Обучение на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку

Федулова Валентина Михайловна

В работе освещены вопросы: ФГОС, читательская грамотность, работа с текстом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У чебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка. Проблемы восприятия учебно-научной информации.

Слайд 2

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает: формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни; разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование; формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;

Слайд 4

развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности.

Слайд 5

Достижения обучающимися, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также уровень овладения междисциплинарными понятиями (далее - метапредметные результаты), сгруппированы во ФГОС по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать: учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на овладение и использование знаково-символических средств (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач) (далее - универсальные учебные познавательные действия);

Слайд 6

учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (далее - универсальные учебные коммуникативные действия);

Слайд 7

учебными знаково-символическими средствами, являющимися результатами освоения обучающимися программы основного общего образования, направленными на овладение типами учебных действий, включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Слайд 8

Учебный текст Учебный текст как продукт письменной речевой деятельности автора, автора-составителя учебника, является основной формой передачи знаний школьникам. Именно поэтому он был и остается основной содержательной единицей обучения. Важнейшей характеристикой учебного текста является наличие в нем образовательного, культурологического, воспитывающего и развивающего потенциала. Из этого следует, что предназначение учебного текста - хранить информацию, а в процессе ее передачи воздействовать на сознание обучаемых, мотивировать их на работу с учебным материалом, способствовать развитию их креативных качеств. Порождение учащимися новых текстов-дискурсов на базе усвоенного учебного текста позволяет им демонстрировать интеллект, формировать мировоззрение, реализовать творческие способности личности.

Слайд 9

Учебный текст должен воплощать в себе целостную систему деятельности учащегося, а также содержать компоненты, обеспечивающие восприятие заключенной в нем информации. Учебный текст - это, прежде всего, текст обучающий. Следовательно, он должен включать средства, благодаря которым деятельность учащегося стимулируется, мотивируется, программируется и реализуется, приводя, в конечном счете, к достижению целей, поставленных в процессе изучения предмета. Для учителя текст является средством обучения, а для ученика – объектом. Итак, учебный текст является, во-первых, одной из главных содержательных единиц обучения, т.к. он выполняет очень важные образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Во-вторых, учебный текст является важной составляющей учебного дискурса, т.к. в учебном дискурсе два участника - учащийся и учебный текст.

Слайд 10

Учебный текст, являясь материализованным носителем содержания образования, должен быть одновременно и организатором процесса усвоения этого содержания. Очень важными задачами учебного текста и соответственно его автора являются управление собственно процессом чтения обучаемого, возможность предвидеть возможные затруднения в понимании. Основные функции учебно-научного текста - информационная, коммуникативная, развивающая, моделирующая. Моделирующая функция - работа с учебно-научными текстами (текстами-определениями, текстами-объяснениями, текстами-правилами) проводится: до текста учащимся выполняют упражнение, затем школьники анализируют содержание, формулируют правило и проверяют свои выводы читая правило, составляют схемы по орфограммам, вносят информацию в таблицы.

Слайд 11

Информационная функция учебно-научного текста заключается в том, что данный текст - это средство фиксации определенной части социального опыта, в том числе научного, который предназначен для усвоения подрастающим поколением с целью образования. Коммуникативная функция учебно-научного текста определяется тем, что ученик вступает в процесс коммуникации с учебником, автором учебника, конкретным текстом. В учебниках большинства предметных областей акты коммуникации, как правило, представлены в предельно свернутом виде либо вообще отсутствуют, например, в том случае, когда знание дается в готовом виде без учета особенностей его восприятия и воспроизведения в сознании читателя в режиме диалога.

Слайд 12

Развивающая функция - о бучение работе с учебно-научным текстом (определением, правилом, рассуждением и т.д.) ведется эмпирическим путем. Сначала авторы задают проблемный вопрос, на который дети пытаются ответить путем предположения, а далее идет сам текст. Работа с текстом-определением, текстом-объяснением, текстом-правилом на уроках русского языка проводится следующим образом: перед текстом предлагается вопрос, затем учащиеся читают текст и пересказывают его. Школьники усваивают основные признаки учебно-научного текста - доказательность (почему тетрадь так называется?), терминированность (Элеватор - это огромное хранилище для зерна. Экскаватор - машина, которая с помощью ковша вынимает землю. Что такое подлежащее?), информативность (в тексте представлена информация двух видов - теоретическая и иллюстративная, т.е. дети подкрепляют свой ответ примером: Что такое алфавит? А что такое азбука? Почему их так называют?), членимость (Спиши вторую часть текста).

Слайд 13

Рекомендации систему обучения работе с информацией учебно-научного текста, направленную на решение следующих задач: обучение восприятию и пониманию учебно-научного текста; формирование умений извлекать и обрабатывать информацию учебно-научного текста, умений работать с различными видами учебно-научного текста в следующей последовательности: текст-определение, текст-правило, текст-описание, текст-объяснение, текст-рассуждение; обучение созданию учебно-научных текстов разных жанров (сообщение, языковой пример, объяснение-толкование, ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-группировка); дифференциации учебно-научного текста (выделение признаков, языковых особенностей учебно-научного текста).

Слайд 14

С учетом основных структурных компонентов учебной деятельности (учебные ситуации (или задачи), учебные действия, контроль, оценка) были определены этапы формирования информационно-аналитических умений. I этап – пропедевтический Методы и приемы: постановка вопросов от заголовка к тексту, прогнозирование учебно-научного текста по заголовку, ключевым словам, нахождение главных (ключевых) слов, терминов в учебно-научном тексте, ответ на вопросы к тексту, нахождение непонятных и понятных слов, их толкование, извлечение главной информации по вопросам учителя, определение известной/неизвестной информации, подбор предложений к графической схеме, составление схемы (рисунка) учебно-научного текста.

Слайд 15

II этап – репродуктивный Методы и приемы: прогнозирование содержания учебно-научного текста перед его прочтением (прием предвосхищение); озаглавливание текста, определение темы и основной мысли текста, и др.; определение главной / второстепенной информации в тексте по вопросам, составление вопросов к тексту, определение известной/неизвестной информации в тексте. Составление графической схемы текста (по образцу, восстановление недостающих элементов в схеме и т.д.). Подробный пересказ учебно-научного текста по вопросному плану. Создание учебно-научных текстов различных жанров (устный ответ, сообщение, языковой пример, объяснение-толкование) по вопросам и образцу, использование речевой основы высказывания.

Слайд 16

III этап – продуктивный Методы и приемы: озаглавливание текста с опорой на тему и основную мысль; выделение ключевого слова в тексте; членение текста на части, определение содержания каждой части; составление плана текста; составление вопросов к тексту; нахождение главной/второстепенной информации из учебно-научного текста (самостоятельно составляют вопросы); определение известной/неизвестной информации в учебно-научном тексте (по вопросам); представление текста в разных формах (схема, таблица и т.д.); интегрировать содержащиеся в разных частях детали сообщения, формулировать на основе текста выводы, построение графической схемы к учебно-научному тексту, преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; составлять учебно-научные тексты разных жанров (языковой пример, сообщение, объяснение-толкование, ответ-анализ, объяснение-толкование, объяснение-пояснение + ответ-обобщение, ответ-группировка) с опорой на схему; пересказ (подробный и сжатый) текста, с использованием языковых средств автора; определение стиля и типа учебно-научного текста, на основе характерных признаков; дополнять текст в соответствии со стилем, редактирование текстов (в парах, в группах).

Слайд 17

Каждое занятие соответствует структуре учебной деятельности. Учебные ситуации (задачи) Занятие начинается с постановки учебной ситуации (задачи). Поставить перед учащимися учебную задачу – это означает ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. На данном этапе большую роль играет мотивация. Учебная деятельность побуждается и направляется разными учебными мотивами, например, средством установки на общую мотивацию может служить сам учебно-научный текст с яркими иллюстрациями. Учебные действия. Работа школьников в учебных ситуациях складывается из действий разного типа, особое место среди них занимают учебные действия. У школьников необходимо специально формировать умения работать с информацией учебно-научного текста, поскольку без этого усвоение материала будет происходить формально, путем заучивания чисто словесных характеристик понятий или приемов решения задач. На основе правильных учебных действий школьники смогут в последующем точно и полно анализировать информацию учебно-научного текста и создавать на его основе собственный.

Слайд 18

Действия контроля. Полноценная работа в учебных ситуациях требует выполнения действия контроля. Учащийся должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами (например, при пересказе учебно-научного текста), связать качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. Благодаря контролю школьник может сознательно установить зависимость между слабым или совсем плохим воспроизведением образца и недостатками собственных учебных действий. Устранение этих недостатков (введение новых действий или их операций, более тщательное их выполнение и т.д.) позволяет улучшить результаты усвоения и довести их до требуемых норм. Действия оценки. От характера оценки зависит организация учебной работы. Если оценка положительная, то данная учебная ситуация исчерпала себя и можно переходить к другому материалу, и наоборот.

Слайд 19

Таким образом, для эффективного формирования умений работать с учебно-научным текстом на уроках предметной области «Русский язык» необходимо, чтобы работа учащихся с учебной книгой осуществлялась как их взаимодействие в информационном обмене. Задача учителя заключается в том, чтобы выявить структуру и содержание деятельности школьников по анализу учебно-научного текста, определить степень помощи в проведении ими анализа учебно-научного текста, реализовать приемы, обеспечивающие формирование необходимых для этого умений. Следует вести целенаправленную работу с учебно-научными текстами: описанием, правилом, объяснением на уроках русского языка по предложенному нами алгоритму. Уделять внимание работе над созданием учебно-научных текстов различных жанров. Организовывать работу, используя вопросы, образец, план, графическую схему, таблицу и т.д. Можно полагать, что организованная таким образом работа с учебно-научным текстом, т.е. равитие читательской грамотности поможет школьнику в освоении и усвоении информации и в овладении научной картиной мира.



Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Педагогика, как наука, насчитывает множество методов и приёмов преподавания учебных дисциплин, а профессия учителя предполагает использование хотя бы части этого многообразия методов и приёмов.

Набираясь опыта и погружаясь всё глубже в профессию, каждый учитель формирует свой личный комплект методов и приёмов. При формировании такого комплекта учитываются индивидуальные особенности учителя, преподаваемого предмета и, разумеется, учеников. В силу привычки многие из

этих методов используются на постоянной основе. Однако, вынужденный переход на дистанционный формат обучения в 2020-2021 учебном году, последующее возвращение к очному формату, вынуждают учителей искать новые, непривычные для них методы и приёмы, подходящие для детей «здесь и сейчас».

Именно поэтому вопрос об актуальных методах и приёмах преподавания сейчас важен как никогда.

Действительно, сложившаяся ситуация взволновала педагогическое сообщество. Изменилось отношение к компетенциям, которыми должен овладеть ученик в школе, осуществился переход от традиционных подходов к содержанию образования к сообразному с современным уровнем развития общества и компетентностному подходу, а интегративные цели стали преобладать над преподносящими [5]. Кроме того, изменился подход к компетенциям, которыми должен обладать современный учитель. Об этом в своей работе пишет Т.А. Болдова, автор отмечает необходимость иного подхода к подготовке будущих преподавателей в связи с возникающими проблемами, говоря о необходимости включения в программу подготовки знаний и умений, которые необходимы для использования интернет-технологий [1, с. 10].

О современных проблемах образования в свой статье говорит и В.Ф. Чертов, отмечая, что «…цифровизация, в особенности в гуманитарной сфере, имеет не только позитивные, но и негативные последствия, что ничто не заменит живого общения учителя и ученика, что современные технологии могут и должны использоваться в качестве одного из средств обучения, когда другие средства либо недоступны, либо не дают нужного эффекта, что любые изменения в содержании образования и формах контроля, в самой теории и методике обучения литературе должны учитывать современные форматы получения, обработки и интерпретации информации, в том числе художественной, а также эффективные, понятные и доступные нынешним школьникам формы коммуникации» [6, с. 12]. Важно отметить, что наряду с предметными проблемами в образовании, затрагиваются и проблемы воспитания.

В среде современных подростков формируется иная картина мира, которая существенно отличается от той, что устанавливалась пять или десять лет назад. Популяризация видеоблогов и способы заработка путём создания, зачастую, низкокачественного контента привели среднестатистических обучающихся к мысли, что для дальнейшей благоприятной жизни и заработка им не нужно обучение в школе. Данная проблема ещё больше усугубилась карантином и дистанционным обучением 2020-2021 учебного года, когда большинство детей остались без реального физического общения со сверстниками, один на один с самими собой, а подавляющую часть их досуга так или иначе составлял контент видеоблогов. То есть мы видим, что глобальная цифровизация приводит к размышлениям о дальнейшей судьбе современного образования, требует от учителя своевременных и современных решений. Поэтому сейчас как никогда важно интегрировать воспитательные методики и приёмы в учебные, составляя своего рода коллаборацию первых и вторых.

Одним из способов вернуть интерес к урокам является приём игры в мяч. Как отмечается в статье «Игровые приёмы как средство повышения мотивации учащихся на начальном этапе обучения языку» [2], об обучающих возможностях игр известно давно, многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.

Действительно, именно в игровой форме проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Предлагаем рассмотреть апробированную на уроках русского языка игру с мячом. Для игры необходимо взять на урок небольшой мягкий (для предотвращения травматизма) мяч. Когда учитель на уроке задаёт вопрос ученику, он бросает ему мячик, ученик должен поймать и ответить. Можно усложнить: попросить ученика бросить мячик кому-то из его одноклассников, и задать вопрос уже следующему «адресату». После долгого отсутствия очных уроков, живого общения и, главное, физической активности, даже учащиеся старших классов будут рады такому приёму. Опыт показывает, что ради мячика даже отстающие ребята тянут руку, что не может не радовать, ведь это мотивирует к работе.

Ещё одним примечательным приёмом является «упражнение Джеффа» [4]. Учебное помещение делится на три зоны: зона «да», зона «нет» и зона «может быть». Учитель, выступая в роли ведущего, объясняет 5 простых правил:

1) Ученикам даётся утверждение, после чего каждый занимает место в одной из зон по своему усмотрению (в зоне «да», если участник согласен, в зоне «нет», если участник не согласен и в зоне «может быть» если участник сомневается в однозначном ответе «да» или «нет»).

2) После того, как все займут места в зонах, ведущий может попросить любого высказать своё мнение, почему он или она ответил «да»/«нет»/«сомневается».

3) Говорит всегда только один человек. Для удобства можно использовать какой-либо предмет будто микрофон (т.е. говорить может только тот, в чьих руках находится предмет).

4) Каждый участник высказывает только своё мнение, не основываясь на мнениях других людей (если нужно, участник может частично повторить слова другого, но не ссылаясь на него).

5) Никто не критикует и тем более не вступает в дискуссию с выступающим.

Упражнение учит свободно высказываться, отвечать на вопросы, уважать чужое и отстаивать своё мнение, а главное помогает коллективу сплотиться и лучше узнать друг друга. Как мы уже говорили, подростки в период дистанционного обучения были один на один с самими собой, а в упражнении у обучающихся появляется возможность проявить свою индивидуальность в коллективе. Особенно хорошо это упражнение работает на учениках старших классов средней школы, когда в связи с особенностями переходного возраста у учеников на первый план выходит их собственное, личное мнение.

Ещё одним методом педагогического взаимодействия с современной подростковой аудиторией является «учебный видеоблог». В силу своей занятости немногие учителя могут позволить регулярно выпускать учебные видео, но если у учителя получается шутить, разбавить видеоурок юмором, добавить яркие примеры, то такой учебный материал ребятам точно запомнится. Блог-технология становится популярной в современном мире [3, стр. 115]. Ученик видит «осовремененного» учителя, выступающего в непривычном для него формате, вместе с авторитетом учителя в глазах растёт авторитет учебного

предмета.

Последним, но не менее значимым приёмом является «индивидуальная беседа». Нам часто говорят о том, что учитель должен использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку. При построении индивидуальной беседы стоит воспользоваться методом рефлексии: представьте, что вы – это и есть тот ребёнок, с которым вы хотите поговорить. Подумайте внимательно, чего желает конкретно этот ребёнок, и подумайте, в какой форме провести с ним беседу на перемене или после уроков. Главное, постарайтесь показать, что вы для ученика не только учитель, но ещё и товарищ, пускай и намного старше него.

Постарайтесь сделать так, чтобы учащийся вам раскрылся, создайте для него несколько ситуаций успеха и после этого вы увидите, как иначе выстроит своё отношение к вам и вашему предмету ученик.В данный момент учащиеся школ столкнулись с небывалым испытанием. Дети 2002-2013 годов рождения, как уже говорилось в этой статье, были вынуждены резко сменить очный формат на дистанционный. Многие остались без должного внимания и контроля, и, как это ни прискорбно, остаются и по сей день. Для того чтобы компенсировать этот недостаток, учителя должны изо дня в день преобразовывать свои уроки, искать новые пути подачи материала, использовать новые и актуальные методы и приёмы преподавания.

Список литературы:

1. Болдова Т.А. Актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ).

2. Игровые приёмы как средство повышения мотивации учащихся на начальном этапе обучения языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ).

3. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура, 2012. № 4 (20). С. 115–127.

4. Упражнение Джеффа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ).

5. ФГОС ООО // Приказ от 17 декабря 2010 г. №1897 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения: ).

6. Чертов В.Ф. Чтение и литературное образование в цифровую эпоху: приглашение к дискуссии и поиску // Литература в школе, 2021. № 1. С. 9-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка"

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...

"Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе. Разноуровневое обучение на уроках русского языка" Презентация.

Школа, в которой я работаю, многонациональная: русских – 103 человека (36%); турок – месхетинцев – 140 человек (56%), армян – 13 человек (8%). Анализ национального состава учащихся показывает наличие ...