Обобщающий урок в 6 классе по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

ЛюдмилаИвановнаПолитова

В конспекте урока представлен материал по закреплению орфограмм, изуенных в разделе "Местоимение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 6 классе.

Учитель Политова Людмила Ивановна

Тема урока: «Обобщающий урок по теме «Местоимение».

Цели:

  • Повторить и обобщить материал по теме «Местоимение».
  • Совершенствовать навыки работы с текстом.
  • Продолжать формирование нравственных качеств, в том числе норм поведения.

Оборудование: записи на доске, плакат «Заповеди речевого поведения», магнитная доска с терминами.

Этикет –(фр.- ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.

Поведение – образ жизни и действий.

Мораль – форма сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

 Комплимент – любезные приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И.Ожегова).

На доске эпиграф:

«Поступай так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой» (правило этики). СЛАЙД 1.

  • Какую тему мы закончили изучать?
  • Кто готов ответить, что будем делать на уроке?

  1. Объявление темы и целей урока. Запись темы урока. СЛАЙД 2.

Местоимение – одна из важных частей речи для этикета. Поэтому я хочу предложить вам задания, объединённые этой темой.

Обращение к магнитной доске.

 «Местоимение – как бы крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений» (А.А.Леонтьев, советский психолог и языковед).Слайд 3.

  • Дайте определение местоимения.

1. Запишем предложение (на доске и в тетради).  Слово – одежда всех фактов и мыслей (М.Горький).

  • Произведите синтаксический разбор предложения.
  • Как вы понимаете это высказывание А.М.Горького?

(Прежде чем высказать свою мысль, необходимо подумать, какие слова вы произнесёте, чтобы они были правильными, никого не обидели).

  • В каком значении использует автор слово одежда?
  • Определите разряд местоимения. На что указывает определение местоимения? Как изменяется?

(указывает на обобщённое качество предмета, изменяется по родам, падежам, числам).

ВСПОМНИМ ВСЕ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ,

По значению и грамматическим особенностям местоимения бывают определительные, личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные.

 СЛАЙД 4.

  • Проверяем морфологический разбор.

Вопросы:

Какое личное местоимение имеет формы рода? (местоимение 3 лица).

Работа по карточкам. СЛАЙДЫ 5-6.

2. Выдаю карточки с текстом стихотворения В Солоухина.

 1- ая группа

Когда ты хочешь молвить слово,

 Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.    

 Покуда слово сам не взвесишь,

 Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

    Того, кто слушает тебя.

  • Какова основная мысль стихотворения?

Есть такая пословица: «Добрые слова дёшево стоят, но дорого ценятся».

  • Определите разряд местоимений, подчеркните их, как члены предложения.

  • Назовите разряд местоимения, которое является омонимом относительному местоимению кто?
  • (оно имеет одинаковый графический облик, но отличается своей функцией в предложении. Спрашивает – самое любопытное местоимение.)

2-ая группа

Вставить в текст подходящие по смыслу местоимения.

    Мы решили сделать свой подарок школе. Что бы такое предпринять? Кто-то предложил вырастить отличную рассаду в теплице. Некоторые предлагали разбить цветник, посадить аллею у школы. Нами были приготовлены наглядные пособия для кабинетов. Никто не остался в стороне. Классу не пришлось ни за кого краснеть. Хорошо потрудились, ничего не скажешь.

    Учительница похвалила нас и сказала пословицу: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»

Добрые слова перерастают в добрые дела.

3. Сеанс одновременной игры. Слайд 7

Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете местоимением.

  • Кто сегодня опоздал? Никто.
  • Какое задание тебя затруднило? Никакое.
  • Чей ответ был плохим? Ничей.
  • Кого винить, если сам виноват? Некого.
  • Что исправить, если нет ошибок? Нечего.

Какие местоимения вы употребили? Какова особенность последних двух? Какие приставки в первых трёх? Почему?

4. Записать предложение в тетради:

Ни с кем громко не разговаривай, не старайся никого перекричать.

Объясните правописание местоимений. Определите их падежи.

5. Какие местоимения пишутся через дефис? Как они образованы?

Есть местоимение самое короткое – я, а самое длинное – сколько- нибудь.

6.Выполнить задание со слайда.

Сегодня, повторяя всё изученное о местоимении, мы говорили о правилах поведения. Перед вами заповеди речевого поведения. Прочитаем их.

Заповеди речевого поведения

1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.

 2. Умей находить общий язык с любым собеседником.

 3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.

 4. Избегай многословия.

 5. Говори просто, понятно, чётко.

 6. Избегай речевого однообразия.

 7. Владей культурой языка.

 8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

 9. Умей не только говорить, но и слушать.

 ТЕСТ –ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»

7.У нас в гостях сегодня кукла, а зовут её Комплиментина. Почему, спросите?  Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты.

Передаём куклу из рук в руки и говорим друг другу комплименты.

8. Рефлексия.

 - ЧТО БЫЛО ПОЛЕЗНЫМ НА УРОКЕ?
- ЧТО БЫЛО ИНТЕРЕСНЫМ НА УРОКЕ?
- ЧТО БЫЛО ТРУДНЫМ НА УРОКЕ?
- УРОК МНЕ ПОКАЗАЛСЯ ДЛИННЫМ/КОРОТКИМ? ПОЧЕМУ

Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс

Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"

План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...

Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"

Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....

Древнерусское государство в IX - XII веках. Обобщающий урок. 10 класс.

Методическая разработка урока истории (10 класс) в форме деловой игры«Пишем учебник истории». Тип урока: Повторительно - обобщающий....

Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс

Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...

Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.

Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....