Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Буквы о-ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тощева Вера Владимировна

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по теме "Буквы о-ё после шипящих"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова»

 Цели урока:

  • образовательная: изучить и закрепить навык написания гласных ё-о в корне после шипящих, совершенствовать орфографические навыки учащихся;
  • развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; составлять алгоритм действий и применять его, продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
  • воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков формирующего оценивания.

Планируемые результаты:

Предметные УУД

1) Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования.

2)  Применять при письме данное орфографическое правило.

Метапредметные УУД

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные УУД

Проявлять познавательный интерес к новым знаниям.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: компьютер, презентация, медиапроектор, экран (интерактивная доска), учебники для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), карточки для работы.

Ход урока.

I. Орг. момент.

- Здравствуйте! Прозвенел уже звонок, начинаем наш … (Урок).  Хорошее настроение захватили? Улыбнитесь друг другу, пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость познания и общения. Садитесь, пожалуйста.

II. Актуализация знаний

Орфографическая пятиминутка (слайд 2)

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни с чередующимися гласными

Р … стительность нашей мес … ности, предл … гать спосо … пересадки деревьев, прол … жить тр … пинку в зар … слях, крошечный р … сточек, подр …сли на гря … ке, выр … щенный нами сад, произр … стать в пустыне, разл … жить р … стения для гербария.

Взаимопроверка (слайд 3,4), на доске текст для проверки и критерии оценивания

Растительность нашей местности, предлагать способ пересадки деревьев, проложить тропинку в зарослях, крошечный росточек, подросли на грядке, выращенный нами сад, произрастать в пустыне, разложить растения для гербария.

Нет ошибок-5

1-2 ошибки – 4

3-5 ошибок – 3

 Более 5 ошибок - 2

III. Изучение нового материала.

1. Создание проблемной ситуации. (слайд 5)

Прочитайте слова, определите, что в них общего.

2.Формулировка темы, определение целей урока. (слайд 6-10)

Как мы можем сформулировать тему урока? Какие цели на данном уроке мы должны поставить перед собой?

А теперь рассмотрите таблицу и попытайтесь самостоятельно сформулировать правило о правописании букв ё-о после шипящих в корне слова

Учащиеся должны сформулировать правило о том, что под ударением в корне пишется ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой е, но если проверочного слова нет, то нужно писать о

3. Слова-исключения (слайд 11, 12)

Учитель читает вслух юмористический рассказ, в котором есть 18 слов-исключений

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договорились о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на весёлое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы произошедшим.

В конце урока учитель раздаёт учащимся памятки со словами-исключениями, напоминает о необходимости выучить и запомнить эти слова.

Кроме того учитель напоминает учащимся о том, что не стоит путать слова разных частей речи: существительные ожог, поджог и глаголы в форме прошедшего времени ожёг, поджёг

IV. Физкультминутка (слайд 13)

Руки тянем в потолок,

Словно к солнышку цветок.

Мы попрыгаем на месте

 И пройдёмся по дороге.

За столы садимся дружно,

Нам теперь учится нужно.

V. Закрепление изученного на уроке.

1.  Работа по учебнику. (упр. 457)

Подберите к данным словам однокоренные, в которых гласная после ширящих в корне находится под ударением

Шелковистый, желудёвый, щека, челнок, желтизна, щелчок, щеголять, чернеть, вычеркнуть, дешевизна.

Ребята по очереди выходят к доске, подбирают и записывают к данным словам однокоренные, в которых гласная после шипящей в корне находится под ударением.

VI.  Рефлексия (слайд 14)

На данном этапе урока учитель обращает внимание учащихся на алгоритм запоминания данного правила:

1. Где корень?

2. Где орфограмма

3. Можно ли изменить звук [o]

Если можем пишем ё, если нет – пишем о

VII.  Домашнее задание (выучить слова-исключения, упр. 459)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

урок по русскому языку на тему:"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

Данный урок познакомит учеников с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Подобраны разные виды диктантов....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...