Технологическая карта урока русского языка 10 кл в соответствии ФГОС СОО
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Никифорова Татьяна Александровна

Тема урока  "Изобразительно - выразительные средства языка". Исходя из требований ФГОС, подобраны задания, сформулированы  задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_10_kl.docx46.7 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка фрагмента технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с федеральной  рабочей программой (ФРП) и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого конкретного планируемого результата укажите учебное задание, которое направлено на достижение данного результата.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Никифорова Татьяна Александровна

Место работы

МКОУ Средне – Муйская СОШ, Усть – Удинский район

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Лексикология и фразеология. Лексические нормы. 4 урок

Тема урока 

Изобразительно – выразительные средства лексики (эпитеты, метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, сравнение …)

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

 урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП):

Задания:

Личностные

 (не более 1) 

 совершенствование языковой и читательской культуры

Внимательно прочитайте предложенные тексты, ответьте на вопросы:

  1. Кто автор текстов, из какого произведения?
  2. Какие чувства выражает автор в текстах?
  3. Что можно сказать о средствах выразительности, с каким разделом языка они связаны?
  4. Определите тему нашего урока и задачи

1.И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу.

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

 Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

2. Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия …

3.Вкруг него

Вода и больше ничего!

 

4. В гранит оделася Нева.

5. Словно горы,

 из возмущённой глубины

Вставали волны там и злились

Метапредметные

(не более 1)

уметь  устанавливать существенный признак для сравнения, классификации и обобщения (базовые логические действия)

  1. Рассмотрите таблицу, заполните простым карандашом 1 графу, в случае затруднения можно использовать словарь литературоведческих терминов, проверьте по контрольной карточке.

Троп (термин)

определение

пример

Образное определение

Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений

Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого

Выражение, в описательной форме передающее смысл слова

Замена одного слова другим, смежным по значению

(часто часть вместо целого)

Намеренное преувеличение

Намеренное преуменьшение

Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого»)

Предметные

(не более 3)

  1. Определять изобразительно – выразительные средства лексики
  1. Из приведённых выше  отрывков из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» выпишите  в 3 графу таблицы примеры тропов.

Троп (термин)

определение

пример

Эпитет

Образное определение

Надменный  сосед

Новые волны

Возмущённая глубина

Метафора

Выражение, употребляемое в переносном смысле на основе сходства предметов \явлений

В Европу прорубить окно…

Олицетворение

Наделение неодушевлённого предмета свойствами живого существа

Волны злились

Сравнение

Сопоставление двух явлений с целью пояснить один предмет, явление с помощью другого

Стой, как Россия

Вставали, словно горы

Перифраз

Выражение, в описательной форме передающее смысл слова

Град Петров (Петербург)

Метонимия

Замена одного слова другим, смежным по значению

(часто часть вместо целого)

Шведу (Швеции)

Флаги   (страны)

Гипербола

Намеренное преувеличение

                          Вкруг него

Вода и больше ничего!

Литота

Намеренное преуменьшение

Оксюморон

Соединение взаимоисключающих понятий (сочетание «несочетаемого»)

  1. Отрабатывать умения пользоваться словарём литературоведческих терминов, находить информацию в справочниках

2. Закончить работу с таблицей, привести примеры литоты и оксюморона

  1. Развивать умения и навыки составлять устный   текст - рассуждение

3. Согласны ли вы с высказыванием И.С.Тургенева о Пушкине: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык …»? Составьте небольшой текст – рассуждение, выразив своё отношение к высказыванию Тургенева ( не менее 10 предложений)

Заслушивание ответов, комментарий

Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия

Приведите пример по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Рефлексия проводится в формате беседы по вопросам:

-Какие  задачи мы ставили на уроке?

-Выполнили   эти задачи?

 -Какое значение имеют для вас полученные знания?

 - Остались ли у вас вопросы по теме урока?

Домашнее задание

Приведите пример домашнего задания.

Выолнит задание по карточке

Вариант задания 26 (ЕГЭ)

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»? (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь. (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат) Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить (А)______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует(Б) _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных(В) ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к (Г)________ (предложение 5).

Список терминов:

1) метафора

2) фразеологизм

 3) ключевые слова

4) синтаксический параллелизм

5) риторический вопрос

6) цитата

7) гипербола

8) инверсия

9) эпитеты

 10) сравнительный оборот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС

Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе (ФГОС ООО)

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Гласные в приставках -пре, -при"...

Технологические карты уроков русского языка в 5 классе ФГОС по теме: "Морфема", "Окончание и основа слова"

Материал содержит готовые задания для урока (в помощь молодым педагогам)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ (ФГОС)

Урок изучения и первичного закрепления нового материала. Задачи, цели, межпредметные связи, образовательные ресурсы. Этапы урока: - организационный момент; - актуализация знаний и фиксация затруднений...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...