Вводные конструкции. Урок русского языка, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тема: Вводные слова
Класс: 8 класс
Автор: Новикова Любовь Анатольевна, учитель русского языка, гимназия ДВФУ гор. Владивоосток.
Тип урока: открытие нового знания
Метод: технология проблемного обучения;
Цели урока.
Предметные: формирование понятия об вставных конструкциях в предложении, способности находить и выделять вставные конструкции в предложении, отработка навыка составления схем и таблиц.
Личностные: формирование потребности в сохранении культуры русской речи.
Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; формирование способности контролировать, корректировать и оценивать действия: развитие умения слушать и вступать в диалог; развитие умения создать монолог и интересно подать свою мысль.
Этапы урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
3. Определение темы урока
4. Сообщение учащимся нового знания
5. Закрепление:
6. Итог занятия.
7. Сообщение учащимся домашнего задания

 

Ход урока
1.Организационный момент: включение детей в деятельность.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Актуализация знаний: воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания.

3. Определение темы урока. Беседа по вопросам:

Учитель: Ребята, скажите, чем может быть осложнено простое предложение?

Ученики: Называют варианты осложнений, такие как однородные члены предложения, причастные, деепричастные обороты.

Учитель: Всё верно. Сегодня мы узнаем, что предложение ещё может быть осложнено вводным словами или вводной конструкцией. Как вы думаете, для чего служат вводные слова?

- Ученики: Чтобы выразить мнение говорящего, начать беседу.

- Учитель: Примерно так. Вводные слова служат для того, чтобы говорящий мог выразить своё отношение к сообщаемой информации.

4. Сообщение учащимся нового знания.

Откройте учебники и скажите мне, какое отношение могут передать вводные слова и вводные конструкции?

(Ученики осуществляют в актуальном параграфе учебника поиск нужной информации и называют значения вводных слов)

- Ученики: Вводные слова передают такие значения: Степень достоверности сообщения, различные чувства, источник сообщения, обращение к собеседнику, оформление мыслей.

- Учитель: Теперь откройте свои конспекты и оформите материал параграфа в схему с примерами.

(На работу даётся 10-15 минут. Учитель проходит по рядам и проверяет получившиеся  схемы)

5. Актуализация нового знания.

Учитель: Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания:

  1. На моё счастье, погода была великолепная.
  2. Проще говоря, эту задачку надо решить.
  3. Он был как будто удивлён моим вопросом.
  4. К великому удивлению всех присутствующих, он запел.
  5. Моё счастье было безграничным.

Учитель: (Вопросы записаны на доске)

Назовите номера предложений c вводными конструкциями. Подчеркните вв. конструкции плюсами. Подпишите их значение. Как выделяются вводные конструкции пунктуационно и интонационно?

(Учитель опрашивает учащихся по поднятой руке).

Ученик 1: вводные конструкции есть в предложениях 1, 2, 4.

-Ученик 2: Значение вводной конструкции в 1м предложении – выражение эмоции (радость).

Ученик 3: Значение вводной конструкции во 2м предложении: оформление мыслей.

Ученик 4: Значение вводной конструкции в 4м предложении: выражение эмоции (удивление).

Ученик 5: Вводные конструкции я выделил запятой, интонация на них повышается.

Учитель: всё правильно. А теперь скажите, какой часть речи является слово “как будто” в предложении 3?

Ученик 6: это частица.

Учитель: Назовите грамматическую основу предложения 5, определите вид сказуемого.

Ученик 7: Счастье – это подлежащее, оно выражено существительным. Было безграничным - составное именное сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части.

Учитель: Всё верно. А теперь посмотрите на предложения 1 и 5. Каким членом предложения может быть слово “счастье”?

- Ученики: вводным словом и  главным членом предложения, то есть подлежащим.

Учитель: Правильно. А теперь составьте в рабочей тетради предложение, в котором слово “счастье” будет сказуемым. Какие предложения у вас получились? Какой знак препинания необходим в этом случае?

Ученик 8: Я составил предложение “Отдых – это счастье”. Подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.П., поэтому между ними ставится тире.

 

6. Итог занятия.

Учитель: Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Что вы узнали сегодня нового?

-Ученики: Мы узнали, что такое вводные слова и какие у них значения.

-Учитель: Какие значения вводных слов вы запомнили?

Ученики: (отвечают).
7. Сообщение учащимся домашнего задания:

Составьте в тетради 3 предложения со словом “сожаление” в следующей роли:

  1. Вводное слово
  2. Подлежащее
  3. Дополнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnye_slova.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вводные слова
Класс: 8 класс
Автор: Новикова Любовь Анатольевна, учитель русского языка, гимназия ДВФУ гор. Владивоосток.
Тип урока: открытие нового знания
Метод: технология проблемного обучения;
Цели урока.
Предметные: формирование понятия об вставных конструкциях в предложении, способности находить и выделять вставные конструкции в предложении, отработка навыка составления схем и таблиц.
Личностные: формирование потребности в сохранении культуры русской речи.
Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; формирование способности контролировать, корректировать и оценивать действия: развитие умения слушать и вступать в диалог; развитие умения создать монолог и интересно подать свою мысль.
Этапы урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
3. Определение темы урока
4. Сообщение учащимся нового знания
5. Закрепление:
6. Итог занятия.
7. Сообщение учащимся домашнего задания

Ход урока
1.Организационный момент: включение детей в деятельность.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

2. Актуализация знаний: воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания.

3. Определение темы урока. Беседа по вопросам:

Учитель: Ребята, скажите, чем может быть осложнено простое предложение?

Ученики: Называют варианты осложнений, такие как однородные члены предложения, причастные, деепричастные обороты.

Учитель: Всё верно. Сегодня мы узнаем, что предложение ещё может быть осложнено вводным словами или вводной конструкцией. Как вы думаете, для чего служат вводные слова?

- Ученики: Чтобы выразить мнение говорящего, начать беседу.

- Учитель: Примерно так. Вводные слова служат для того, чтобы говорящий мог выразить своё отношение к сообщаемой информации.

4. Сообщение учащимся нового знания.

Откройте учебники и скажите мне, какое отношение могут передать вводные слова и вводные конструкции?

(Ученики осуществляют в актуальном параграфе учебника поиск нужной информации и называют значения вводных слов)

- Ученики: Вводные слова передают такие значения: Степень достоверности сообщения, различные чувства, источник сообщения, обращение к собеседнику, оформление мыслей.

- Учитель: Теперь откройте свои конспекты и оформите материал параграфа в схему с примерами.

(На работу даётся 10-15 минут. Учитель проходит по рядам и проверяет получившиеся  схемы)

5. Актуализация нового знания.

Учитель: Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания:

  1. На моё счастье, погода была великолепная.
  2. Проще говоря, эту задачку надо решить.
  3. Он был как будто удивлён моим вопросом.
  4. К великому удивлению всех присутствующих, он запел.
  5. Моё счастье было безграничным.

Учитель: (Вопросы записаны на доске)

Назовите номера предложений c вводными конструкциями. Подчеркните вв. конструкции плюсами. Подпишите их значение. Как выделяются вводные конструкции пунктуационно и интонационно?

(Учитель опрашивает учащихся по поднятой руке).

Ученик 1: вводные конструкции есть в предложениях 1, 2, 4.

-Ученик 2: Значение вводной конструкции в 1м предложении – выражение эмоции (радость).

Ученик 3: Значение вводной конструкции во 2м предложении: оформление мыслей.

Ученик 4: Значение вводной конструкции в 4м предложении: выражение эмоции (удивление).

Ученик 5: Вводные конструкции я выделил запятой, интонация на них повышается.

Учитель: всё правильно. А теперь скажите, какой часть речи является слово “как будто” в предложении 3?

Ученик 6: это частица.

Учитель: Назовите грамматическую основу предложения 5, определите вид сказуемого.

Ученик 7: Счастье – это подлежащее, оно выражено существительным. Было безграничным - составное именное сказуемое, состоящее из глагола-связки и именной части.

Учитель: Всё верно. А теперь посмотрите на предложения 1 и 5. Каким членом предложения может быть слово “счастье”?

- Ученики: вводным словом и  главным членом предложения, то есть подлежащим.

Учитель: Правильно. А теперь составьте в рабочей тетради предложение, в котором слово “счастье” будет сказуемым. Какие предложения у вас получились? Какой знак препинания необходим в этом случае?

Ученик 8: Я составил предложение “Отдых – это счастье”. Подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.П., поэтому между ними ставится тире.

6. Итог занятия.

Учитель: Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Что вы узнали сегодня нового?

-Ученики: Мы узнали, что такое вводные слова и какие у них значения.

-Учитель: Какие значения вводных слов вы запомнили?

Ученики: (отвечают).
7. Сообщение учащимся домашнего задания:

Составьте в тетради 3 предложения со словом “сожаление” в следующей роли:

  1. Вводное слово
  2. Подлежащее
  3. Дополнение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка в 8-ом классе " Предложения с вводными конструкциями"

Тип урока - закрепление изученного материала. Основная цель занятия состоит в формировании умений и навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями. В процессе уче...

Урок русского языка в 8 классе "Вводные конструкции

Разработка урока по изучению нового материала....

Урок русского языка в 8 классе «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»

Тема урока: «Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ»Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений, то есть урок рефл...

Вводные слова. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Урок по русскому языку на тему «Вводные слова и вводные конструкции» в 8 «В» классе

Цель урока:  дать понятие о вводных словах; сформировать умения находить в тексте и определять роль вводных слов;  правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными  словами....