конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Екатерина Владимировна Мартемьянова

Обучающий урок по русскому языку "Профессионализмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.professionalizmy_6_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение общеобразовательная
школа-интернат основного общего образования
г. о. Жуковский Московская область

Открытый урок по русскому языку

для учащихся с задержкой психического развития 6 а класса

по теме «Профессионализмы».

Составила и провела

Учитель русского языка и литературы

Мартемьянова Е.В.

г.о.Жуковский

18.10.2022г.

Тема: Профессионализмы.

Цель урока: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах

Задачи:
предметные: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы
метапредметныесовершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; создание психологически комфортной обстановки на уроке.

личностные: воспитывать внимание к окружающему миру; развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.

Тип урока: урок объяснения нового материала
Форма занятия: ролевая игра
Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по увлекательной стране «Лексика». Мы уже побывали в гостях у «Общеупотребительных слов» и «Диалектизмов».. Давайте вспомним какие слова называются общеупотребительными, какие диалектными?

(Примерные ответы учащихся: Слова, которые известны всем людям, называются общеупотребительными. К ним можно отнести такие слова как вода, солнце, розовый, думать. Диалектизмы - это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Например, бурак, зубарь, гай  и др..)

Запись числа, классная работа.

Задание 1 Запишите текст и подчеркните  диалектизмы из стихотворения А. Яшина. диалектизмы:

Родные, знакомые с детства слова / Уходят из обихода: / В полях поляши-тетерева. / Лисятина-дичь, / Пересмешки-молва, / Залавок – подобье комода. / Не допускаются в словари / Из сельского лексикона: / Сугрёвушка, фыпики-снегири, / Дежень, воркуны вне закона. / Слова исчезают, как пестери, / Как прясницы и веретена.

Назовите общеупотребительные слова.
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Я вижу, что материал усвоен вами прекрасно. А это значит, что мы можем продолжать свой путь дальше.
II.Актуализация познавательной деятельности
(На слайде красным высвечивается сообщение-просьба о помощи)
В городе “? ” объявлена тревога! Кто-то украл все слова города и поэтому жители не могут продолжить работать! Нужна команда лучших детективов для решения проблемы! Выезжайте как можно скорее.
Учитель: Ребята, нужно помочь жителям города! Нам предстоит узнать какие слова спрятались в этом тексте. Почему они так названы, когда и кем употребляются. Нас ждет интересная работа! Вперед!

Отступите 1 строку для темы нашего урока и с новой строки запишите текст.

1 ученик пишет текст на доске

Задание 2.

Зачерпну я солнце жесткой кистью,

Киноварь и охру всполошу

И на глянец шелестящих листьев

Сочными мазками положу,

Чтобы клёны золотом червонным

Осыпалась под ноги влюбленным. (Б. Попов. )

Какие слова не общеупотребительные вы здесь видите, подчеркните их. Как вы думаете, кто их употребляет и как они называются?

Теперь давайте запишем тему нашего урока.
Учитель:
Скажите, ребята, почему город назван “Профессионализмы”? Что это значит? И какие однокоренные слова вы можете подобрать?
(Примерные ответы учеников: Город занимается изучением профессий. Однокоренные слова записывают в тетради и выделяют орфограмму: профессия, профессиональный, профессионал.)

Учитель: Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).

Учитель: Давайте запишем в наших тетрадях. Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности. Прочитаем параграф 23 в нашем учебнике.
Учитель: Отлично! Теперь мы знаем почему город так назван! Но нельзя расслабляться! Давайте посмотрим какие улики остались на месте преступления.
IV.Закрепление изученного материала

Задание №1. Юные сыщики, перед вами стоит непростая задача! Вспомните, кем работают ваши родители и какие предметы характерны для их профессии! (3 минуты)
(Примерные ответы учеников : Учитель, врач, строитель, водитель, повар. Для учителя- доска, мел, учебник, класс.
Для врача- укол, таблетки, халат, градусник.
Для строителя- кирпич, кран, каска, цемент.
Для водителя- машина, колесо, насос, бензин.
Для повара- кастрюля, половник, вилка, специи.)

Учитель: Вы большие молодцы! Задание №1 выполнено! Вы хорошо знаете профессии ваших родителей. А у нас появилось второе задание.
Задание №2. Из предложенных предложений выберите только то, в котором есть профессионализмы. Определите представителям какой профессии принадлежат эти слова. (2 минуты)
а) Старый шкаф стоял на своём месте- в углу террасы.
б)Фонетика- раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
в)Дом был деревянный.
г) Крышу покрыли шифером.

Ответ: Б. Учителю русского языка.
Учитель: Конечно, вы правы! Еще одно задание пройдено успешно! Но на этом наши испытания не закончены.
Задание №3. В городе “Профессионализмы” мы нашли словари разных работников. Помогите определить: какой профессии принадлежат эти слова. (3 минуты).
Карабин, страховочный трос, костыль, экипировка, восхождение - 
(альпинист).
Репортаж, шапка, микрофон, редактирование, фотокамера - (корреспондент).
Ресепшен, компьютер, приём заявок, заказов, телефон - (администратор).
Накладная, маршрут пути, приём, доставка товара - (экспедитор).

V.  Рефлексия.

Сегодня на уроке мы познакомились с со словами ограниченного употребления, которые используют  в речи люди разных профессий, профессионализмами.

Помогли жителям города найти пропавшие слова, выполнили ответственные задания.

Инструктаж домашнего задания. §23 упр.143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...