Предметная олимпиада по русскому языку 2023-2024гг.
материал по русскому языку

Задания по предметной олимпиаде по русскому языку 2023-2024гг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая олимпиада по русскому языку

2023/2024 учебный год

Чернига Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Петуховская СОШ имени Я.С.Кулишева», Петуховский район.

Электронная почта: svetach70@mail.ru.  Тел. 8-919-578-26-49

Часть 1

Задание 1. Какие известные русские пословицы «зашифрованы» в следующих научных описаниях? «Зашифруйте» три любые пословицы в научном описании.  

А. Основная номинативная единица языка не идентична представителю отдельного рода пернатых (семейства ткачиковых); в случае ее перемещения в воздушную среду не представляется возможным ее оперативное задержание.

ОТВЕТ: Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Б. Величина, являющаяся мерой механического действия одного материального тела на другое (F), приводит в негодность сухие стебли злаковых и бобовых зерновых культур, остающиеся после обмолота.

ОТВЕТ: Сила солому ломит.

В. Локус, в котором отсутствует говорящий вместе с другим (не определенным точно) лицом, оценивается положительно.

ОТВЕТ: Хорошо там, где нас нет.

1. Режим температуры в переходе между зимой и летом переносится сложнее, чем температурный режим в климатическом сезоне с наиболее низкими для данной территории температурами воздуха. – Не зима знобит, а весна.

2. Представитель пернатых, отряда воробьинообразных, удерживаемый верхними конечностями человека, гораздо важнее особи отряда журавлеобразных, парящей в воздушном пространстве. – Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

3. Не раскрывай широко отверстие, предназначенное для приёма пищи и трансляции звуков, на большой круглый хлеб, принадлежащий кому-то другому. – На чужой каравай рот не разевай.

Задание 2. Ниже в зашифрованном виде приводятся полные имена известныхрусских лингвистов. Расшифруйте их, имея в виду, что каждой русской буквесоответствует один и тот же знак, но прописные и строчные буквы уравнены вправах» (т.е. не различаются).

Виктор Владимирович Виноградов

Евгений Дмитриевич Поливанов

Михаил Викторович Панов

Александр Матвеевич Пешковский

Николай Сергеевич Трубецкой

Лев Владимирович Щерба

Филипп Фёдорович Фортунатов

Роман Осипович Якобсон

Александр Александрович Реформатский

Григорий Осипович Винокур

 

Часть 2.

        Задание 3. Прочитайте следующий отрывок из сатирического Джонатана Свифта (1667-1745) «Путешествия Гулливера».

        После этого мы пошли в школу языкознания. Там три профессора обсуждалиразличные проекты усовершенствования родного языка. Первый проектпредлагал упростить разговорную речь, переделав все многосложные слова водносложные и выбросив глаголы и причастия. Автор указывал, что толькоименам существительным соответствуют существующие предметы.

        Второй проект требовал полного упразднения всех слов. Автор этогопроекта ссылался главным образом на его пользу для здоровья и сбережениявремени. Ведь совершенно очевидно, что произнесение слов утомляет горло илегкие и, следовательно, сокращает нашу жизнь. А так как слова суть тольконазвания вещей, то гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые длявыражения наших мыслей и желаний.

        …Многие весьма ученые и мудрые люди пользуются новым способомобъясняться при помощи вещей. Единственным его неудобством является тообстоятельство, что собеседникам приходится таскать на плечах большие узлыс разными вещами, которые могут понадобиться в разговоре. Мне частослучалось видеть двух таких мудрецов, сгибавшихся, подобно нашимразносчикам, под тяжестью огромной ноши. При встрече на улице ониснимали с плеч мешки, открывали их и, достав оттуда необходимые вещи,вели таким образом беседу. Затем складывали свою утварь, помогали другдругу взваливать груз на плечи, прощались и расходились.

        Впрочем, для коротких и несложных разговоров можно носить всенеобходимое в кармане или под мышкой, а при разговорах в домашнейобстановке все подобные затруднения легко устранить. Надо только наполнитькомнаты, где собираются сторонники этого языка, самыми разнообразнымипредметами.

        Великим преимуществом этого языка является его международныйхарактер. У всех цивилизованных наций мебель и домашняя утварь более илименее одинаковы. Благодаря этому посланники при помощи вещей могутлегко объясняться с иностранными королями или министрами, языккоторых им совершенно неизвестен.

(Перевод Б.М. Энгельгардта)

        Напишите эссе, в котором необходимо порассуждать на следующие вопросы:

        Почему неприемлемы (нереальны) описываемые проекты искусственных языков? В чем их недостатки по сравнению с естественным языком?

        Какие важнейшие свойства естественных языков можно вывести из этого сравнения?

        Как вы думаете, сможет ли заменить искусственный интеллект человека при создании текстов?

Эссе.

Незаменимый естественный язык.

           Язык играет в жизни человека огромную роль. Трудно представить, что было бы, если бы на Земле не было такого многообразия слов, которое есть сейчас.

          Появление связной  устной речи стало одним из отправных толчков развития общества. Можно ли, отказавшись от использования всех слов, заменить речь чем-то иным? Разумеется, нет, потому что ни один искусственный язык никогда не сможет передать того разнообразия эмоций, которые мы вкладываем не столько в слова, сколько в интонацию, с которой их произносим, чтоб в полной мере донести до нашего собеседника свои мысли и чувства.

           В сатирическом отрывке Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» рассматриваются два проекта, призванных упростить или полностью заменить естественный язык. Первый проект предлагает   упростить разговорную речь, выбросив все глаголы и причастия и переделав многосложные слова в односложные, оставив только существительные, соответствующие существующим  предметам. Это невозможно  по одной простой причине, что, используя исключительно существительные, нереально было бы обозначить то множество активных действий, за которые отвечают глаголы, и наша речь утратила бы добрую половину своей выразительности и понятности. Второй проект вовсе требовал полного упразднения всех слов, что звучит еще более абсурдно, и замены их на вещи, которые нужно повсюду «таскать» с собой. Мало того, что это просто  неудобно, так ещё не ясно, какие вещи предполагалось использовать для обозначения каких-то предметов, чувств.

Может ли искусственный интеллект заменить человека в создании текста? Вопрос довольно спорный. С одной стороны, это вполне может быть, ведь с каждым днем технологии все больше развиваются в современном мире, но даже это не сможет передать чувств и эмоций, которые способен передать человек.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что естественный язык - неотъемлемое средство общения, преобладающее над искусственным своим многообразием, эмоциональностью, которую не может выразить никакой другой язык.

С развитием технологий многие люди начинают беспокоиться, что их место может занять искусственный интеллект. Может ли это грозить тем, кто занимается созданием текстов? Рассуждая об искусственных языках, мы понимаем, что естественный язык  всегда будет преобладать над ними. Также и человек будет всегда преобладать в составлении текстов над компьютером, потому что, каким бы умным ни был компьютер, он никогда не сможет овладеть той чуткостью, которой обладает человек, тем эмоциональным богатством, так необходимыми для составления художественных текстов. Возможно, он смог бы набирать какие-то документы, сухие шаблонные сноски, но не более, потому как у искусственного интеллекта нет и не будет  души, которую каждый автор так или иначе вкладывает в свой текст.

Таким образом, можно с точностью заявить, что никакой искусственный язык не сможет заменить естественного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к олимпиадам или предметной неделе по русскому языку

Интересные и увлекатекательные задания по рускому языку никого не оставят равнодушным!...

Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Материал состоит из Положения о проведении предметной олимпиады по русскому языку и заданий для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Целью проведения предметной олимпиады явл...

Предметная олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Задания для проведения предметной олимпиады по русскому языку разработаны в соответствии  с требованиями типовой учебной программы по русскому языку для учащихся 9 класса специальных (коррек...

«Историческая фонетика. Графика» (материал для подготовки учащихся 5-9 классов к предметным олимпиадам по русскому языку)

В своей работе учителя-словесники сталкиваются с рядом проблем при подготовке учащихся к научно-исследовательской деятельности и предметным олимпиадам по русскому языку, поскольку в пособиях, доступны...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...