Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 10 класса
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Дежкина Людмила Ивановна

Олимпиадные задания по русскому языку могут быть использованы как на различных этапах Всероссийской олимпиады школьников, так и при подготовке предметной викторины, в стенгазетах, конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_russkiy_yazyk_10_klass.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

Олимпиадные задания по русскому языку

для обучающихся 10 класса

                                             

                                              Подготовила учитель

                                                           русского языка и литературы

                                                           Дежкина Людмила Ивановна

2023 г.

Олимпиадные задания по русскому языку

для обучающихся 10 класса

Задание 1.

Чем отличаются друг от друга предложения 1) Иван Петрович болеет и 2) Иван Петрович болен?

Задание 2.

Какие значения имеет слово есть в шутливом диалоге? Какой частью речи оно является в каждом предложении?

- Мы хотим есть! (1) У вас есть (2) белуга?

- Нет, сэр. Есть (3) бельдюга!

- Что есть (4) бельдюга?

- Тоже рыба, сэр!

- Ладно несите.

- Есть (5), сэр!

Задание 3.

Слово демократия обозначает «власть народа». О чьей власти говорят следующие слова?

  1. Технократия
  2. Теократия
  3. Бюрократия
  4. Плутократия

Задание 4.

Какое из перечисленных слов имеет значение «начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, связанные в общий рисунок»?

  1. Экслибрис
  2. Вензель
  3. Инициалы
  4. Факсимиле

Задание 5.

Модное сегодня слово «респект» появилось в русских словарях в 1731 году (решпект). Укажите его значение в данных контекстах.

  1. Очень рада, государыня моя, что имею честь лично доложить вам мое почтение; а вместе с решпектом позвольте поблагодарить за хлебосольство. (Н. В. Гоголь. Иван Федорович Шпонька)
  2. Двухэтажный его дом, выстроенный на пригорке, господствовал над селом и держал в решпекте живущих в нем. (М. Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина)

Задание 6.

Отметьте номера предложений, в которых перед как не ставится запятая.

  1. Дом как корабль.
  2. И. С. Тургенев как истинно русский писатель безгранично любил  Россию.
  3. Так же мощно как вверх эвкалипты растут в толщину.
  4. Было светло почти как днем.
  5. Я смотрел как очарованный.
  6. Старый Арзамас остался в памяти как городок яблок и церквей.

Задание 7.

Напишите данное комическое объявление в соответствующем официально-деловом стиле.

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только во временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые посредством клякс, которые уменьшают ценность каковых, не давая возможности следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми, что свидетельствует о недооценке каковых таковыми. Впредь если будут замечены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься с каковыми и таковые.

                                                                                                  (В. Ардов)

Задание 8.

К какой части речи относится в предложенном отрывке слово иной? Придумайте такой контекст, чтобы это слово перешло в другую часть речи.

Счастлив, кто падает вниз головой;

Мир для него хоть на миг – а иной.

                                                                        (В. Ходасевич)

Задание 9.

Переведите на русский язык следующие выражения:

  1. Alma mater
  2. Alter ego
  3. A priori
  4. Veni, vidi, vici
  5. Nota bene
  6. Tabula rasa

Из какого языка они пришли в нашу речь?

Задание10.

Прочитайте приведенные ниже фразы, переделайте предложения так, чтобы исчезла всякая двусмысленность.

  1. Я слушал Шаляпина уже в престарелом возрасте.
  2. Вам нельзя говорить этого.
  3. Я люблю сестру больше брата.

Ответы

на олимпиадные задания по русскому языку

для обучающихся 10 класса

Задание 1.

В первом предложении представлена процессуальная, временная характеристика человека, а во втором то же состояние нездоровья предстает как характеристика статическая, постоянная. И если болезнь серьезная, трудноизлечимая, активным в речи будет второй вариант.

Задание 2.

1 – форма инфинитива обозначает «принимать пищу».

2, 3 – форма настоящего времени глагола быть в значении иметься.

4 – 3 лицо ед. ч. наст. вр. От глагола быть в значении являться. Что есть бельдюга? Означает «чем является бельдюга, что это такое?».

5 – междометие, обозначающее, что указание понято и принято к исполнению.

Задание 3.

1 – высококвалифицированные специалисты в области техники, участвующие в управлении производством и в осуществлении правительственной экономической политике;

2 – форма правления, при которой глава духовенства, церкви является главой государства;

3 – система управления чиновничьей администрации, защищающей интересы господствующей верхушки;

4 – политическое господство богачей, власть богатых (Римская плутократия)

Задание 4.

2

Задание 5.

Респект (решпект) – уважение, почтение: держать в решпекте – заставлять себя уважать.

Задание 6.

1, 4, 5, 6

Задание 7.

Объявление

Администрации школы стали известны факты порчи учебной литературы, которая выдается во временное пользование учащимся. Некоторые недобросовестные ученики оставляют в учебниках чернильные пятна, которые не дают возможности следующим группам воспитанников пользоваться этими книгами. Были отмечены случаи вырывания страниц из учебников, что свидетельствует о непонимании рядом школьников ценности учебной литературы. Администрация предупреждает, что рассмотрит вопрос о пребывании в школе учащихся, замеченных в порче школьных учебников.

                                                                                                          Администрация

Задание 8.

Иной – определительное местоимение. Иной может выступать в значении имени существительного в соответствующем контексте (Иному может это и не понравиться).

Задание 9.

  1. Alma mater – питающая мать – традиционное образное название учебных заведений (чаще высших) по отношению к их питомцам.
  2. Alter ego – второе «я».
  3. A priori – на основании ранее известного.
  4. Veni, vidi, vici – пришел, увидел, победил.
  5. Nota bene – обрати внимание (запомни хорошо).
  6. Tabula rasa – чистая доска.

Все эти выражения из латинского языка.

Задание 10.

1.

а) Я слушал Шаляпина, когда он был уже в престарелом возраст

б) Я слушал Шаляпина, когда мне было уже много лет (когда я был    уже в престарелом возрасте).

2.

а) Я не должен вам говорить этого.

б) Вы не должны говорить этого.

3.

а) Я люблю сестру больше, чем брата.

б) Я люблю сестру больше, чем любит ее мой брат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку 8 - 9 классы

Олимпиадные задания по русскому языку8 - 9 классы...

Олимпиадные задания по русскому языку (5-11 классы)

Школьный этап олимпиады по русскому языку в 5-11 классах, октябрь 2013 года. Материалы содержат ключи к заданиям....

Олимпиадные задания по русскому языку 6-7 класс

Олимпиадные задания для 6-7 класса. Содержат вопросы по этимологии, логике....

Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 классы

Материал применяется для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку....