Методическая разработка учебного занятия
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Марина Сергеевна Смирнова

Методическая разработка учебного занятия

на тему:

 «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»

 

 

 

 

 

Выполнил:

преподаватель русского языка и литературы

Смирнова Марина Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_svarshchiki.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия

на тему:

 «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»

Выполнил:

преподаватель русского языка и литературы

Смирнова Марина Сергеевна

Оха, 2022

Конспект урока

Тема занятия: Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика

Профессия/специальность: Сварщик

Продолжительность: 45 мин

Тип занятия: Урок общения, систематизации и закрепления знаний

Вид занятия: практическое

Цель методическая: развитие функциональной грамотности обучающихся

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»

Задачи:

  1. Образовательная: способствовать обобщению знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»; систематизировать и углубить знания по теме «Профессиональная и терминологическая лексика», применять полученные знания в конкретных ситуациях;
  2. Развивающая: развивать учебно-организационные умения; развивать умение вести диалог в группе (компоненты компетенции ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем и ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)
  3. Воспитательная: способствовать развитию ответственности, способности к открытому взаимодействию, воспитывать интерес к профессии (компоненты компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы)

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: репродуктивный, продуктивный, эвристический.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, видеоролика, беседа.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, программа просмотра презентаций (Microsoft Office PowerPoint).

Учебно-методическое обеспечение: презентация по теме «Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика», раздаточный материал: опорный конспект, текст с «неизвестными», видеоролик  «Сварка труб с очень большим зазором» https://www.youtube.com/watch ?v=Xstc_gJjxEI

Междисциплинарные связи: Выполнение слесарных операций и подготовка оборудования к сварке и резке

Внутрипредметные связи: темы разделов «Орфоэпия», «Орфография», «Грамматика»

Ход занятия

I.Организационный момент (2мин)

- Здравствуйте, уважаемые обучающиеся.

Своё занятие я начну с такого вопроса:

- Какова главная цель вашего обучения в училище? (предполагаемый ответ: получение профессии)

- А неотъемлемым условием получения образования, овладения профессией  является знание профессиональной лексики.

- Как Вы считаете, необходимо ли знать терминологическую и профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии? Понадобится ли она вам в работе? – Конечно же, необходимо знать.

Культура профессиональной речи включает:

  •  владение терминологией данной специальности;
  • умение строить выступление на профессиональную тему;
  • умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
  •  умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

-Помимо всего выше перечисленного, что еще включает в себя профессиональная речь? (предполагаемый ответ: соблюдение норм)

- Имеет ли значение соблюдение орфоэпических и орфографических норм при употреблении профессионализмов и терминов? Или можно допускать ошибки?

II. Этап мотивации (3мин)

 Герои будней- (…) простые,

А руки у героев золотые!

Кто с их работой нынче не знаком?

На их плечах весь город, каждый дом!

Сварить, создать, отремонтировать мгновенно- огнём дуги сияя непременно.

На предприятии, и дома, и везде

Без (…) не обойтись нигде!

-Какое слова пропущено в стихотворении? (сварщик)

Сварщик- профессия серьёзная, почти виртуозная, от качества работы зависит многое- прочность и надёжность строительных сооружений, работа и срок службы различной техники. Любые недочёты, невнимательность, халатность, допускаемые в работе, могут привести к разрушительным последствиям. 

- Сегодня наше практическое занятие будет иметь не совсем привычную форму и, прежде всего, носить продуктивный характер. Для начала вам нужно поделиться на четыре подгруппы по четыре человека. Мы с вами окунёмся в мир профессии, которую вы сейчас осваиваете. За выполненное задание каждая команда будет получать по одной букве, из которых мы сложим слово.

Решение проблемной ситуации. Чтобы у Вас не возникало ситуаций по использованию в речи слов в неправильном значении, мы выполним следующее задание.

На экране вашему вниманию представлены слова.

- Выберите, какие из слов можно отнести к профессии «Сварщик»

Пл…вление (А/О),  пр…садочная проволока (И/Е), св…рить борщ(ь), сварной ш…в(О/Ё), эл…ктрод (Е/И), наплавленный мета…(Л/ЛЛ), пос…дочная полоса (А/О), пл…вленый (А/О)  сыр

- Какие орфографические правила соотносятся с пропущенными буквами? (Ответы обучающихся: правописание безударной гласной, проверяемой ударением , ь знак на конце существительных после шипящих, гласные о/ё после шипящих, правописание приставок пре-/при-, удвоенная согласная в словах)

- При выполнении этого задания мы утвердились в мнении о непосредственной связи двух разделов лингвистики. Каких? Назовите эти разделы.(Орфография и лексика)

- Итак, как вы думаете, какова тема нашего занятия? (ответы)

III.Объявление темы и целей занятия (1 мин)

Тема: Профессиональная и терминологическая лексика.

Цель: обобщить и систематизировать знания по профессиональной и терминологической лексике (запись темы в рабочих тетрадях)

IV. Актуализация знаний  (4 мин)

- Сегодня мы подытожим  ваши знания по теме при помощи различных заданий.

Вновь возвращаю вас к теме урока: «Профессиональная и терминологическая лексика». Что же такое лексика? (Приложение 2)

Лексика –1) словарный состав языка; 2) совокупность слов.

Общеупотребительная лексика – основной пласт русского языка, состоящий из нейтральных слов. Приведите примеры, которые встречаются в вашей профессии. (Ответы обучающихся)

Помимо общеупотребительной выделяется лексика, ограниченная в сфере употребления. Это…? (ответы)

Жаргонизмы –это слова и словосочетания, которые используются определенной группой носителей языка, объединенной социальной или возрастной сферой употребления.

-Знаете ли вы жаргонизмы в сварочном деле?(«трезубец»- электродный держатель, «гарнир»- присадка в виде проволоки, «рыба»- связующая пластина и другие)

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

- Знакома ли вам профессиональная и терминологическая лексика вашей профессии? (ответы обучающихся)

VВоспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности (2 мин.)

- Сейчас закрепим тот материал, который проходили по разделу «Лексика». Вспомните, что такое синонимы? Обратите внимание на экран. Вам необходимо соединить между собой пары слов.

Задание «Установи соответствие» - буква «С»

Подобрать синонимы

  1. сварка

а) склеивание

  1. электрод

б) разрушение

       3.   адгезия

в) соединение

  1. коррозия

г) деффект

  1. прожог

д) проверка

  1. юстировка

е) сетка

(Проверка: 1 –в; 2 –е; 3 –а; 4 – б; 5 – г; 6 – д)

- Какую тему вы вспомнили, выполняя это задание? Что такое синонимы?

VI. Обобщение и систематизация знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика. Жаргонизмы» (25 мин)

Задание 1 «Текст с неизвестными»  (5 мин)- буква «В»

Перед Вами на экране представлен текст. Ваша задача: вставить пропущенные слова, согласовывая их в роде, числе и падеже.

Неразъёмное соединение, выполненное с помощью сварки, называют сварным (…). Чаще всего с помощью сварки соединяют детали из (…). Однако, сварку применяют и для неметаллов — (…, …)  или их сочетания.

При сварке используются различные источники (…): электрическая дугаэлектрический ток, газовое пламялазерное излучениеэлектронный лучтрениеультразвук. Развитие (…)  позволяет в настоящее время проводить (…) не только в условиях промышленных предприятий, но в полевых и монтажных условиях (в степи, в поле, в открытом море и т. п.), под водой и даже в космосе. Процесс сварки сопряжён с опасностью возгоранийпоражений (…); отравлений вредными газами; поражений глаз и других частей (…) тепловым, ультрафиолетовым, инфракрасным излучением и брызгами (…) металла.

Слова для справки: соединение, металлы, пластмассы, керамика, энергия, технологии, сварка, электрический ток, тело, расплавленный.

Ответ: Неразъёмное соединение, выполненное с помощью сварки, называют сварным соединением. Чаще всего с помощью сварки соединяют детали из металлов. Однако, сварку применяют и для неметаллов — пластмасскерамики или их сочетания.

При сварке используются различные источники энергии: электрическая дугаэлектрический ток, газовое пламялазерное излучениеэлектронный лучтрениеультразвук. Развитие технологий позволяет в настоящее время проводить сварку не только в условиях промышленных предприятий, но в полевых и монтажных условиях (в степи, в поле, в открытом море и т. п.), под водой и даже в космосе. Процесс сварки сопряжён с опасностью возгоранийпоражений электрическим током; отравлений вредными газами; поражений глаз и других частей тела тепловым, ультрафиолетовым, инфракрасным излучением и брызгами расплавленного металла.

Задание 2. «Жаргонизмы (5 мин)- буква «А»

- Давайте вспомним, что такое жаргонизмы? Чем они отличаются от профессионализмов и терминов? (Ответы обучающихся:  жаргонизмы – это слова, понятные только в определенной среде, служащие средством общения социальных групп. Термины – точное определение слова для обозначения чего-либо в какой-либо сфере, а профессионализмы могут включать слова обиходные в профессии

- Посмотрите на экран. Здесь представлены жаргонизмы и их значение. Вам необходимо установить соответствие между ними.

1.Прихватка

а) Зажим массы – сходство с силой зажима челюстями крокодила

2.Ручник

б) Держак для электрода – сходство в действии

3.Напруга

в) Отбивание шлака – сходно с действиями птицы, громким звуком

4.Намордник

г) Мелкие остатки электродов – сходство по форме после использования

5.Крокодил

д) Сборка деталей перед сваркой

6.Окурки

е) Маска – внешнее сходство с намордником собаки

7.Чикнуть

ж) Неумело выполненный шов – образное сходство с бородой

8.Вилка

з) Аппарат ручной дуговой сварки

9.Дятел

и) Напряжение, сила тока

10.Наловить зайчиков

к) Посмотреть на электрическую дугу без маски- сравнение с солнечным зайчиком (ослепление)

11.Борода

л) Отрезать кусок металла – сходство по звуку(громкий, резкий)

(Правильные ответы: 1-д, 2-з, 3-и, 4-е, 5-а, 6-г, 7-л, 8-б, 9-в, 10-к, 11-ж)

Задание 3. «Профессиональная лексика и жаргонизмы в речи сварщика» (7 мин.) – буква «Р»

Предлагаю видеоролик для просмотра и исследования «Сварка труб с очень большим зазором» https://www.youtube.com/watch ?v=Xstc_gJjxEI

- Во время просмотра видеоролика выпишите все профессиональные слова и жаргонизмы, которые вы услышите.

Задание 4. Творческое задание (8 мин.) Составьте рассказ о профессии сварщика, используя профессионализмы- буква «К»

Зачитываются готовые рассказы.

VII. Этап рефлексии (10 мин.)

 «Синквейн»  -буква «А»

- Вы знаете, что синквейн – самая лёгкая форма стихотворения, которая строится по алгоритму.

-Давайте я напомню вам этот алгоритм:

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

- Я предлагаю вам придумать  синквейн на тему: «Сварщик», «Сварка»

(Возможные варианты:

1.сварка
технологический опасный
применяется используются соединяются
процесс получения неразъёмного соединения
сплав

 2.сварка

 электрическая тяжёлая

варить резать нагревать

неразъемные соединения материалов

гост)

- Наше занятие подошло к концу. Мы погрузились в вашу будущую профессию при помощи богатого русского языка. Понравился ли вам подобный формат занятия? Сложите свои буквы. Какое слово у вас получилось? «СВАРКА»

- Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: для чего необходима профессиональная и терминологическая лексика? Важно ли соблюдать нормы произношения и написания при использовании специальной лексики.

Технологическая карта урока по теме

«Лексика русского языка. Профессиональная и терминологическая лексика»

Планируемые результаты занятия

Этапы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

КУМО

Развитие учебно-организационных умений

- ОК 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- Создание комфортной обстановки на уроке

Организационный момент

2

- Чтение стихотворения с пропущенными словами

- Постановка цели урока

Слушают

- Отвечают на вопросы

- Слайды

Мотивировать на работу по обобщению ранее полученных знаний, используя решение проблемной ситуации

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Этап мотивации

3

- Организация распределения по группам

- Оценка работы студентов (буквы от слова «СВАРКА»)

- Решение ситуационной задачи

- Определяют лидера в команде

- Определяют такие языковые понятия как профессионализмы

- Выполняют практическое задание

- Слайды

- Карточки-буквы

«С», «В», «А», «Р», «К», «А» на четыре команды

ОК 2. Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Сообщение темы и целей урока

1

- Сообщение темы и цели урока

- Записывают тему урока в рабочие тетради

- Слайды

- Обобщение знаний по теме «Лексика и сферы ее употребления»

- Развитие способности к открытому взаимодействию

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Актуализация опорных знаний

2

- Рассказ преподавателя о лексике и ее разновидностях

- Организация работы с помощью опорных конспектов

- Дополняют преподавателя своими рассуждениями

- Отвечают на вопросы

- Слайды

- Опорные конспекты

- Развитие умений вести диалог в группе (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами)

Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности

2

- Объяснение правил выполнения задания на повторение языковых понятий (синонимы)

- Организация работы по группам

- Оценка работы обучающихся

- Работают в группах

- Обсуждают в группе полученные задания

- Приходят к единому мнению

- Записывают выбранные варианты ответа в тетрадь

- Отвечают на вопросы

- Слайды

- Карточки с парами языковых понятий на соответствие

Систематизация и углубление знаний по теме «Профессиональная и терминологическая лексика»

Применение полученных знаний в конкретных ситуациях

- Развитие умений вести диалог в группе (ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководство, клиентами)

- Воспитание интереса к профессии (ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес)

Обобщение и систематизация знаний по теме

25

Задание 1. «Текст с неизвестными»

5

- Объяснение правил выполнения задания

- организация работы по группам

- оценка работы обучающихся

- работают в группах

- обсуждают

- вставляют пропущенные слова в текст

- записывают в рабочую тетрадь

- озвучивают ответ

- Слайды

- Текст

Задание 2. «Жаргонизмы»

5

- объяснение правил выполнения задания

- организация работы по группам

- оценка работы обучающихся

- работа в группах

- общаются

- приходят к единому мнению

-Записывают выбранный вариант соответствия жаргона и его лексического значения в тетрадь

- слайды

Задание 3. «Профессиональная лексика в речи сварщика»

7

- объяснение правил выполнения задания

- организация работы по группам

- оценка работы обучающихся

- работают в группах

- обсуждают

- приходят к единому мнению

- озвучивают ответ

- видеоролик «Сварка труб с очень большим зазором»

Задание 4. Творческое задание. Составьте рассказ о профессии сварщика, используя профессионализмы.

8

- объяснение правил выполнения задания

-организация работ по группам

- оценка работы обучающихся

- работают в группах

- обсуждают

- приходят к единому мнению

-записывают полученный рассказ в рабочую тетрадь

- озвучивают ответ

- слайды

- Развитие способности к открытому взаимодействию

Рефлексия. Подведение итогов занятия

10

- Организация рефлексии (оценка занятия через творческое задание)

- Оценивание работы обучающихся

- Составляют синквейны

- Отвечают на предложенные вопросы

- Дают оценку занятию

- Слайды

Список использованных источников

Основные:

  1. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ. сред. проф.учеб. завед. [Текст]/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2014. – 320 с.
  2. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку5-9 кл. – 2-е изд. – М: ВАКО, 2016 – 304 с. – (Мастерская учителя-словесника)

Электронные ресурсы:

  1. Словарь терминов по сварке https://weldering.com /
  2. Опорная таблица по теме «Лексика. Сфера употребления» – www.ote4estvo.ru
  3. Педагогическое сообщество «Урок. рф.» https://урок.рф/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...