Урок русского языка в 5 классе "Путешествие по словосочетательному кольцу"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Миронова Ирина Анатольевна

Урок русского языка  "Путешествие по словосочетательному кольцу" помогает систематизировать и обобщить теоретические знания по теме : "Словосочетание" ;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slovosochetanie.docx91.85 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича Занина»

пос.   Кшенский   Советского    района   Курской   области

Конспект урока русского языка

в 5 классе

« Путешествие

по словосочетательному кольцу»

Развлечение для детей старшей группы «Веселое путешествие на паровозике» |  Дефектология Проф

                                           Подготовлен учителем

русского языка и литературы

         Мироновой Ириной Анатольевной

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить теоретические знания по теме урока;
  • повторить и закрепить ранее изученное в данном разделе;
  • развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной формах;
  • доказывать свое мнение, активизировать эмоциональную сферу учащихся.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Вид урока: игра – путешествие “Словосочетательное кольцо”.

Технология: на игровой основе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне. - Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится. Однако для успеха нам необходимо собрать всю силу ума, внимание, фантазию. Вы готовы? Тогда мы начинаем!

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Ведь вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

2. Речевая разминка.

Чтение текста «Рябина»

-Можно ли ряд предложений назвать текстом?

-Какова тема этого текста?

-К какому типу речи можно отнести этот текст?

-К какому стилю речи мы отнесём этот текст?

-Как можно этот текст озаглавить?

-Попробуйте озаглавить текст одним словом.

- А теперь давайте подберем к слову «рябина» имена прилагательные, которые помогут нам точнее описать дерево. Что мы с вами составили? (Словосочетания).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Словосочетания». 

Мы должны всё изучить,
Обобщить и закрепить.
Время даром не теряем,
Вспоминаем, повторяем.
3. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя:

Урок мы проведем в форме путешествия по “Словосочетательному кольцу”. Путешествуя от станции к станции, мы будем выполнять задания в зависимости от названия станций. Наше путешествие будет проходить под девизом: “Повторяем то, что знаем. Вспоминаем, что забыли”. 

2. Путешествие. Ход игры.

А) Станция “Теоретическая”

Задание: дополните предложения.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают ______________________ и __________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже, ___________________________.
Вид связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, ______________________________.

Б) Станция “Схематическая”. 

Задание: Произвести разбор словосочетаний: Золотая осень, Шорох листьев,   Освещается солнцем

В) Станция “Практическая”. Работа выполняется самостоятельно

Задание 1: выпишите словосочетания.

Добрая и ласковая, слушать учителя, по дороге, письменная работа, идти далеко, с другом, начало урока, золотой, идёт дождь, заниматься музыкой, выполнить аккуратно.

Задание 2: Лингвистическая задачка

Одеть или надеть?

  • …………….. на малыша;
  • …………….  плащ;
  • ……………. фуражку на себя;

надеть –что на кого?   На что?

одеть – кого во что?

Оплатить или заплатить?

  • ……………… покупку
  • ……………… проезд
  • ……………….за проезд
  • ……………… за билет

оплатить что-то

     заплатить  за что-то

Задание 3:

Работа с учебником

Упражнение 39

Динамическая пауза.

Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
Приседайте, девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
И наклоны нам полезны –
Физкультуре будем верны
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали.

Г) Станция “Игровая”.

Игра «Аукцион»

Задание: Придумайте словосочетания к картине Е. Волкова «Золотая осень Тихая речка.»

Д) Станция “Конструкторская”.

1 задание: Работа с учебником 

Упражнение 43

2 задание: образовать сложные словосочетания, записать их. Обозначить виды связи между словами (работа выполняется коллективно, в подгруппах).

Выйти (опушка, роща, берёзовый); запах (терпкий, полынь, степной); расположиться (берег, речушка, горный); играть (братишка, тень, дерево).

Е) Станция “Итоговая”.

Учитель:

- Уважаемые путешественники! Все станции, представленные в “словосочетательном кольце” нами исследованы. Вы показали свои знания и умения по теме урока. Предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем уроке и составить 3 словосочетания, характеризующие наше путешествие.

Выборочное выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока немецкого языка в 8 классе "Золотое кольцо России"

В материале представлен конспект урока, презентация к нему, раздаточный материал. На уроке реализуется мини-проект "Путеводитель по Золотому кольцу России"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...