«Антонимы и их роль в речи»
статья по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)

Гаяне Юрьевна Грибовская

 

В данной статье повествуется о проектно-исследовательской работе, направленной на изучение роли антонимов в речи, функций использования антонимов в русском языке, различных типов антонимов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа №691 с углубленным изучением

иностранных языков невского района Санкт-Петербурга

«Невская Школа»

Статья на тему:

«Антонимы и их роль в речи»

г. Санкт-Петербург 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Статья на тему: «Антонимы и их роль в речи»

Оглавление…………………………………………………………………...2

Аннотация……………………………………………………………………3

Ключевые слова……………………………………………………………...3

Введение............……………………………………………………………...3

Основная часть. Антонимы в русском языке...……………………………4

Антонимия и полисемия………………………………………………….....6

Использование антонимов в русском языке......................................……...7 Анализ текста , содержащего антонимы и определение их роли................................……………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………........12

АННОТАЦИЯ

В данной статье повествуется о проектно-исследовательской работе, направленной на изучение роли антонимов в речи, функций использования антонимов в русском языке, различных типов антонимов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Антоним, антонимия, полисемия синонимия, семантическая градуальность, антонимы-конверсивы, антонимы-эвфемизмы, энантиосемия, антитеза, оксюморон, антифразис.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Особую роль в русской речи занимают антонимы – слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставления слов по содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое сходство, то для антонимических – семантическое различие.

Существование антонимов в речи обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой.

Цель:

Изучить роль употребления антонимов в речи.

Задачи:

1. Рассмотреть определение антонимов;

2. Проанализировать связь антонимии и полисемии;

#1056;ассмотреть и обобщить функции использования антонимов в русском языке.

При написании данной статьи использовались учебные и методические материалы по русскому языку и культуре речи. Статья состоит из введения, основной части: четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. АНТОНИМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

Антонимия в языке представлена уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый - некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать.1 Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ. Большинство антонимов характеризуют качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временные отношения (большой - маленький, просторный - тесный, высокий - низкий, широкий - узкий; ранний - поздний, день - ночь); меньше антонимических пар с количественным значением (многие - немногие; единственный - многочисленный). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться, радоваться - горевать), но таких немного.

Антонимы «находятся на крайних точках лексической парадигмы», но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый - зажиточный - неимущий - бедный - нищий; вредный - безвредный - бесполезный - полезный. Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio - постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой - старый, большой - маленький, мелкий - крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх - низ, день - ночь, жизнь - смерть, мужчина - женщина.

Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой, чем тощий; пожилой, чем старый. Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu - хорошо + phemi - говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.1

В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio - изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору.

Существует в языке и внутрисловная антонимия - антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios - противоположный + sema - знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать «приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше», но он же может означать «умирать, прощаться с жизнью». Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент.

По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: вложить - выложить, приставить - отставить, закрыть - открыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой - немолодой), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается «приглушенной» (немолодой - это еще не означает «старый»). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный - неудачный, сильный - бессильный.

Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию (соотношение). Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним.

Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом», многочленном ряду, например: конкретный - абстрактный, отвлеченный; веселый - грустный, печальный, унылый, скучный.

Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали - антонимические.

Например:

Умный – глупый

Грустить – радоваться

Разумный - бестолковый

Печалиться – веселиться

Мудрый – безмозглый

Тосковать – ликовать

Головастый – безголовый

Толковый - тупой

Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.

2. АНТОНИМИЯ И ПОЛИСЕМИЯ

Антонимияэто выражение противоположности внутри одной и той же сущности, противоположное определение ее.

Полисемия – это многозначность, наличие у языка единицы – единицы (слова) двух и более значений, взаимосвязанных семантически и этимологически, например: легкий ужин-плотный, легкое наказание – суровое.

Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый, например, вызывает в нашем сознании слово злой, далекий напоминает о близком, ускорить - о замедлить.

При изучении лексической антонимии следует иметь в виду, что отдельные значения многозначных слов тоже могут быть антонимичны. Например, верхний в значении «находящийся наверху, выше прочих» имеет антоним нижний в значении «расположенный внизу» (верхняя ступенька - нижняя ступенька). В своем втором значении – «близкий к верховью реки»- слово верхний также противопоставлено соответствующему значению его антонима – «расположенный ближе к устью» (верхнее течение - нижнее течение). Антонимизируются и специальные значения этих слов: «относящийся к верхам» (верхний регистр) и «образующий низший предел диапазона какого-нибудь голоса или инструмента» (нижний регистр). Однако полная антонимия всех значений многозначных слов - явление сравнительно редкое, гораздо чаще в антонимические отношения вступают лишь некоторые значения полисеманта. Например, слово день в значении «часть суток» имеет антоним ночь, а в значении «сутки, дата» вовсе не имеет антонимов. У разных значений одного и того же слова могут быть разные антонимы. Например, слово близкий в значениях «находящийся на небольшом расстоянии» и «отдаленный небольшим промежутком времени» имеет антоним далекий (близкое расстояние - далекое расстояние, близкие годы - далекие годы). А в значении «кровно связанный» это слово антонимично слову чужой (близкие люди - чужие люди). Выступая же в значении «сходный, похожий», образует антонимическую пару со словом различный (ср.: произведения, близкие по содержанию, но различные по форме).

Антонимические отношения слов отражаются и в возможностях их лексической сочетаемости. Если антонимическую оппозицию образуют слова, имеющие широкие границы лексической сочетаемости, то их можно использовать в разнообразных антонимических сочетаниях: левый - правый (рука, плечо, ухо, глаз, бок, крыло, лапа, сторона, часть, половина, берег, фланг, партия, уклон и т. д.). У слов, имеющих ограниченные возможности лексической сочетаемости, зона антонимии невелика: свежий - черствый (батон, хлеб).

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер.1 Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально. Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи.

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.

По структуре антитеза может быть простой (одночленной): У сильного всегда бессильный виноват и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так.

Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: «Горы разделяют страны, но сближают людей»; «Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений». Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы; ср.: «Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые». Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: «Дома новы, но предрассудки стары»; «Чем ночь темней, тем ярче звезды»; «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок». Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: «Плохой хороший человек» (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; «Пышное природы увяданье». Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: «Откуда, умная, бредешь ты голова»? Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение).1

К антифразису (употребление слова или словосочетания в противоположном ироническом смысле) часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный!; злому: Как ты добр! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмочь, полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые. Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла; Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь.

Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour).2 Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: «Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален», «Молодая была уже не молода».

Антонимы благодаря устойчивым связям в лексической системе языка воспринимаются в речи на фоне своих семантических коррелятов. Так, встречая то или иное слово, имеющее антоним, мы невольно сопоставляем эти взаимосвязанные слова. Например, у Гоголя: - Как вам показался наш город? - примолвила Манилова.- Приятно ли провели там время? - Очень хороший город, прекрасный город,- отвечал Чичиков,- и время провел очень приятно: общество самое обходительное.

Каждое из выделенных слов читатель мысленно отличает от возможного антонима, в чем предполагаются системные связи слов в лексике.

4. АНАЛИЗ ТЕКСТА, СОДЕРЖАЩЕГО АНТОНИМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ РОЛИ 1. Не раз приходилось выслушивать «жалобы» на современное искусство. #1047;вучали они почти всегда примерно одинаково: 3. «Это какая-то мазня! 4. «Здесь же ничего не понять!» 5. Такой поверхностный, примитивный, банальный подход к оценке живописи ХХ века, к сожалению, встречается довольно часто. 6. В таких случаях возникает закономерный вопрос: «А что ты, зритель, сделал для того, чтобы открыть для себя новый художественный мир?» 8. Да, новое искусство порой предъявляет к зрителю особые требования. (Г. Андреев)

Антонимы – слова одной части речи с противоположными лексическими значениями: друг – враг, рассвет – закат, истина – ложь, светлый – темный, холодный – горячий, подниматься – опускаться, терять – находить, близко – далеко.

Значения антонимов содержат общие и противоположные признаки.

Антонимы

Общий признак

Противоположные признаки

День - ночь

время суток

светлое - темное

Жар - холод

температура

высокая - низкая

По структуре различаются разнокорневые и однокорневые антонимы:

1) разнокорневые антонимы имеют различные корни: веселье – грусть, мягкий – твердый, смеяться – плакать, справа – слева;

2) однокорневые антонимы имею один и тот же корень, а противоположность значений выражается с помощью приставок: подъехать – отъехать, вбежать – выбежать, приклеить – отклеить, полезный – бесполезный, аккуратный – неаккуратный, платный – бесплатный.

Многозначное слово может иметь несколько антонимов:

Горький

1. Имеющий горький вкус. Антоним – сладкий.

Горький вкус – сладкий вкус.

2. Причиняющий горе. Антоним – радостный.

Горькое чувство – радостное чувство.

Контекстуальные антонимы – это слова, приобретающие противоположные значения в определенном контексте. Например: Погнался за крохою – потерял ломоть (поговорка).

Роль антонимов в тексте:

1. Основная роль антонимов в тексте – служить средством создания

антитезы (риторическое противопоставление): Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый - глупого, скромный - гордого (А.Чехов).

2. Антонимы могут также использоваться для выражения полноты охвата явлений: Войска идут день и ночь… (А. Пушкин) – т.е. идут долго.

3. С помощью антонимов может создаваться каламбур: Молодая была уже не молода (И. Ильф, Е. Петров).

Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: «тихому шелесту травы» противопоставлен «оглушительный лязг машин», а «живым деревьям – мёртвые пни».

С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антонимы, являясь выражением в языке противоположности, играют важную роль в лексической системе языка.

Антонимам свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции.

Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов. Антонимия придает особую значительность предметам и понятиям.

Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений.

Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением контраста. Антонимы помогают нам показать полноту охвата явлений.

Богатство и разнообразие антонимов в русском языке создают неограниченные выразительные возможности и в то же время обязывают нас серьезно и вдумчиво относиться к использованию этих контрастных слов в речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи.- М.: Издательский дом ЮНИТИ,1988.

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

3. Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003.

4. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002.

6. Русский язык и культура речи/Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

7. Современный русский язык/Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник. 1999

8. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.

9. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

10. 1 Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993., С. 35

11. 1 Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000., С. 140

12. 1 Современный русский язык/Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник. 1999. С. 258

13. 1 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997., С. 129

14. 2 Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993., С. 87



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Синонимы, антонимы, их роль в речи.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Понимание темы «Лексика» как раздела науки о языке и как словарного состава языка, отработка терминологии ...

Фразеологизмы, их роль в речи

Фразеологизмы, их роль в речи...

Конспект урока. 5 класс. Тема: "Тропы и их роль в речи"

Цель урока – актуализировать знания учащихся по теме «Тропы» (термин вводится в соответствии с программой Т.Ф.Курдюмовой); проверить их умения находить тропы в художественной речи и определять их роль...

Роль письменной речи в жизни человека, общества

О роли письменной речи в жизни отдельного человека и целого общества, о роли педагога в становлении речи....

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы и их роль в речи"

Урок повторения с использованием сингапурских структур...

Презентация к уроку русского языка "Фразеологизмы и их роль в речи"

Презентация "Фразеолгизмы и их роль в речи" к уроку в 10 классе...

«Подбор антонимов к словам различных частей речи. Азбука эмоций»

Закрепление изученного материала по теме «Антонимы» в эмоциях и настроениях, развитие эмоциональной сферы.Коррекционно-образовательные: закрепление умения подбирать антонимы к указанным сл...