Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Махнева Елена Михайловна

Урок в 9 классе по подготовке к сочинению  9.3 ОГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_9_klass.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО (полностью):            Махнева Елена Михайловна

Должность:                        учитель русского языка и литературы

Место работы:                   г. Бийск, МБОУ «СОШ №34»

Класс                                  9

Предмет                             русский язык, развитие речи

Тема                                  Что такое счастье?

                                          (подготовка к написанию сочинения-  рассуждения)

Цель                        Формирование у учащихся навыков написания

                            сочинения- рассуждения 9.3 на морально-этическую тему

                                Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

1)Научиться создавать текст-рассуждение по модели: тезис, аргументы, вывод.

2) Научиться устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждения, доказательства.

3)Научиться формулировать аргументы и находить примеры, подтверждающие заявленный тезис.

4)Научиться писать сочинение-рассуждение на тему, связанную с толкованием значения слова.

1)Понимать прочитанный текст.

2)Выдвигать гипотезу, формулировать тезис.

3)Аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора текста.

4)Выстраивать логическую цепочку доказательства.

1)Научиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

1)Научиться создавать внутреннюю мотивацию к учению

3) Научиться выражать свое отношение к поставленной проблеме

4) Научиться понимать нравственные идеи текста.

Оборудование урока:  ноутбук, мультимедиапроектор,  мультимедийная презентация, рабочие листы учащихся, словари, карточки с заданиями для групп, распечатанный текст  Э. Фоняковой (открытый банк заданий ФИПИ)

1.Организационный этап урока 

Цель: выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: сформирован

ные УУД

Организация учащихся, проверка их готовности к началу урока.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу хорошего дня и хорошей работы!

Демонстрируют готовность к уроку.

Подписывают рабочие листы

(рабочий лист урока дан ниже)

Личностные:

саморегуляция

Коммуникативные:  

вступление  в  

диалог  с  учителем  по  

ситуации организационного момента.

 

2.Этап урока:  определение темы, постановка учебной задачи

Цель:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», определение темы и постановка учебной задачи, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: сформированные УУД

-А чтобы понять, о чём сегодня пойдёт речь, посмотрите видеоролик

-Как вы думаете, ребята, о чём сегодня пойдёт речь?

-Каждый для себя попытается ответить на вопрос «Что такое счастье?»

- Мы начали подготовку к экзаменационной работе по русскому языку. В каких заданиях ОГЭ мы можем встретить подобный вопрос?

 Таким образом, тема нашего урока….

- Но мы не просто определим понятие «счастье», мы должны будем собрать материал для написания сочинения 9.3

-Для того, чтобы начать движение к цели, нам нужно наметить маршрут. Что нам нужно знать и уметь, чтобы написать сочинение 9.3 «Что такое счастье?» и что мы уже знаем и умеем.

- Для решения всех этих задач мы будем работать в группах. Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными.

Просмотр видеоролика, где участники отвечают на вопрос «Что такое счастье?»  (участники ролика учащиеся параллельного класса)

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы учителя

(задание 9.3)

Учащиеся заканчивают предложение учителя и оформляют название темы урока в рабочий лист (тема появляется на слайде презентации)

Учащиеся делают записи в рабочих листах, отвечают, корректируют маршрут движения (повторить структуру сочинения- рассуждения, вспомнить понятия: тезис, аргументы, вывод, собрать материал для сочинения, проанализировать текст, на основе которого будет написано сочинение,

не знаем, какие аргументы стоит подобрать)

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке

– проговаривать последовательность действий на уроке;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

-вступать в коммуникации;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания,

знание определения изученных терминов,  анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию 

3.Актуалтзация знаний:

 Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

-Давайте вспомним структуру сочинения –рассуждения 9.3. (работа с тетрадями-справочниками):

- Из каких частей состоит сочинение –рассуждение?

- Что представляет собой вступление или тезис?

- Что значит прокомментировать  понятие?

- Что из себя представляют аргументы?

- Что будет последним абзацем в работе?

-Что ещё должны помнить при написании сочинения-рассуждения?

Учащиеся отвечают на вопросы

Тезис, аргументы (два), вывод.

Нужно дать определение предложенному понятию и его прокомментировать.

Комментарий должен быть связан с содержание текста

Это доказательства, подтверждающие выдвинутый тезис. 1-й аргумент –из текста, 2-й –на основе жизненного материала.

Вывод, заключение. Он должен быть логически связан с предыдущим материалом и не противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Не забыть про объём и почерк.

Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Коммуникативные:

-умение аргументировать своё мнение, вступать в диалог со сверстниками.

4.Изучение нового учебного материала.

Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: сформированные УУД

1. -А теперь давайте поразмышляем, что для вас означает счастье. Запишите свои ассоциации с этим словом.

2.-Продолжается работа в группах. Задания для групп:

1-я группа: учёные уже давно пытались ответить на вопрос : «Что такое счастье?» Наука о счастье называется Феликсология. В соответствии с выводами учёных существует 12 характеристик счастья. У вас на столах есть листочки с этими формулировками, но самыми истинными являются только 7. Предлагаю 1-й группе обсудить и выбрать 7 значимых для вас и составить «Цветок счастья».

Задание 2-й группы: работа со словарями ( поиск лексического значения слова «счастье»). Сравнить, обобщить и предложить более полную формулировку слова для сочинения.

Задание 3-й группы: работа с текстом стихотворения И.Бунина «И цветы, и шмели, и травы..».

3.Работа по тексту Э. Фоняковой (Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.)-петербургская писательница, чьи произведения посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора..

4. Выполняют на отдельных листах задания 3 «Пунктуационный анализ»,  4 «Синтаксический анализ», 5 «Орфографический анализ».

Выполняют задание в рабочих листах.

Отвечают на вопросы учителя.

Работа в группах. Запись ведут в рабочих листах. Результаты работы представляют на доске.

Читают текст. Работают по вопросам, предложенным в рабочих листах для анализа текста. Обсуждают и записывают ответы.

Выполняют задания 7 «Анализ средств выразительности»,  8 «Лексический анализ».

Коммуникативные УУД:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;

- умение слушать собеседника;

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные УУД:

- развитие внимания;

- развитие монологической речи;

- построение речевого высказывания в устной форме;

- структурирование знаний;

 - выдвижение гипотез и их обоснование;

- формирование логических умений: анализ, сравнение, обобщение.

Регулятивные УУД:

-  формирование и развитие ценностного отношения к проектной деятельности;

- адекватное восприятие оценки жюри и учителя;

Личностные УУД:

- самоопределение (самооценка личности, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

 

5.Закрепление учебного материала, первичное закрепление.

Цель: развивать умения применять новые знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: сформированные УУД

Учитель предлагает учащимся написать первую часть работы (тезис с комментарием)

Написание начальной части работы (тезиса с комментарием)

Обсуждение 2-3 работ учащихся.

Познавательные:

общеучебные:

- умение применять информацию  для решения практических задач;

- умение адекватно, осознанно  строить устное  высказывание;

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи;

- умение строить доказательства;

- рефлексия способов и условий действия

логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация;

- умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез)

Регулятивные:

- коррекция;

- оценка – выделение и осознание обучающимися того,  что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в поиске информации;

- умение полно и точно выражать свои мысли, - владение монологической и диалогической речью;

- умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

- самоопределение;

-развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха;

- развитие творческого мышления.

6. Организация итоговой рефлексии, домашнее задание:

Цель этапа: организация  рефлексивного  анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивания  учащимися собственной деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: сформированные УУД

Подводит итог выполненной работы, организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке.

- Рефлексия «Всё в твоих руках».

Обведите на обратной стороне рабочего листа левую руку. Каждый палец левой руки –это позиция, по которой надо высказать своё мнение:

Большой- для меня было важным и интересным;

Указательный- я получил конкретные рекомендации;

Средний – общее впечатление от урока;

Безымянный – оцените работу группы;

Мизинец – оценка моей работы.

- Готовясь к сегодняшнему уроку, я наткнулась на очень простой, но замечательный рецепт, которым хочу поделиться с вами:

Рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, налейте туда же полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошо перемешайте, предлагайте всем, кого встретите на своём пути.

Задание на дом:

Осуществляют само- и взаимооценивание учебной деятельности, соотносят цель и результаты своей работы, фиксируют степень их соответствия, намечают цели дальнейшей деятельности.

Выполняют задание учителя

Регулятивные УУД:

- умение соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

-формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;

- формирование и развитие ценностного отношения  к проектной деятельности, к  умению анализировать и осмысливать свои достижения.

 Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Комментирует домашнее задание

- Какие из этапов работы над сочинением-рассуждением остались за рамками нашего разговора?

-Значит это вы сделаете дома.

- Написать сочинение-рассуждение 9.3

Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте
и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.  Учитель дает инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. 

Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Не подобрали аргумент на основе жизненного материала.

Рабочий лист учащегося 9 А класса_______________________________________ (Ф.И)

Тема урока (впишите, когда будет определена)___________________________________

_____________________________________________________________________________

Маршрут движения (что должны повторить, чтобы подготовиться к дальнейшей работе)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Повторим____________________________________________________________________

Что, по-вашему, означает слово__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Итоги работы 1-й группы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Итоги работы 2-й группы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Итоги работы 3-й группы________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Работа по тексу:

1. Можем ли героиню текста назвать счастливой? Почему?___________________________

_____________________________________________________________________________

2. Что тревожит девочку в этот прекрасный день?__________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Понимает ли она, что такое война? Какой она себе её представляет?_________________

_____________________________________________________________________________

Выполни тест (на отдельном листе)_______________________________________________

Оцени свою работу и работу своей группы («Всё в твоих руках»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...