Сообщение на лингвистическую тему
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Кристина Александровна Борцова

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 9._soobshchenie_na_lingvisticheskuyu_temu.ppt797.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

Слайд 2

А. Алексин «Саша и Шура» (отрывок из повести) Писатель Тургенев говорил, что русский язык «великий и могучий». Это он, конечно, правильно говорил. Но только почему же он не добавил, что русский язык ещё и очень трудный? Забыл, наверное, как в школе с диктантами мучился. Так рассуждал я, огибая берёзовую рощу. Но, может быть, думал я, во времена Тургенева учителя не так уж придирались и не снижали отметки за грязь и за всякие там безударные гласные? А я вот из-за этих самых безударных сколько разных ударов получал: и в школе, и дома, и на совете отряда! А вообще-то, рассуждал я, какая разница – писать ли «моршрут» или «маршрут», «велосипед» или «виласипед»? От этого ведь велосипед мотоциклом не становится. Важно только, чтобы всё было понятно. А какая там буква в середине стоит – «а» или «о», – это, по-моему, совершенно безразлично. И зачем только люди сами себе жизнь портят? Когда-нибудь они, конечно, додумаются и отменят сразу все грамматические правила. Но, так как пока ещё люди до этого не додумались, а додумался только я один, мне нужно готовиться и сдавать переэкзаменовку. Вопросы кейса 1) К какому виду речи ты отнесёшь данный текст? Почему? Какие типы и виды речи ты знаешь? 2) Ответь на вопрос, что является предметом невесёлых размышлений героя. 3) Согласен ли ты с лирическим героем? Смог ли он тебя убедить? 4) Напиши небольшой монолог-рассуждение на тему «Почему нужно писать без ошибок?»

Слайд 3

СООБЩЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

Слайд 4

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ: ТЕЗИС. ПЕРВОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВТОРОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (АРГУМЕНТЫ). ВЫВОД.

Слайд 5

КАК НАЧАТЬ СОЧИНЕНИЕ? Начинается сочинение со ВСТУПЛЕНИЯ-ТЕЗИСА Во вступлении сообщаются ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ о ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПОНЯТИИ и ЕГО РОЛИ В РЕЧИ Тезис может состоять из 2-х предложений минимум и более. Помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

Слайд 6

АРГУМЕНТЫ (доказательства ) Должно быть не менее двух аргументов Аргументы, идущие за тезисом, являются подтверждением тезиса

Слайд 7

Вывод Вывод должен содержать ИТОГ всего, что сказано в сочинении, не противоречить тезису и не дублировать его

Слайд 9

О ЧЁМ ПИСАТЬ? 1) Например, пишем о средствах языковой выразительности (метафорах, олицетворениях, эпитетах, сравнениях, фразеологизмах, однородных членах). Поясняем, для чего они нужны. 2) Вспоминаем о функциях знаков препинания. Они могут делить текст на смысловые отрезки, указывать на эмоциональную окраску высказывания, передавать вопросительную интонацию, выделять прямую речь. 3) Пишем о том, что наша речь невозможна без грамматической связи между словами. При согласовании зависимое слово связывается с главным при помощи окончания, при управлении – с помощью окончания и предлога 4) Пишем о том, что текст состоит из нескольких микротем. Именно абзац подсказывает читателю, что начинается новая микротема.

Слайд 10

СБОР МАТЕРИАЛА к сочинению на лингвистическую тему

Слайд 11

СКРЕПЫ Для введения аргументации Например, кроме того, во-первых, во-вторых, так,

Слайд 12

СКРЕПЫ Для связи аргументов и вывода итак, таким образом, следовательно, безусловно,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...

Презентация по теме "Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему" для 9 класса

Этот материал можно использовать при обучении учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Он составлен на основе демонстрационного материала ГИА 2013 года....

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"

Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».

Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...