курс по выбору 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Елена Николаевна Пенькова

Принципы русской орфографии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsipy_russkoy_orfografii_9_klass.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку в 9 классе 2 полугодие

 «Принципы русской орфографии и пунктуации»

Пояснительная записка

      Рабочая программа элективного курса  «Принципы русской орфографии и пунктуации»  составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку.   В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить  трудные случаи правописания,  трудные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.

      Элективный курс рассчитан на учащихся  9 класса, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное  внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Программа рассчитана на  17 часов. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых  для успешного  прохождения ОГЭ,  на формирование  базовых знаний  и базовых компетентностей. Рабочая программа «Принципы русской орфографии и пунктуации» включает темы, необходимые для успешного  прохождения ОГЭ.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии.   Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие,  так как это к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Цели и задачи курса

Цель курса:

  • подготовить учащихся к ОГЭ;
  •  обобщить и углубить знания по разделам  «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»

обобщить и углубить знания по разделам,  создать условия для  овладения обучающимися   умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил. 

Задачи курса:

  • развитие  умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
  • Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях  русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
  • Развитие  умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
  • Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
  • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
  • Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
  • Создание условий для   учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

Требования к уровню подготовки

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные:  самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:  знать/ понимать/ уметь

  • Знать трудные случаи правописания
  • Понимать их роль в общекультурном развитии человека
  • Объяснять языковое явление
  • Уметь применять  знания при тестировании
  • Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
  • Формирование научного типа мышления,   владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
  • активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
  • определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
  • работать над расширением словарного запаса;
  • опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • выполнять различные  типы тестовых заданий;
  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
  • определять  синтаксические конструкции.

Содержание программы

I. Введение.

Содержание экзаменационной работы.

Элементы содержания экзаменационного теста:

1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Структура экзаменационной работы.

Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).

Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.

Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.

Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).

II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.

  1. Фонетика и графика.
  2. Лексика и фразеология.
  3. Морфемика и словообразование.
  4. Грамматика. Морфология.
  5. Грамматика. Синтаксис.
  6. Орфография.
  7. Пунктуация.
  8. Речь.
  9. Языковые нормы.
  10. Выразительность русской речи.

IIIСоздание сочинения-рассуждения.

Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.

IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.

Итоговый контроль.

   

ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Принципы русской орфографии и пунктуации»  9 класс 2 полугодие

(17 часов)

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятель-ности

Дата

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Мини-лекция с презентацией «Подготовка учащихся 9 класса  к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»,             практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

    Часть 1

 Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Мини-лекция с презентацией «Современные подходы к написанию сжатого изложения на ОГЭ в 9-м классе», практикум

Работа с текстом, создание текста.

 Выбор приемов сжатия.

Практикум,

изложение

Создание текста, оценивание

Часть 3

  Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.

Мини-лекция с презентацией «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»

практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

 Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоя-тельная работа

 Учимся аргументировать.

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

 Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Практикум

Самостоя-тельная работа

Часть 2

Понимание смысла текста.

Лексическое значение слова или его лексический анализ.

 Выразительно-изобразительные языковые средства.  

Презентация

«Выразительно-изобразительные языковые средства» Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Основные орфографические правила правописания корней. Задание

Основные орфографические правила правописания приставок. Задание

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.  

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

 

Работа с тестом, заполнение бланков

Лексика и фразеология.

Стилистическая принадлежность слов.  

Необщеупотребительная  лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная.

Презентация «Лексика и фразеология».

 Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании.  

Презентация «Словосочетание» Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.  

Презентация «Грамматическая основа предложения».  Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

13

Простое осложненное предложение.

Пунктуационный анализ простого осложненного  предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.  

Презентация «Простое осложненное предложение» Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

14

Типы сложных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

Презентация «Типы сложных предложений» Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

15

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

Практикум

Работа с тестом, заполнение бланков

16-17

Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.

Практикум

Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Работа с тестом, заполнение бланков

               Литература для учителя:

  1. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
  2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2016  9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
  3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год
  4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
  5. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2016: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
  6. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ОГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  7. Иванова С.Ю. ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
  8. Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ 2016: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
  9. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. Издательство «Экзамен»
  10. Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ОГЭ 2016.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2016.
  11.  Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  12. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса  к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»            
  13. Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ОГЭ в 9-м классе»
  14. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
  15. Презентации по всем основным разделам русского языка

Литература  для учащихся:

  1. Учебник: Русский язык . 9 класс.  Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2014 год.
  2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский  язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2014 г.
  3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения  / Г. К.  Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2015 г.
  4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2016 г.
  5. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2017. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.
  6. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2017  9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.
  7. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2015 год
  8. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
  9. Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ОГЭ 2017.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива

1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса...

Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...