Технология уровневой дифференциации при изучении русского языка
статья по русскому языку

Моисеева Елена Викторовна

Одним из путей достижения качества обучения является "подстройка" учебного материала под возраст, интересы, способности обучающихся. Технология уровневой дифференциации позволяет ссделать обучение более комфортным для учащихся и повысить эффективность работы учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология уровневой дифференциации при изучении русского языка

Моисеева Елена Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России А.В. Козина»

г.Казань, Республика Татарстан,

кандидат педагогических наук

Современное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, изучаемого по разным программам различных учебных дисциплин, в связи с чем резко возрастают перегрузки учащихся и снижается мотивация учения. Принципиальной психофизической характеристикой школьников 10–15 лет является их направленность на осознание себя как личности. Именно для этого возраста обязательное изучение всех предметов на одинаково высоком уровне становится особенно проблематичным.

Этот уровень часто является недостижимым для большинства учащихся и при обязательности обучения лишает мотивации учебную деятельность, кроме того, препятствует осознанию учеником себя как личности, как субъекта учебной деятельности.

Технология уровневой дифференциации или уровневое обучение используется в современной школе исходя из гуманистической парадигмы современного образования  и обеспечивает каждому школьнику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учетом его индивидуальных особенностей.

Обучение в условиях уровневой дифференциации – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учеников, составленной с учетом их различий в каких-либо общих качествах, важных для учебного процесса (однородная группа) [4].

Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения учебным материалом. Если дифференцированный подход традиционно основывается на психолого-педагогических различиях школьников, но при этом конечные учебные цели для всех учащихся единые, то уровневая дифференциация в обучении позволяет выбрать объём и глубину усвоения учебного материала, сообразуя и учитывая их способности, интересы, потребности.

Достижение уровня обязательной подготовки становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика, и в соответствии с этим перестраивается содержание его работы: его усилия направляются либо на овладение материалом на более высоких уровнях, либо продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений [5].

Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации на уроках включает в себя несколько этапов. 1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы (первичным критерием здесь должен выступать уровень обучаемости детей). 2. Проведение диагностики. 3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики. 4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп. 5. Реализация дифференцированного подхода к ученикам на разных этапах урока 6. Диагностический контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которым может меняться состав групп и характер дифференцированных заданий [3].

Как отмечалось, для осуществления дифференциации на уроке необходимо предварительное разделение учеников на группы (варианты) в зависимости от уровня обучаемости. При таком разделении необходимо учитывать некоторые характерные особенности групп. 1 группа – ученики с устойчивой высокой успеваемостью, которые имеют достаточный запас знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: умение абстрагироваться, обобщение, анализ. Они меньше, чем другие ученики, устают от активной умственной работы, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть четкую организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности. Эти задания должны соответствовать высоким познавательным возможностям детей. Задача учителя при работе с этими обучающимися – воспитание у них трудолюбия и требовательности к результатам своей работы. 2 группа – ученики со средними учебными возможностями. При работе с этими обучающимися главное внимание следует уделять развитию их познавательной активности, участия в решении проблемных ситуаций, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для постепенного перехода части из них в 1 группу.

3 группа – ученики с низкой успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (плохо читают, не запоминают, не развита речь и т д.). Задача учителя при работе с этими обучающимися – уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группы работают самостоятельно, формировать умение объяснять орфограммы или пунктограммы, проговаривать вслух  [2].

Реализация технологии уровневого обучения предполагает наличие учебно-методического комплекса – банка заданий и дидактических материалов, позволяющего организовать обучение в соответствии с целевыми ориентирами.

Разноуровневые задания предполагают следующее: 1. дифференциацию содержания учебных заданий (по уровню творчества, сложности и по объему); 2. использование разных способов организации деятельности детей (по степени самостоятельности, по степени и характеру помощи обучающемся, а также ученых действий).

ФГОС задает основные требования к образовательным результатам и средствам оценки их достижения. В качестве содержательной и критериальной основы для разработки системы оценки качества освоения обучающимися программы основного общего образования является выделение планируемых результатов: предметных, метапредметных и личностных.

Критериально- уровневая система оценки образовательных достижений выделяет пять уровней освоения ФГОС:

- недостаточный (уровень 1) - низкий (пороговый базовый - уровень 2), - базовый (уровень 3), - повышенный (уровень 4), - высокий (уровень 5).

Уровни усвоения

1 уровень

Недостаточный

Ниже базового

Не демонстрирует или демонстрирует отрывочно

2 уровень

Низкий

Порог базовый

Демонстрирует с опорой на помощь

3 уровень

Средний

Базовый

Действует самостоятельно в простых учебных ситуациях

4 уровень

Повышенный

Выше базового

Действует самостоятельно в типовых и изменённых учебных ситуациях

5 уровень

Высокий

Выше базового

Действует самостоятельно в сложных учебных ситуациях

Оценка предметных результатов осуществляется на основе следующих критериев: знание и понимание, применение,  функциональность.

ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ – роль изучаемой области знания/вида деятельности в различных контекстах – терминология – понятия и идеи  – процедурные знания (алгоритмы)  

ПРИМЕНЕНИЕ – использование теоретического материала при решении учебных задач/проблем, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием когнитивных операций и универсальных познавательных действий, степенью проработанности в учебном процессе – использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем; в том числе – в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности

 ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ использование теоретического материала, методологического и процедурного знания при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, сложностью читательских умений, сложностью контекста, а также сочетанием когнитивных операций.

Для задачи распределения обучающихся по уровневым группам изучения русского языка целесообразно использовать некоторые показатели критериев знания и понимания и применения.

На основе вышеизложенных подходов нами были разработаны следующие критерии распределения обучающихся по уровневым группа.

Критерии распределения по уровням обучения

на уроках русского языка

1 группа

2 группа

3 группа

Уровни решения учебных задач при проведении устных и письменных опросов

Высокий – выполняет свободно самостоятельно в типовых и измененных учебных ситуациях, может создавать новые правила и алгоритмы

Повышенный – выполняет самостоятельно в изученных учебных ситуациях, подпадающих под чёткий однозначный алгоритм, может пояснить

Низкий- выполняет с опорой на помощь (учителя, сверстников, памяток), пояснить не может

Средний – выполняет самостоятельно по образцу, пояснить не может

Уровни понимания сущностных характеристик, отличительных признаков базовых понятий,  связь с другими понятиями

Высокий- может пояснить смысл и употреблять в речи и при решении учебных задач базовые понятия и ведущие идеи, демонстрирует понимание отличительных характеристик, сущностных признаков, выявляет связи с другими понятиями

Повышенный - может пояснить смысл и употреблять в речи и при решении учебных задач базовые понятия и ведущие идеи, демонстрирует понимание отличительных характеристик, сущностных признаков, но не видит связи с другими понятиями

Низкий – может пояснить смысл и употреблять в речи ограниченное количество понятий и идей

Средний-может пояснить смысл и употреблять в речи базовые понятия и некоторые  идеи, но не демонстрирует понимания родовидовых отношений, отличительных характеристик, сущностных признаков, связей с другими понятиями

Уровни применения теоретического материала при решении учебных задач

Высокий- предлагать верное решение для вопросов низкой, средней, повышенной сложности, самостоятельно применять материал в нетиповой ситуации, которые требуют привлечения дополнительных теоретических сведений

Повышенный- предлагать верное решение для вопросов низкой, средней и повышенной сложности, самостоятельно применять материал в нетиповой ситуации, но при условии, что не требуется дополнительных теоретических сведений

Низкий – предлагать верное решение для простых вопросов для хорошо отработанных ситуаций при наличии и возможной опоре на чёткий алгоритм действий

Средний – предлагать верное решение для вопросов низкой и средней сложности в конкретных ситуациях, требующих несложных когнитивных процессов

Таким образом, при распределении  учащихся в соответствии с тем или иным уровнем учителю необходимо учитывать следующее:

Объем имеющихся знаний;

Интеллектуальные способности;

Уровень познавательной активности (положительная мотивация к получению новых знаний; сформированная самостоятельность, стремление к самообразованию;

Культура умственного труда;

Уровень самостоятельности;

Уровень работоспособности.

Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно отнести его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может передвигаться из одной группы в другую, что является дополнительным мотивирующим фактором.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути увеличения доли самостоятельности в работе и разнообразия заданий.

Практика работы позволяет назвать некоторые особенности преподавания в первой группе:

1) использование задачной формы заданий (в том числе и олимпиадных);

2) увеличение доли творческих заданий в изучении грамматических тем (приведи пример);

3) составление обобщающих таблиц, схем и алгоритмов;

4) овладение языком науки;

5) привлечение дополнительного материала через проектные и исследовательские задания;

6) использование информационных технологий (ЯКЛАСС);

7) делегирование функций учителя учащимся (контроль, повторение материала, объяснение, подготовка задания).

Уровневая дифференциация при изучении русского языка позволяет обеспечить высокое качество обучения, развитие способностей обучающихся в соответствии с их внутренним потенциалом, вовлечение одаренных учащихся в олимпиадное движение, хорошие результаты итоговых экзаменов.

Литература

  1. Аввакумова И.А., Потапова Г.В., Семенова И.Н., Слепухин А.В. Реализация дифференцированного подхода при изучении школьного курса математики в системе развивающего обучения: Учеб-метод. Пособие / Урал. гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2002. 118 с].
  2. Аналитический доклад «Типовые критерии оценки достижения результатов обучающихся в соответствии с ФГОС основного общего образования / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». – Электронный ресурс:Режим доступа: https://edsoo.ru/Nauchnie_issledovaniya.htm
  3. Белошистая А. В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 116 123.]
  4. Жанбаева Л.А., Жандабаева И.С., Жунисбекова Ж.А. Уровневая дифференциация как средство повышения уровня знаний учащихся// Успехи современного естествознания. – 2015. – № 6. – С. 151-155;
    URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35472 (дата обращения: 02.07.2023).
  5. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. Математика. 5-6 классы : метод. пособие для учителя. 4-е изд., испр. М. : Мнемозина, 2014. 120 с.].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии уровневой дифференциации обучения на уроках русского языка

Технология УДО дает каждому ученику не только право выбора между обязательным и дополнительным уровнями обучения, но и обеспечивает открытость требований, предъявляемых к нему, и пс...

Уровневая дифференциация на уроках русского языка

В последние годы разрабатываются и апробируются в школах различные формы дифференцированного обучения, и почти все они основаны на разделении на классы и группы по уровням обученности и обучаемости. В...

использование на уроках русского языка технологии уровневой дифференциации

Методика уровневой дифференциации, основанная на дозировании учебного материала....

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Союз как часть речи. Конспект урока русского языка в 7 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

Технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка

Технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка.Целевые ориентации дифференцированного обучения:•Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.•Приспособление (адаптация) обу...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...