Урок русского языка в 5 классе "Синонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Чернявская Лидия Николаевна

 

 

 

 

 
 

Тема урока: Синонимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

 - сформировать у  учащихся  понятие  синонимы, синонимический ряд;

 - обеспечить восприятие и понимание  стилистических различий синонимов.

Задачи урока:

- обучающие:  научить  находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, употреблять синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, строить связный текст с использованием синонимов;

- воспитательные:  воспитывать бережное отношение  к родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyavskaya_l.n._sinonimy._.docx79.66 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 5 класс

Тема урока: Синонимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

 - сформировать у  учащихся  понятие  синонимы, синонимический ряд;

 - обеспечить восприятие и понимание  стилистических различий синонимов.

Задачи урока:

- обучающие:  научить  находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, употреблять синонимы в речи в соответствии с их стилистическими особенностями;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, строить связный текст с использованием синонимов;

- воспитательные:  воспитывать бережное отношение  к родному языку.

Планируемые результаты:
личностные: воспитывать уважительное отношение к родному языку, гордость за него; испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; проявлять стремление к речевому самосовершенствованию;
метапредметные: 

 развивать умение классифицировать языковые единицы по существенному признаку; пользоваться словарями разных типов (толковых, синонимов, фразеологизмов), вести самостоятельный поиск информации, анализировать, сравнивать, строить рассуждения;

Комммуникативные: работать в группе, договариваться о совместной деятельности по плану; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой;

Регулятивные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
предметные: распознавать синонимы, уметь  их правильно употреблять; расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация

 - Приветствует  учащихся. Проверяет готовность  класса к уроку.

Включение в деловой ритм посредством чтения стихотворения:

  Язык родной!

Он нужен всем

Писать читать, творить.

Но прежде нужен он затем,

Чтобы красиво говорить.

Слушают учителя,  готовятся к работе эмоционально.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

2.Актуализация знаний

(разминка)

 - Записывает дату.

1. Проводит лексический диктант (со  взаимопроверкой)

 - По лексическому значению вы должны определить слова и записать их.                                                                    

1).  Словарный состав  языка (лексика).                                                                                                                                                                                                     2). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).

3). То, что обозначает слово (лексическое значение).                                                                                                                                       4).  Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).                                                                                                                                  5). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).                                                                                                                             6). Слова  одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому  значению (омонимы).   

                                                                                                          - Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).   

 - Проверьте ответы по образцу,  исправьте ошибки, выставьте оценки. 

 - Работают в тетрадях.

  - Выполняют лексический диктант, осуществляют проверку по эталону:

1. Лексика.                                                                                                                                                                                                  2. Лексикология.

 3. Лексическое значение.                                                                                                                                       4. Однозначные.                                                                                                                                  5. Многозначные.                                                                                                                             6. Омонимы.

 - Соотносят ответы, оценивают работу

Выборочная работа (П)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

2.   Ставит проблему.

Сегодня на первом этаже нашей школы услышала такой диалог пятиклассников:

- Смотри, какой крутой телефон мне вчера купили!

- Круто! Ты на него уже скачал?

- Да пока только одну игру крутую, еще не успел разобраться.

И через слово это «круто, круто!». И я подумала: неужели у нас такой бедный и скучный язык, что никакими другими словами, кроме «круто», свои эмоции выразить невозможно?

- Слышали вы когда-нибудь выражение «режет слух»? Что оно означает? Что   «режет слух» ?

- Какой становится речь, когда говорящий использует такие слова как «круто», «крутой»?

- Как избежать этого? Можно ли их заменить другими словами?  Если «да», то какими?

 - Сделайте вывод, какой должна быть наша речь?

 

 - Слушают предложенный текст

 

 

- отвечают на поставленные вопросы, высказывают мнение, делают выводы

3.  Благодарит  учащихсяза работу, корректируеи ответы

Предлагает определить тему урока, используя прием ассоциаций.

(Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела. Определить тему урока нам поможет кроссенс  (прием ассоциаций).  

 - Итак, внимательно посмотрите на экран.

-  Что изображено на нем?  Назовите предметы.  ( Дом,  квартира,  хижина, хата,  изба, коттедж, вилла)

 - Что объединяет все эти слова?  Это название  чего?  Запишите их в ряд. (Название жилища)

- Что общего у всех этих слов? (Общее лексическое  значение  «жилище», часть речи – сущ.)

- Предлагает сформулировать вывод и определить тему урока.

- Такие слова называются синонимами.

 - Корректирует ответы учащихся в части формулировки темы и целей урока.                                                                                                                - Определите тему и цель урока?

 - Работают с материалом слайда (читают, отвечают на вопросы)

 - делают выводы, определяют тему урока

Вывод: в русском языке существует слова  одной и той же  части речи,   с одним и тем же  лексическим значением, слова могут отличаться оттенками лексичесих значений.

Тема урока: Синонимы.

Цель урока: узнать, что такое синонимы и что они обозначают? Для чего нужны синонимы?

Задачи:  научиться подбирать синонимы, составлять синонимические ряды, употреблять их в речи.

 - Записывают тему урока

3. Формирование новых знаний

1. Объяснение новой темы. Работа с текстом учебника.

1).  Предлагает посмотреть, как учебник даёт определение синонимов (Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов  др. Русский язык 5 класс: п - 68, с. 161-162).

 - Обобщаает сделанные выводы

 - Что такое синонимы?  Приведите примеры (Задание выполняется по рядам)

Группа синонимов - это синонимический ряд.

А).  Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! –
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.

Б). Зябнет осинка,
 Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.

- Выпишите синонимы из каждой группы. Чем отличаются?

2)  Предлагает выполнить тренировочные задания и сделать вывод о роли синонимов для придания выразительности речи

- Можно ли дополнить ряд  синонимов такими словами, которые выражают бы отношение?  Подберите  такие синонимы к словам, которые выражали бы, например, восхищение (хоромы, дворец) – уничижительное  значение (лачуга, хибара).

 - Какие из этих слов характерны для книжной речи, какие для разговорной?  

Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей.

Хижина - устаревшее слово,  коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка.

  

 - Слушает, обобщает выводы

ВЫВОД: Синонимы  отличаются оттенками лексического значения. Синонимы делают  нашу речь  богаче, ярче, выразительнее.

  - читают и обсуждают материалы

П-68 с сопоставлением с собственными выводами

 - выполняют задание по вариантам(выписывают синонимы из текста)

 - делают вывод о роли синонимов для придания выразительности речи

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Постановка и решение проблем (П)

4.  Физминутка

 - запускает цветной шар и просит  подобрать синоним кпредложенным словам

C:\Users\РУСЛАН\Desktop\1690840_1.jpeg

 - участвуют в физминутке с применением полученных знаний

5.Первичное закрепление.

1.  Организует  работу по редактирования текста.

 

 - Послушайте текст

         Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки блестели, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом блестело чистейшей голубизной. И в синеве неба блестели стволы берёз.

 - Всё ли правильно в этом тексте? Какую речевую ошибку вы заметили? (Повторяется слово «блестеть)

 - Как её исправить? (Заменить синонимами)

 -         Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки ……, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом …….. чистейшей голубизной. И в синеве неба ……. стволы берёз.

 

 - Какова тема текста? Основная мысль текста?

 - Подберите заголовок в соответствии с темой  и основной мыслью текста.

- О чем этот текст? Для какого стиля характерен?  Определите тип речи.

 - Проверка работа 2 группы

Исправленный текст:

           Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливали всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной. И в синеве неба светились стволы берёз.

 

 - Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы.

 Вывод: синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок)   

  1.  Игра «Четвертое лишнее слово»

1.Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

2. Сказать,  молвить, ляпнуть, крупный.

3.Радость, отрадный, весёлый, потешный.

 - В каждом случае объясните  свой выбор.

 - Работают в тетрадях

 - читают текст, находят и указывают речевые ошибки, устраняют их с  помощью предложенных слов для справок.

 Слова для справок: (Синонимический ряд к слову блестеть):

Блестеть, сиять, искриться, сверкать, светиться, лучиться

Общее в значении: «издавать блеск, отражая свет, или излучать свет»

Блестеть - издавать блеск

Сверкать – издавать яркий, переливающийся блеск

Сиять – излучать сильный, яркий, но ровный свет

Искриться – блестеть, излучая или отражая искристый свет

Лучиться – излучать яркий, переливчатый свет

Светиться – отражать или излучать ровный, не слишком яркий свет

- находят лишнее слово, объясняют свой выбор (лишними являются слова «звонкий, крупный, радость», (разное лексическое значение)

Игровой момент (К)

Контроль (Р)

Классификация (П)
Работа в парах (К)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1.  Подобрать синонимы разной стилевой окраски  к словам  большой, друг:  

 

Большой – огромный, гигантский, здоровенный

Друг – товарищ, приятель, корешок

 - Работают самостоятельно в тетрадях.

 

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция Р)

7. Рефлексия

- Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Обобщает сказанное.

 -  Наш урок, ребята подходит к завершению. Все ли цели достигнуты? Подведём итоги.

Вставь нужные слова:

Синонимы – слова… по значению.

Синонимы различаются…

Синонимы позволяют выразить мысль наиболее…

Синонимы избавляют речь от …

Обилие синонимов в языке свидетельствует о его…

 

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

        - Оценивают свою работу.

Синонимы – слова, близкие по значению.

Синонимы различаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Группа синонимов образует синонимический ряд.

Общеупотребительное слово в синонимическом ряду – это нейтральный синоним.

Синонимы позволяют выразить мысль наиболее точно.

Синонимы избавляют речь от повторов.

Обилие синонимов в языке свидетельствует о его богатстве.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

        8.Д.з.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Записывают задание в дневник.

Дифференцированные  задания  (П.,  Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...