Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность, 5 класс»
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Рындина Елена Николаевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность, 5 класс»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования Приморского края‌‌

‌Администрация города Владивостока‌

МБОУ «СОШ № 37»

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета, протокол №1

 [Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Киселёва М.С.

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ "СОШ №37"

________________________

Мухина Г.А.

[Номер приказа] от «[число]» [месяц]   [год] г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 курса внеурочной деятельности  «Читательская грамотность»

 (наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2023/2024УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Составитель:   Рындина Е.Н.                                                                                                                                                                                                                                               

учитель русского языка и литературы

 

Владивосток,  2023 г.


                                                Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность » для 5 классов составлена в соответствии с:

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  3. Письмом Министерства просвещения  Российской Федерации от  05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования).
  4. Методическими рекомендациями по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
  5. Стратегиями развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
  6. Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
  7. Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»
  8. Приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
  9. Письмом Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
  10. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03-ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ Российской Федерации во внеурочной деятельности».
  11. Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС) основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)
  12. Приказом Министерства Просвещения РФ от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
  13. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 г № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Программа внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы будет способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Цель программы: формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.

Задачи программы:

  1.  развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
  2. вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
  3. развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
  4. освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
  5.  учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе

– углубления базовых знаний по теории текста;

– использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;

– использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;

– использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;

– использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Место курса внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности в учебном плане:

 В соответствии с учебным планом общее количество  времени на учебный год обучения составляет 34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

                                    Содержание курса

Тема 1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Мониторинг качества чтения, анкетирование учащихся и выявление трудностей, с которыми связан процесс чтения.

Анализ затруднений и совместное прогнозирование, как чтение текста сделать более результативным.

Определение цели занятий на основе выявленных затруднений и прогнозирования; обсуждение возможных результатов и формы предъявления результата(создание портфолио-отчёта или портфолио достижений). Знакомство с технологией сбора и анализа информации о результатах работы для портфолио. Оформление первой страницы портфолио (результат работы с текстом и анкетирования).

Беседа: выявление понимания учащимися, важно ли перед чтением определять цель чтения книги, статьи, параграфа учебника и т.д. (чтобы подготовиться к пересказу; потому что мне это интересно; чтобы научиться чему- либо; чтобы узнать...; чтобы развлечься, получить удовольствие и т. п.) Восприятие информации о видах чтения, которыми пользуется человек, чтобы достичь своей цели (выборочное: просмотровое, поисковое, ознакомительное, сканирующее, изучающее).

Тема 2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное)

 Умение использовать чтение для поиска и извлечения нужной информации, принятия решения о выборе книги на основе просмотра книги, выборочного знакомства с информацией, прогнозирования. Умение пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте.

Ориентация в книге на основе знания её структуры. (Занятие проводится на базе школьной/районной библиотеки).

Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?» (Прогнозирование содержания книг по заглавию, известным авторам, догадке, жизненному опыту).

Список (примерный) книг: Д.Р.Р.  Толкин «Властелин колец», О. Андреева «Учитесь быстро читать», К. Дойль

«Приключения Шерлока Холмса», А. Безруков «Занимательная география», Гомер «Илиада», Н. Носов «Фантазёры», Р. Декарт «Метафизические размышления», Энциклопедия этикета и т.п.)

Блиц-турнир   «Из   чего    состоит   книга?»:   прогнозирование   ответа   на   вопрос:   «Как   выбрать   нужную

книгу?»;определение элементов структуры книги и информации, которую несёт элемент.

Практикум: определение вида чтения для выбора книги, первичного знакомства с книгой, статьёй учебника и т.п. Практическое освоение способов/приёмов просмотрового чтения (незнакомого учебника, учебного пособия, художественного произведения) с целью обнаружить нужную информацию.

Вопросы и   задания(зависят от выбранного материала и предполагают обязательный вывод, например, о чём «рассказала» фамилия автора? Что узнали из аннотации?):

•        прочитайте, кто автор книги, где и когда она издана;

•        прочитайте аннотацию;

•        обратите внимание на условные обозначения;

•        выделите заголовки и рубрики;

•        представьте заголовки (рубрики) в виде вопроса;

•        просмотрите первую и последнюю страницы.

•        Ответьте себе на вопросы: Нужно ли читать эту книгу? Для чего вы читаете (будете читать) именно эту книгу?

Практикум: практическое освоение способов/приёмов ознакомительного чтения (в работе с отдельным текстом)с целью более подробно уяснить какую-то определенную информацию.

Вопросы и задания:

•        прочитайте, кто автор текста;

 •        прочитайте в каждом абзаце только первое и последнее предложения и сделайте вывод, о чём говорится в абзаце, в тексте;

•        бегло просмотрите весь текст и определите, о чём в нём идёт речь;

•        поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: Что мне известно по теме? Что мне нужно узнать? Чего жду от этой главы, параграфа?

•        найдите в тексте … (конкретную информацию)

Составление Памятки для просмотрового/ознакомительного чтения. Работа в малых группах (парах), коллективное обсуждение и корректирование вариантов (Чтобы познакомиться с книгой, используйте приёмы просмотрового и ознакомительного чтения: …)

Тема 3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать –узнал»)

Теоретическое обоснование приёма «Знаю – хочу узнать – узнал». Умение опираться на имеющиеся знания, сохранять интерес к получению новой информации, ставить собственные цели (стадия вызова в технологии РКМЧП), осмысленно подходить к получению новой информации (стадия осмысления), размышлять и делать простые выводы (стадия рефлексии) в графической (табличной) организации читаемого текста.

Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл). Комплексный подход к содержанию текста из учебника истории (географии или научно-популярного текста), тема которого частично знакома учащимся:

1)        заполнение учащимися первого столбика таблицы «З-Х-У» до знакомства с текстом,

2)        заполнение с помощью учителя (на доске и в тетрадях) второго столбика таблицы,

3)        самостоятельное чтение текста и выявление информации,

4)        совместное обсуждение: Можем ли мы ответить на вопросы, которые сами поставили перед чтением?

5)        заполнение с помощью учителя третьего столбика таблицы,

6)        добавление источника информации (текст …) в дополнительный столбик.

Подведение итогов, сопоставление содержания граф, ответы на вопросы: Что осталось нераскрытым? Какие источники информации могут помочь?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

 Тема 4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Выявление понимания термина текст на основе знания о происхождении слова (от лат. tехtus — «ткань, сплетение, соединение») и образного представления (ткань, сплетение); углубление понимания на основе практического осмысления его признаков: выраженность (текст всегда выражен в устной или письменной форме); ограниченность (текст имеет начало и конец); членимость (текст состоит из двух или нескольких предложений); связность (предложений и части текса связаны); цельность (единое целое в отношении содержания и построения); упорядоченность (все языковые единицы и содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены); смысловая цельность (текст отражает те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности); информативность (содержание высказывания и отношение автора к содержанию, тема и главная мысль/идея/позиция автора). Темы широкие и узкие, ведущая тема и подтемы, микротемы (микротеме обычно соответствует абзац, который на уровне смыслового анализа далее не членится).

Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий. Анализ темы «осень» и авторского отношения к теме в стихотворениях А.С. Пушкина («Октябрь уж наступил…»), А.А. Фета(«Когда сквозная паутина…») – выявление групп тематических слов; в стихотворении («Унылая пора!») и прозе А.С. Пушкина («Это случилось осенью.» (отрывок из «Станционного смотрителя») – выявление ритмико-интонационной организации текстов. Подготовка выразительного чтения литературных произведений.

Проект: организация проекта подготовки к конкурсу чтецов по выбранной теме: утверждение темы, сроков, выстраивание процесса подготовки, включающего поиск необходимого материала с помощью приёмов просмотрового (поискового) чтения. Просмотр ресурсов интернета через поисковые системы.

Примечание: Возможны другие варианты подборки текстов и другая направленность мероприятия.

  Тема 5. С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Роль заглавия в текстах и его связь с темой и главной мыслью. Умение предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.

Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник Заголовок – это „входная дверь“ текста». Выявление понимания роли заглавия в тексте.

Беседа: «Как писатели выбирают заглавия».        

Заголовок – краткое выражение главной мысли, в том числе ироническое («Любовь к жизни» Д. Лондона, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Герой нашего времени», М. Лермонтова); заглавия -загадки («Всадник без головы» М. Рида, «Голова профессора Доуэля» А. Беляева, «Мёртвые души» Н. Гоголя); заглавия, выражающие отношение автора к героям, событиям («Униженные и оскорблённые» Ф. Достоевского, «Отверженные» В. Гюго, «Кот - ворюга» К. Паустовского); заглавия «с сюрпризами» («Колотый сахар», «Корзина с еловыми шишками», «Тёплый хлеб» К. Паустовского) и др.

Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?» Анализ заглавий текстов:

•        Географические последствия землетрясений (отражает тему);

•        Осень – любимое время года (отражает главную мысль);

•        Принципы классификации частей речи (отражает, как построен текст);

•        Умение читать правильно – это залог успеха на всех уроках (отражает результат);

•        Золотые пески Египта (рекламная функция);

•        А вы верите в НЛО? (обращение к опыту, знаниям, интересам читающего);

•        Кто самый прожорливый? (привлечение внимания адресата).

Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста (для прогнозирования может быть предложен параграф или текст из учебника по какому-либо предмету).

Проблемный вопрос: зачем обдумывать заголовок, если предположение оказывается неверным?

Тема 6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Умение понимать смысл и назначение текста, задачу автора, понимать роль заглавия и эпиграфа, подбирать заглавие, соответствующее содержанию и общему смыслу текста, прогнозировать содержание читаемого (изучаемого) текста по заглавию и эпиграфу. Оформление эпиграфа на письме. Пред текстовые вопросы и задания в формировании умений.

Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?»:

•        содержательный анализ одного текста, определение темы и главной мысли;

•        выбор одного из предложенных заглавий и обоснование своей точки зрения;

•        подбор заглавий,

–        характеризующих тему;

–        характеризующих главную мысль, сформулировкой в форме вопроса, утверждения;

–        указывающих на событие, время, действующее лицо;

–        заглавий-загадок, необычных заглавий и др.;

 –        выбор заголовка на основе языковых фрагментов текста;

–        анализ пословиц (подготовленная подборка или из сборников/учебника литературы) и побор эпиграфа

Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение». Выявление понимания роли эпиграфа в книге, тексте.

«Бюро прогнозов»: прогнозирование содержания и главной мысли по эпиграфам, данным в учебниках по разным предметам к темам, которые изучаются в текущий период (УМК по географии, русскому языку).

В работе с текстами используются пред текстовые вопросы и задания:

•        Как связано заглавие с содержанием изучаемой темы/раздела?

•        Как называется параграф учебника? Каковы ваши предположения о его содержании?

•        Какую роль играет эпиграф к разделу/теме?

•        Что вам уже известно по этой теме?

•        Какой материал следует знать / повторить для понимания нового?

Задание для портфолио (на перспективу): поиск возможного названия портфолио и подбор эпиграфа.

Тема 7. Внимание к слову

Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Умение видеть и оценивать состав русских слов и значения, вносимые приставками и суффиксами; состав слов, пришедших из других языков, по интернациональным морфемам. Роль выразительных возможностей слов в контекстном употреблении.

Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово» (проводятся с использованием словарей, подготовленных текстов). (Дидактический материал: к занятию 7.):

•        Аукцион «Кто больше?»

•        Игра «Правда ли, что .?.»

•        Реши задачу

•        В поисках слова

•        Устное сочинение

Индивидуальные консультации: лексический анализ выбранных для конкурса чтецов произведений с целью поиска всех непонятных слов и выражений и выяснения их значения. Индивидуальная помощь в подготовке выразительного чтения.

 Тема 8. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)

 Объектами проверки являются умения

–        отбирать стихотворения и прозаические отрывки по теме,

–        понимать смысловую, эстетическую стороны текстов,

–        отражать это понимание в выразительном чтении.

Тема 9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Библиотечный урок (на базе школьной/районной библиотеки) или урок с использованием сетевых образовательных ресурсов (http://www.slovari.ru ,http://ru.wikipedia.org, http://feb-web.rii/feb/slt/abc). Роль словарно-справочной литературы и современных информационных источников в формировании стратегий смыслового чтения.

Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию»: «Словарь — это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!» (Анатоль Франс)

Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Словари энциклопедические (Большая советская энциклопедия, Большой энциклопедический словарь, Литературная энциклопедия, Детская энциклопедия и др.) и языковые (филологические, лингвистические). Лингвистические словари – одноязычные и многоязычные (чаше двуязычные). Одноязычные словари, включающие все слова данного языка (словари thesaurus – от греч. «сокровищница, хранилище»), современного литературного языка, языка того или иного писателя, языка отдельного произведения, исторические, этимологические, синонимов, фразеологические, иностранных слов, орфографические, орфоэпические, словообразовательные, сокращений; жаргонные, терминологические словари (Словарь юного математика, Словарь литературоведческих терминов, Словарь терминов по информатике и др.)

Практикум(работа в группах) «О чём рассказал словарь»: определение назначения словаря на основе использования приёмов просмотрового чтения; ознакомительное чтение и анализ словарных статей (два-три словаря разных видов). Строение словарной статьи.

Подготовка группового проекта презентации словаря (отсроченное задание к ролевой игре «Заседание Учёного совета лексикографов»): обсуждение плана представления словаря, выбор словаря для представления и подготовка материалов. Примерный план представления (презентации) словаря: название словаря, выходные данные (автор (-ы), где и когда издан); назначение словаря; строение словарной статьи; интересные примеры статей.

 Тема 10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое освоение терминов учебного/учебно-познавательного текстов. Понятие как логически оформленная общая мысль о предмете, обозначенная с помощью слов или словосочетаний; частные и общие понятия, часть и целое; классификация понятий. Признаки как свойства предметов; существенные и несущественные признаки. Термин, определение термина через общее (род) понятие и частное (вид), указывающее на наиболее существенный признак.

Интеллектуальный марафон: решение задач, выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

•        подбирать к частному понятию общее (например: пчела, метр, плюс – знак математических действий, … –насекомое, … –единица длины);

•        ограничивать понятия (например: геометрическая фигура – квадрат; небесное тело – планета – Земля);

•        выделять существенные признаки слова (например: для слова квадратиз слов сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш; для слова термометр из слов тепловые явления, шкала, температура, прибор);

•        подбирать рядоположенные слова (термометр, весы – измерительные приборы).

Игры:

•        «Отгадай загадки»(определение понятия по признакам).

•        «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам начиная с второстепенных и заканчивая существенными).

•        «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета).

•        «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Выявление победителей и оформление результатов в портфолио.

Тема 11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Виды информации в учебном тексте: главная и второстепенная/вспомогательная, фактическая и иллюстративная, тезисная и доказательная, описания, примеры и др. Умение осуществлять поиск и находить требуемую (нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения.

Практикум «Учимся читать учебный текст»:

•        Разминка на развитие внимания «Учимся запоминать прочитанное»  ;

 •        Поисковое чтение главы учебника с целью обнаружения требуемой информации (пробежать текст глазами, найти основные элементы учебного текста – общую информацию, правила, термины, определения понятий, примеры, факты; определить главную и вспомогательную информацию, иллюстративную);

•        упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов (беглое чтение и обнаружение дат, имён,

названий мест, единичных фактов).

Мониторинг: упражнение на поиск конкретной информации и развитие внимания, памяти, догадки

Тема 12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

Умение ориентироваться в тексте: поиск информации и понимание прочитанного. Маркировка информации. Обсуждение системы условных графических символов для выделения информации (подчёркивание/выделение маркером слов, терминов; [правила/определения]; <вспомогательная информация>; «!» – особо важная информация; может использоваться системная разметка ТРКМЧП: «v» – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы).

Обучающий тренинг        «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст»: чтение текста, маркирование информации

В работе с текстами используются притекстовые вопросы и задания:

•        выделите (подчеркните) по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;

•        определите границы известной/неизвестной информации;

•        выделите (подчеркните) слова, которыми передаётся главная мысль текста/абзаца;

•        найдите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.). Оформление результатов в портфолио.

Тема 13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Мониторинг: выполнение тестовой работы, проверяющей умение работать с информацией по заданным параметрам поиска и нахождения нужной информации, совместная проверка результатов, анализ и рефлексия. Оформление результатов в портфолио.

Тема 14. Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах)

 Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её. Несплошные тексты (тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом) и их виды: графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты и карты местности; планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.. Значимость умения работать с не сплошной текстовой информацией на уроках и в жизни.

Турнир догадливых:

•        «О чём рассказал билет на выставку/концерт/спектакль?» Ознакомительное чтение и анализ не сплошного текста.

«О чём объявляет объявление?» / «О чём рассказала реклама?» / «О чём рассказал путеводитель?» и т.п.: Аналитическая работа с не сплошными текстами по извлечению информации.

Тема 15. Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

Умение читать несплошной текст и воспринимать содержание, извлекать информацию, интерпретировать её.

Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы» (с использованием материала учебников по разным предметам).

При ознакомительном чтении таблицы (схемы) могут использоваться вопросы и задания:

•        определите вид текста;

•        выскажите предположения о содержании текста на основе заглавия/озаглавьте текст;

•        определите особенности структуры текста (сколько столбцов, строк и др.);

•        выделите ключевые слова (знаки, символы и т.д.);

•        обратитесь к словарю/справочной литературе/учебнику для выяснения значения всех незнакомых/непонятных слов (терминов, понятий);

•        определите смысловые блоки – с главной и второстепенной информацией;

•        определите основное содержание; вопросы при изучающем чтении

•        проанализируйте структуру текста и обоснуйте её особенности;

•        сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе не сплошного текста;

•        найдите неявную информацию.

Дополнительные вопросы

•        Есть ли иллюстративный материал? Какова его роль (предположение о содержании на основе рисунка, графика)?

•        Есть ли в статье графические (шрифтовые, цифровые) выделения?

 •        Что и зачем выделено другим цветом (шрифтом, курсивом)?

•        Почему, например, таблица представлена в разном цветовом решении?

•        Просматривая текст, на что вы сразу обратите внимание?

Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными Оформление результатов в портфолио.

Тема 16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Умение использовать знания о типологическом строении текста при чтении и выявлении, понимании информации. Типы речи (повествование, описание, рассуждение, оценка действительности) и их сочетание в текстах. Приём фотографирования при определении типа речи. Связь с композицией текста (деление текста на абзацы/микротемы). Способы связи между предложениями (частями) в тексте: цепная, параллельная, комбинации способов. Логика развёртывания информации: данное и новое в текстах с разными способами связи. Средства связи. Примерный вариант таблицы:

Исследовательская задача:

1)        спрогнозировать тему занятия по эпиграфу «Связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов» (Л.В. Щерба);

2)        доказать справедливость суждения академика, выполнив задание на восстановление последовательности предложений в тексте.

3)        Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи.

Упражнение на формирование умения переводить информацию в другую форму: заменять готовую таблицу схемой или кластером (графическое оформление текста в определённом порядке в виде «грозди»).

Практикум-исследование «Как построен текст?»: анализ строения текста с точки зрения типа речи, установление

смысловых и грамматических связей предложений.

При ознакомительном и изучающем чтении текстов используются вопросы и задания:

•        Каким типом речи является данный текст? Докажите.

•        Отметьте сочетание типов речи. Как это связано с композицией?

•        Сколько микротем в тексте и как это связано с типом речи?

 •        Какова роль первого и последнего предложений в тексте?

•        Объясните деление текста на абзацы?

•        Какой способ связи между предложениями (частями) в тексте?

•        Определите средства связи между … и …предложениями.

•        Почему для связи предложений используется местоимение, а не речевой повтор?

Тема 17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Проводится как отчёт комиссий лексикографово возможностях разных словарей « Словари и справочники – спутники цивилизации»: защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.

Тема 18. «Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

Установление логических связей в тексте как важнейшее умение, формирующее понимание того, о чём говорится в тексте, что говорится и как говорится. Обучающий эффект игровых заданий на развитие интеллектуальных умений выявлять и определять причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и сравнения и т.п.(Дидактический материал: к занятию 18.)

Интеллектуальная разминка: установление оснований для классификации и обобщения.

Интеллектуальные игры:

•        «Как говорят пословицы»: изучающее чтение и определение «сцеплений» мысли в пословицах (смысловые части соединены по сходству, по противоположности, с элементами того и другого).

•        «Угадай продолжение»: выявление   смысловых   связей   в   пословицах   и   высказываниях   (цитаты,   крылатые

выражения).

•        «Собери предложение»: первый уровень – из «рассыпанных» слов, второй уровень – из частей, которые связаны причинно-следственными и другими смысловыми отношениями.

•        «Построй текст»: достраивание сложных предложений по заданным началу или концу, соединение предложений в смысловое единство.

•        «Самое оригинальное сравнение»: придумывание сравнения.

Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста: выявление и маркировка информации по смысловому содержанию – причина, цель, следствие, пояснение и т.д.

 Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация?»: выявление связи ,смысла и пунктуации в текстах-«путаницах».

Тема 19. Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

Умение определять главную мысль текста и понимать, как автор логически выстраивает текст, подчиняя замыслу композицию, выбирая языковые средства.

Практикум на основе комплексного анализа текста. Обсуждение итогов работы и фиксирование результатов деятельности в портфолио (результат выполнения работы в раздаточном комплекте).

Дополнительные задания к практикуму:

•        Коллективное составление плана текста, запись плана (выявление затруднений).

•        Устный пересказ текста по плану (с сохранением лица).

•        Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?»

Тема 20. Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи)

Умение анализировать текст-рассуждение, один из востребованных функциональных типов, являющийся фундаментальной образовательной единицей. Выделение элементов рассуждения при ознакомительном и изучающем чтении текстов.

Поиск информации в словарях о терминах тезис, аргумент, факт, пример.

Составление граф-схемы по теории типа речи рассуждения, учитывающей виды рассуждений (доказательство, объяснение, размышление), строение текста-рассуждения (тезис, аргументы, вывод) и ход развития мысли (дедуктивный: вступление – тезис-доказательства тезиса-вывод, индуктивный: вступление-факты и аргументы -тезис). Слова-помощники (вопрос почему?, союзы потому что, так как).

Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста: выявление и маркирование информации, отражающей строение текста-рассуждения. Подбор собственных аргументов к тезису. Фиксирование результата в портфолио.

Тема 21. Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

 Прогнозирование как интеллектуальный мыслительный приём при ознакомительном и изучающем чтении, который активизирует процесс освоения и понимания содержания, развивает воображение, творческие способности, формирует навык быстрого чтения, вырабатывает критическое отношение к прочитанному.

Интеллектуальная разминка

•        «Угадай слово»

•        «Продолжи предложение»

Игра        «Бюро        прогнозов»: смысловое прогнозирование в тексте с пропущенными буквами на конце слов, установление слова на основе связей, смысловых ассоциаций; развитие навыков быстрого чтения.

Творческое упражнение «Сочинялки»: прогнозирование необычной (смешной, неожиданной, парадоксальной) концовки по образцу предложенных.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

Тема 22. Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)

Умение задавать вопросы и прогнозировать развёртывание мысли, ход развития замысла автора, необходимое при чтении как научного, так и художественного текстов. Технология «чтение с остановками» и прогнозирование дальнейшего развития действия.

Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение»: творческое чтение текста и придумывание (прогнозирование) продолжений. Слушание прогнозов и комментарий в процессе работы, сравнение продолжений с авторским вариантом. Сравнение прогнозов с авторским вариантом, вывод о возможностях разных вариантов реализации мысли

Тема 23. Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

Умение задавать вопросы как мыслительная операция, которая делает процесс чтения активным, рефлексивным, помогает понять логику движения и развития мысли в тексте. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам»: придумывание историй (сказок) по вопросам, которые задаются поочерёдно друг другу и на которые так же в порядке очерёдности отвечают оба участника.

Практикум «Учимся задавать вопросы»: приёмы обнаружения в тексте скрытых вопросов, прогнозирование ответов на скрытые вопросы и вопросы, заданные автором, проверка предположений и т.д.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: использование технологии РКМЧП и составление таблицы «Кто?Что? Когда? Где? Почему?» при чтении текста.

 Фиксирование результатов деятельности в портфолио.

Тема 24. Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

Умение задавать вопросы, требующие простого, односложного ответа («тонкие» вопросы), и вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа («толстые» вопросы). Ромашка Блума (технология РКМЧП). Шесть лепестков ― шесть типов вопросов: простые вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-либо факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию; уточняющие вопросы для установления обратной связи, выявления подразумевающейся, но необозначенной информации («То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по- моему, вы сказали о?..»); интерпретационные (объясняющие) вопросы, направленные на установление причинно- следственных связей(«Почему …?»); творческие вопросы, содержащие элементы условности, предположения, прогноза («Если бы…»;«Как вы думаете, что (как) будет …?»); оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки событий, явлений, фактов («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой («В каких ситуациях мы можем использовать?»)

Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?»: поиск ответов на заданные по тексту вопросы ― для возникновения интереса, выяснения общего понимания смысла учебного/познавательного текста.

Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов, самостоятельная работа в парах и составление вопросов по тексту, взаимообмен вопросами с другими парами, поиск ответов и выбор лучших вопросов и оформление их в таблицу.

Оформление результатов деятельности в виде таблицы «тонких» и «толстых» вопросов, которая вносится в портфолио.

Тема 25. Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Умение задавать вопросы к тексту и понимать логику развития мысли автора, выделять в тексте главную мысль.

Умение выявлять скрытые вопросы в тексте и искать ответы на них в тексте или обдумывать свои ответы.

Интеллектуальный марафон «Почемучки»: составление вопросов в группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них, которые не были учтены группой. Завершение марафона (финишная черта) – обоснование и запись главной мысли текста.

Тема 26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

 Проводится как командная игра, победителем в которой становится команда, задавшая последний вопрос.

Дидактическая цель – диагностировать умение задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме.

Тема 27. Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Умение осмыслять информацию, осуществляя мыслительные операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и скрытой информации; развитие воображения, умения прогнозировать. Выявление смыслов из всех слов, словосочетаний, предложений, а также из их монтажа в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям

— просторно»: анализ текста и выявление скрытой информации в тексте.

Игра (командная) «Моментальное фото»: актуализация фактора времени при знакомстве с учебным (познавательным) текстом, решение задачи — собрать коллективными усилиями максимум информации и установить на этапе коллективного обсуждения фиксирование значимых для данного текста информационных единиц. Игровой результат действия команд определяется наличием именно этих единиц.

Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.

Тема 28. Что помогает понять текст? (План текста)

Умение структурировать информацию во время чтения и после чтения, перерабатывать и фиксировать сжатую информацию в форме плана. Виды и формы плана: простой и сложный; назывной/номинативный (слово или словосочетание с существительным в именительном падеже), вопросительный, тезисный.

Обучающий тренинг «Как составить план»: изучающее чтение учебного текста, выявление главной мысли в каждом абзаце, параллельная запись главной мысли в разных формах.

Во время чтения и анализа текста используются притекстовые вопросы и задания:

•        выделите по ходу чтения ключевые слова, термины, незнакомые слова;

•        выделите в тексте определения понятий (формулировки правил, примеры, вспомогательную информацию и т.п.);

•        выясните значение незнакомых слов, терминов;

•        выделите слова, которыми передаётся главная мысль каждого абзаца;

•        запишите главную мысль абзаца кратко;

•        откорректируйте запись и составьте план в одной форме (назывной, вопросный и т.д.)

Тема 29. Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

 Умение делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом на этапе понимания и преобразования текстовой информации.

Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды»: изучающее чтение учебного текста, составление и запись плана, выписки, соответствующие пунктам плана (фактов, ключевых понятий, цитат).Формы записи могут создаваться с использованием технологий РКМЧП (таблица «Что? Где? Когда? Где? Почему?», приёма ведения двухчастного дневника).

Вариант задания: используя приёмы просмотрового чтения, отобрать материал по определённой теме (предоставленный учащимся материал должен быть избыточным и обязательно включать тексты, которые не связаны с темой), сделать выписки; предложить варианты использования собранного материала.

Тема 30. Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)

Понимание и запоминание информации в результате её обработки. Обучение базовым умениям обрабатывать информацию и фиксировать результат обработки в разных формах графического оформления текста.

Мини-проект «Создаём и оформляем не сплошной текст». Организация проектной деятельности в группах:

•        определение конечного продукта деятельности и предъявления его в форме выбранного вида не сплошного текста (таблица, схема, кластер, опорный конспект) и устного сплошного текста;

•        коллективное обсуждение этапов проектирования (выбор сплошных текстов для работы; чтение текста и извлечение

основной и второстепенной информации, выделение ключевых слов, озаглавливание; обсуждение результатов этапа; обсуждение структуры не сплошного текста, используемых технических средств; распределение обязанностей при создании конечного продукта);

•        реализация проекта в группах в соответствии с намеченными этапами;

•        предъявление результатов деятельности и рефлексия.

Упражнение на развитие умения использовать полученную информацию для решения учебной задачи: взаимообмен групп готовыми продуктами деятельности и формулирование вопросов на основе содержания созданного группой не сплошного текста.

Вспомогательный материал для использования в самостоятельной работе: глоссарий (словари), источники для уточнения характеристик видов не сплошных текстов и образцы оформления таблиц, схем, опорных конспектов.

Оформление результатов деятельности в портфолио.

 Тема 31. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство формирования коммуникативных умений. Использование умения анализировать композицию текста и отражать её в плане. Изложения с элементами описания, с элементами рассуждения(по характеру текстового материала); полное, подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное, с элементами сочинения(по способу передачи содержания).

Устное изложение: подготовка устного сжатого пересказа текста повествовательного характера с элементами рассуждения (в качестве исходного предлагается один из знакомых учащимся текстов, например, в теме 13). Замена/расширение информации своими аргументами/примерами.

Тема 32. Когда текст прочитан (Оценка информации)

Умение соотносить прочитанную информацию со своим жизненным и знаниевым опытом, выявлять, насколько она полезна, интересна, практически значима, является важнейшим рефлексивным умением, формирующим по-настоящему активное, деятельное, целевое чтение. Во время рефлексивной работы с текстом используются послетекстовые вопросы и задания:

•        Как соотносится то, что вы прочитали, с тем, что вы уже знали?

•        Что для вас оказалось интересным (неожиданным) в тексте?

•        Что нового и полезного вы узнали из текста?

•        Как можно оценить информацию: каковы положительные и отрицательные стороны информации?

•        Возможны ли другие пути решения вопроса?

•        Какая работа с этим материалом предстоит в дальнейшем?

•        Где можно применить полученные знания?

•        Над какими вопросами в процессе осмысления текста вы задумывались?

(при чтении данные вопросы адаптируются применительно к содержанию конкретного текста)

Диспут «Прочитав текст»: выявление личностной позиции учащихся после чтения проблемного публицистического текста.

Тема 33. Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Тема 34. Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

 Заключительное занятие является подведением итогов, включает самооценку учащихся и оценивание их деятельности учителем.

Создание Памятки «название подбирают учащиеся» (Внимательному читателю/Учись читать/Советы помощника/Школа чтения): обобщение теоретического и практического усвоения стратегий чтения и проверка результативности на уровне понимания. Обсуждение в группах и коллективное (индивидуальное) составление рекомендаций, помогающих организовать процесс чтения. Включение Памятки в портфолио.

Оформление (индивидуальное)портфолио достижений как результата работы и самоанализа.

Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения»

Планируемые результаты изучения программы внеурочной деятельности

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, мета- предметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

Личностные результаты

  1. готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  2. осознание ценности самостоятельности и инициативы;
  3. наличие мотивации к целенаправленной  социально  значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
  4. проявление интереса к способам познания;
  5. стремление к самоизменению;
  6. сформированность внутренней позиции личности как  особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
  7. ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
  8. установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
  9. приобретение опыта успешного межличностного общения;
  10. готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
  11.  соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  1. готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую
  2. деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по  трем направлениям и отражают способность обучающихся иcпользовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

——овладение универсальными учебными познавательными действиями;

——овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;

——овладение универсальными регулятивными действиями.

  • Освоение обучающимися  межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
  • способность к совместной деятельности;
  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

 владеть базовыми логическими операциями:

——сопоставления и сравнения,

——группировки, систематизации и классификации,

——анализа, синтеза, обобщения,

——выделения главного;

  • владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
  • устанавливать существенный признак классификации, основания  для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной  учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию.
  • Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты решения задачи, выполненного проекта;
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных
  • ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений
  • (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;
  • 2) самоконтроль:
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов:

  • анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
  • определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
  • овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
  • умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика,
  • авторскую позицию, учитывая художественные особенности
  • произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
  • овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в
  • целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
  • понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
  • овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
  • представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
  • извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

                                       Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Форма занятий

ЭОР

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

Вводное занятие. Беседа

https://rikc.by/ru/ PISA/1-ex   pisa.pdf

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

1

Литературная гостиная

https://rikc.by/ru/ PISA/1-ex   pisa.pdf

3

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать

– узнал»)

1

Беседа

Открытые задания PISA

4

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1

Практическое занятие. Игра

Открытые задания PISA

5

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

1

Практическое занятие. Игра

Открытые задания PISA

6

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1

Занятие поискового характера

Открытые задания PISA

7

Внимание к слову

1

Квест-игра

Открытые задания PISA

8

Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)

1

Чтение стихотворений

http://www.bibliori ng.ru/

9

Наши друзья         и помощники (Словари и справочники)

1

Творческая работа

http://www.slovari. ru

10

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1

Практическое занятие

Открытые задания PISA

11

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

1

Практические задания

Открытые задания PISA

12

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

1

Индивидуальная работа

Открытые задания PISA

13

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

1

Практикум

Открытые задания PISA

14

Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах)

1

Парная работа

Открытые задания PISA

15

Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

1

Групповая работа, игра

Открытые задания PISA

16

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

1

Ролевая игра

Открытые задания PISA

17

Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

1

Работа с текстом

Открытые задания PISA

18

«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

1

Работа с текстом

Открытые задания PISA

19

Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

1

Практикум

Открытые задания PISA

20

Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи)

1

Групповая работа

Открытые задания PISA

21

Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

1

Беседа

Открытые задания PISA

22

Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)

1

Занятие в игровой форме

Открытые задания PISA

23

Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

1

Творческая работа

Открытые задания PISA

24

Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

1

Индивидуальное практическое занятие

Открытые задания PISA

25

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

1

Беседа, круглый стол

Открытые задания PISA

26

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

1

Индивидуальная работа

Открытые задания PISA

27

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

1

Практическая работа

Открытые задания PISA

28

Что помогает понять текст? (План текста)

1

Беседа

Открытые задания PISA

29

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

Открытый микрофон

Открытые задания PISA

30

Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)

1

Групповая работа

Открытые задания PISA

31

Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

1

Индивидуальная и групповая работа

Открытые задания PISA

32

Когда текст прочитан (Оценка информации)

1

Беседа

Открытые задания PISA

33

Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

1

Работа с текстом

Открытые задания PISA

34

Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

1

Самостоятельная работа

Открытые задания PISA

                                                    Всего

34

   

                                         Формы и виды контроля

Вопросы и задания для формирования навыка смыслового чтения и работы с текстами предлагаются устно и письменно. Письменное предъявление материала для индивидуальной или коллективной работы представляет собой раздаточный материал: текст (сплошной/несплошной) и вопросы в тестовой форме с учётом таких составляющих, как поиск и выделение информации, интерпретация, рефлексия и оценка. Задания должны быть дифференцированы по уровню сложности (базовый, повышенный) и соотнесены с количеством баллов. Задания на рефлексию и оценку выполняются в форме связного свободного ответа. Примеры тестовых работ приведены в разделе «Дидактические материалы».

В тесты включаются задания на формирование/проверку умений, формируемыхна базовом уровне:

  • определять основную и второстепенную информацию (определение основной темы текста, подбор заголовка, отражающего тему);
  • определять познавательную цель (определение основной мысли и цели создания текста, подбор заголовка, отражающего идею);
  • определять речевую ситуацию, в которой создан текст (установление принадлежности текста к стилю речи, определение типа книги, из которой взят текст);
  • извлекать необходимую информацию из текста (обнаружение фактической информации);
  • находить и выделять конкретную информацию (несложный вывод на основе текста);
  • устанавливать причинно-следственные связи;

на повышенном уровне:

  • синтезировать информацию (составление целого из частей, восстановление последовательности, составление плана и т.п.);
  • понимать и адекватно оценивать языковые средства (объяснение значения встретившихся в тексте слов, в т.ч. по контексту, определение роли средств языковой выразительности);
  • анализировать   объекты с        целью выделения каких-либо        признаков; структурировать знания (обобщение и систематизация имеющейся в тексте информации, передача в другой форме, например, в таблице);
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать имеющуюся в тексте информацию в форме краткого письменного ответа;
  • строить произвольное речевое высказывание (умение сформулировать личное мнение на основе информации, содержащейся в тексте, аргументировать его и излагать в форме связного письменного ответа).

Если в тесте при оценивании вопросов и заданий базового уровня тестового характера используется традиционный подход (1 балл – правильный ответ, 0 баллов - неверный), то оценивание краткого ответа и ответа в свободной форме требует критериального подхода. В общем виде подход может быть таким:

Указания к оцениванию связного письменного ответа

Баллы

Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания с опорой на текст

3

Высказано личное мнение и приведено его подтверждение в виде связного высказывания без опоры на текст

2

Подтверждение личного мнения дано отдельными словами

1

Отсутствует        подтверждение        личного        мнения        или        ответ не имеет прямого        отношения к содержанию текста или ответ отсутствует

0

Максимальный балл

2

Выстраивая стратегию деятельности по формированию основ читательской компетенции, следует учесть определение уровней читательской компетенции, разработанные для проведения международных исследований (PISA,PIRLS).

Уровни читательской компетентности

1 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один (или более) независимый друг от друга отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию.

Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна.

Устанавливать простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями.

2 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией.

Определить главную мысль, понимать связи, формировать и применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.

Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях.

3 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией.

Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание множество критериев. Работать с противоречивой информацией.

Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях.

4 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.

Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте.

Использовать академические и общественные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов.

5 уровень

Нахождение информации

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/ или достаточно объёмной информацией.

Истолковать значения нюансов языка или показать полное понимание текста и всех его деталей.

Критически оценить текст или выдвинуть гипотезы о нём на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов.

                 Материально-техническое обеспечение

Материалы для учащихся

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/

Литература для учителя

1.        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

2.        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.

3.        Формирование универсальных учебных действий в основнойшколе: от действия к мысли. Система заданий: пособие

для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.

4.        Валгина Н.С. Теория текста. М.: — Логос, 2003.

5.        Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

6.        Заир-Бек        С.И.,        Муштавинская        И.В.        Развитие        критического        мышления        на        уроке:        пособие        для        учителей общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

7.        Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей

учащихся. 5-8 классы.— М.: Просвещение, 2013.

8.        Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие. — М.: Форум, 2015.

9.        Цыбулько И.П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014.

 Интернет-ресурсы

1.        Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

2.        Служба русского языка, словари, справочная литература http://www.slovari.ru

3.        Библиотека http://lib.ru

4.        Википедия https://ru.wikipedia.org

5.        Интерактивные ЦОР http://fcior.edu.ru ; http://school-collection.edu.ru

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

1

Знакомство        с

технологией сбора и анализа информации о результатах работы для

портфолио

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

1

Извлечение нужной

информации из текста; составление

памятки, работа в группах

3

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать– узнал»)

1

Освоение стратегий

Смыслового чтения        с применением технологий РКМЧП

4

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

1

Подготовка к конкурсу

Чтецов по выбранной

теме:

5

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

1

Прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста

6

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

1

Выявление понимания

роли эпиграфа в книге, тексте.

7

Внимание к слову

1

Лексический        анализ выбранных для конкурса чтецов   произведений с целью поиска всех непонятных слов   и   выражений   и

выяснения их значения

8

Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы» (возможны другие варианты тем)

1

Участие в конкурсе

чтецов

9

Наши друзья         и помощники (Словари и справочники)

1

Знакомство с словарями

10

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

1

Решение задач,

Выявляющих и формирующих практические умения совершать интеллектуальные действия:

11

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

1

Находить требуемую

(нужную) информацию, применяя технологии поискового (сканирующего) чтения

12

Учимся читать учебный текст (Маркировка информации)

1

Поиск информации        и

понимание прочитанного

13

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

1

Выполнение    тестовой

работы, проверяющей умение работать с информацией        по заданным параметрам поиска и нахождения нужной

информации, совместная проверка результатов,

анализ и рефлексия.

14

Как читать несплошной текст?(Поиск и обработка информации в не сплошных текстах)

1

Поиск и обработка

информации        в

несплошных текстах

15

Шифровка и дешифровка текста (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах)

1

Поиск        и нахождение

информации        в

несплошных текстах

16

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

1

Составление

таблицы/опорной схемы/опорного конспекта        по теории

типов речи

17

Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

1

Ролевая игра

18

«Сцепления» в тексте (Смысловые связи в тексте)

1

Развитие

интеллектуальных

умений выявлять и определять причинно- следственные связи, устанавливать аналогии

и сравнения

19

Погружение в текст (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи)

1

Логико-смысловой

Анализ текста художественного                или публицистического стиля речи

20

Погружение в текст (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно -научного стиля речи)

1

Выделение тезиса        и

аргументов/ примеров в тексте учебно-научного

стиля речи

21

Воображение и прогнозирование (Приёмы прогнозирования)

1

Изучение приёмов

прогнозирования

22

Воображение и прогнозирование (Прогнозирование содержания)

1

Прогнозирование

Содержания

23

Диалог с текстом (Вопросы к тексту)

1

Составление вопросов

к тексту

24

Диалог с текстом («Толстые» и «тонкие» вопросы)

1

Составление вопросов

к тексту

25

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

1

Составление вопросов в

группах, взаимообмен вопросами между группами и ответы на те из них,    которые    не были учтены группой

26

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

1

Участие в командной игре

27

Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

1

Осмысление

информации, осуществляя мыслительные

операции анализа и выделения главной и второстепенной, явной и  скрытой информации

28

Что помогает понять текст? (План текста)

1

Структурирование

информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана

29

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

1

Структурирование

информации во время чтения и после чтения, перерабатывание и фиксирование сжатой информации в форме плана

30

Шифровка и дешифровка текста (Обработка и перекодирование информации)

1

Обработка        и

перекодирование информации

31

Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

1

Обработка        и

предъявление

информации:        план

текста и пересказ)

32

Когда текст прочитан (Оценка информации)

1

Создание    вторичного

текста на базе другого (исходного текста): пересказ (изложение) как средство

формирования коммуникативных умений

33

Когда текст прочитан (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

1

Работа с текстом

34

Чему я научился (Подведение итогов, оформление портфолио)

1

Создание памятки

                                                    Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» для учащихся 9 класса

Курс внеурочной деятельности «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует её в соответствие с требованиями и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Курс внеурочной деятельности: «Читательская грамотность» Класс: 5-9

Программа нацелена на развитие:способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возмо...

Рабочая программа курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 10 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в 9 классе "Основы математической грамотности"

Цель: Основной целью программы является формирование математической грамотности обучающихся 9 классов, при решении компетентностно ориентированных задач, как индикатора качества и эффективности образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность" для обучающихся 5 класса по АООП (вариант 1)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» предназначена для обучающихся 5 класса и разработана на основе ФГОС О УО и ФАООП О УО (вариант 1).Программа внеурочн...