиропчик. Они поняли, что провинились.

 - Не сердитесь на нас, - сказал Незнайка.

 - Не обижайтесь, - прошептал Сиропчик.

 - Не дуйтесь, - попросил Пончик.

 - Где вы были? – строго сдвинул брови Карандаш.

 - В школе, тут близко, - сообщил Незнайка.

 - Совсем недалеко, - подтвердил Сиропчик.

 - Рядом, - кивнул Пончик.

 - Что же вы там делали? – заинтересовались весёлые человечки. – И почему вы так странно отвечаете? Говорите всё об одном и том же, но по – разному.

 - Пончик и Сиропчик – мои друзья. (А как ещё можно сказать?)

4. Найди пару:

     спустя рукава        заниматься бесполезным делом

     втирать очки        задать взбучку

     намылить шею        хитро обманывать

     обводить вокруг пальца        обманывать для выгоды

     кричать во всю ивановскую        делать кое - как

     переливать из пустого в порожнее        очень громко кричать

5. Замени выделенные слова синонимами без НЕ. Какое правило нужно вспомнить?

   ЛОЖЬ не поможет. Новая атака ПРОТИВНИКА была отбита. ВРАГИ распространяли о нём разные ВЫДУМКИ. РАССЕЯННОСТЬ при письме приводит к ошибкам.



Предварительный просмотр:

Найди пару

Не спеши языком…

…а товарища выручай

Хочешь много знать - …

…а лень портит

С кем поведёшься…

…всегда пригодится

Ученье – свет…

…так и не будет скуки

Глаза страшатся…

…от того и наберёшься

По одёжке встречают…

…а человек умением

Сам пропадай…

…один раз отрежь

Не сиди сложа руки - …

…им праздник и в понедельник

Птица красна пением,…

… а руки делают

Труд человека кормит…

…люби и саночки возить

Семь раз отмерь - …

…а по уму провожают

Лодырь да бездельник - …

…а неученье - тьма

Любишь кататься - …

…торопись делом

Грамоте учиться - …

…надо мало спать



Предварительный просмотр:

Прочитай рассказ. Какими словами из текста можно его озаглавить?

Найдите фразеологические обороты в тексте, объясните их значение.

  Пригласил как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

  Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья, как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

  Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.  

  - Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.

  - Вот пустомеля, - возмутился дед, всё время кому-нибудь морочит голову!

  У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

  - Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

  И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать.

  Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Спиши текст в нужной последовательности, расставляя знаки препинания.

  Пьёт веточка соки из земли выкидывает почку за почкой выгоняет побег за побегом.

  Росла в саду яблоня. Осенью упало с неё яблоко. Птицы склевали яблоко и только зёрнышко спряталось в землю. Наступила весна. Из зёрнышка выросла маленькая веточка.

  Через три года зацветёт дерево бело-розовыми цветами. Опадут лепестки а к осени вырастут на яблоньке румяные сладкие яблоки.

Выпиши глаголы. Определи время, лицо и число.

Первая помощь.

  Пострадавшего перенесут в прохладное место. Здесь его уложат в тени. Приподнимут голову. Шею освободят от стесняющей одежды. Больного напоят подсолнечной водой и дадут понюхать нашатырный спирт.



Предварительный просмотр:

Прочитайте сказку. Какая проблема раскрывается в сказке?

        Разрешённая проблема

 - Господи, ну что делать с этим прошедшим временем глагола! – возмущались буквы Е, А, И, Я. – Никогда точно не знаешь, кому работать суффиксом в слове. Как быть?

 Надоело им без конца ссориться и спорить по этому поводу. Отправились буквы к всемогущему Инфинитиву. Просят помочь в беде.

 - Посмотри на слова, - наперебой заговорили буквы.

 - Не поймём мы, кто из нас в каком слове должен стоять.

 Советники Инфинитива – Лицо и Число настоящего времени только руками разводили. Им эти проблемы незнакомы.

 А Инфинитив посмотрел на слова, хитро улыбнулся и сказал:

- Нет ничего проще! В прошедшем времени глагола пишется такая же гласная в суффиксе, как и в начальной форме глагола.

        Л. Новикова

        Запиши глаголы, образуй форму прошедшего времени, запиши эти формы в соответствии с выведенным правилом.

клеить - …

сеять - …

болеть - …

смотреть - …

затеял - …

веять - …

украшать - …

 Прочитай фразы, сказанные маленькими детьми. Найди особые слова, которые образовали дети, разбери их по составу. Сделай вывод, с помощью чего образованы данные слова и каким способом.

- Смотри, как налужил дождь!

- Дай мне распакетить пакеты.

- Собака разинула пасть, а потом зазинула.

- Ой, какой я пузырь выпузырила!

- Себе посоли яйцо, а мне высоли!

- Трудился, трудился и вытрудил пароходик.

- Я помнила, а потом отпомнила.

- Я сначала заразился, а потом отразился.

        По К. Чуковскому

Определи часть речи выделенных слов, разбери по составу, определи способ образования.

        ***        ***

Медведь в бору, не зная правил,         Однажды кот подкрался к попугаю:

Машиной персональной правил.         - Сейчас тебя я, братец, попугаю!

        ***

Воду в ступе потолок,

Посмотрел на потолок

И зевнул: «Мне спать пора,

Ночи близится пора».        Яков Козловский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Структурирование и группировка учебного материала при изучении односоставных предложений».

Тип урока: комбинированный (сочетающий в себе структурные элементы урока изучения нового, урока формирования умений и навыков, урока обобщения и систематизации, урока контроля и коррекции).Цели урока:...

Использование краеведческого материала при изучении имён числительных

Данная работа предназначена для учащихся 6 класса при изучении темы "Имя числительное"...

Материал для изучения темы "Война 1812 года" "Недаром помнит вся Россия..."

Данный материал поможет  расширить знания детей  о событиях Отечественной войны 1812 года. Презентация-кроссворд  красочная, интересная, включает в себя ключевое слово, которое открывае...

Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков

Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

Дидактический материал к изучению темы "Имя прилагательное" в 5 классе

Данный материал поможет провести уроки по изучению Имени прилагательного интереснее в 5 классе....