Урок русского языка в 6 классе "Эпитеты"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Толстых Майя Валерьевна

Сформировать понятие "эпитет" через анализ текстов художественной литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_epitety.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Эпитеты.

Цель: сформировать понятие «эпитет».

Задачи:

Образовательные: изучить понятие «эпитет»;

Развивающие: прививать интерес к литературе через изучение и анализ  текстов классической литературы;

развивать умения учащихся работать в группах;

развивать творческие способности учащихся при создании своих текстов, анализировать, сравнивать и оценивать свои работы и работы одноклассников.

Воспитательные: формирование бережного отношения к языку;

воспитание культуры общения  в группах.

Ход урока:

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний учащихся

1. Орфографическая диктовка. Отгадайте загадку.

Нахмурилось небо

(Наверно, не в духе!).

Летают, летают

Белые мухи!..

И носятся слухи,

Что белые мухи,

Не только летают,

Но даже – не тают!

III. Первичное освоение новых знаний

1. Беседа

-Конечно, вы догадались, что речь идёт о снеге. Как вам удалось определить правильный ответ? Поэт создал образ снега, сравнив его с мухами. Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, небу приписано действие человека: оно нахмурилось, оно не в духе.

-Слова или обороты, употреблённые в переносном значении, называются тропами.

-К основным тропам относятся: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола.

-Сегодня мы будем говорить об эпитетах.

2. Целеполагание.

3. Беседа.

1) В своей повседневной речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос.

2) Но поэты и писатели, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные и более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др.

3) Таким образом, перенос наименования предмета на другой предмет служит для создания образной и выразительной речи.

На основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты. Соотнесите художественные средства и примеры переносного употребления речи: костёр рябины красной, запела капель, холодный взгляд.

- Вспомним, что такое эпитет.

-Эпитет — это художественное определение предмета или явления (яркое, образное определение предмета). В художественном произведении эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

IV. Первичное усвоение новых знаний

1. Задание 1. Запись под диктовку. Найдите эпитеты. Докажите свою точку зрения.

Прокалывая ржавые прошлогодние листья, потянулась на свет нетерпеливая травка, и красавец подснежник, укутанный в бархатистую шубку, выглянул из-под слежавшейся хвои.

2. Задание 2. Из данных прилагательных выпишите такие, которые могут быть эпитетами к слову «лес». Составьте 1 предложение, используя эпитеты.

Багряный, безмолвный, берёзовый, ближний, весёлый, волшебный, дубовый, заволжский, изумрудный, кедровый, лиственный, мохнатый, серебристый, смешанный, соседний, угрюмый.

-Есть очень интересный словарь. Его составили учёные-лингвисты Кирилл Сергеевич Горбачевич и Евгений Петрович Хабло, а называется он так: «Словарь эпитетов русского литературного языка». Знаете, сколько эпитетов в нём, например, к слову лес? 238!

3. Задание 3. В русских народных сказках и былинах при определённых существительных встречаются эпитеты. Такие эпитеты называются постоянными. Вспомните постоянные эпитеты.

Красна девица, добрый молодец, шелкова трава, сыра земля, богатырь святорусский, конь ретивый, речка быстрая, поле чистое, синее море.

4. Задание 4. Наверное, каждому из вас приходилось видеть, как в жаркий летний день переливается волнами поле поспевающей ржи. (И.И.Шишкин «Рожь»)

-Восстановите в стихотворении А.А.Фета опущенные эпитеты, выбрав их из каждой группы

Зреет рожь над ... нивой,

и от нивы и до нивы

Гонит ветер …

… переливы.

Слова для выбора:

1) над ближней, жаркой, тёплой;

2) шаловливый, торопливый, прихотливый;

3) дорогие, золотые, багряные.

5. Задание 5. Подберите эпитеты к слову звон в следующих контекстах:

1) ... звон жаворонка;

2) ... звон бьющихся льдинок;

З) ... звон бьющихся сосулек;

4) ... звон бубенцов;

5) ... звон часов;

б) ... звон разбитого стекла;

7) ... звон стеклянной посуды.

Слова для выбора: высокий, жалобный, дребезжащий. лёгкий, мерный, раздольный, серебристый, стеклянный. хрустальный.

6. Задание 6.  Подберите 2-3 эпитета к следующим словам

__________________________ деревня;

__________________________ солнце;

__________________________ месяц;

__________________________ сад.


V. Подведение итогов. Рефлексия.

-Какое средство художественной изобразительности мы сегодня вспомнили?

-Дайте определение, расскажите о его видах.

VI. Домашнее задание: Создайте рассказ-миниатюру (5-7 предложений) с использованием следующих эпитетов.

а) Задумчивый дождь, унылый сад, сонные дома, чужой пруд, одинокая яблоня.

б) Лунная ночь, искристый снег, кусачий мороз, застывшие деревья, холодные звёзды, дремлющий фонарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...