Технология обучения в сотрудничестве
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Технология обучения в сотрудничестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sotrudnichesstva.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №26 г. Улан-Удэ им. П.Ф.Сенчихина»

Пономарева Т.И. учитель русского языка и литературы

технология сотрудничества на уроках русского языка и литературы

Первый шаг - обучение культуре общения в группе.

Для этого я разработала памятку работы в группе:

Работа в малых группах

  • взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами
  • работать активно, серьезно относясь к порученному заданию
  • вежливо и доброжелательно общаться с партнерами
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса
  • полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд

 В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Далее важно наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в группах. Они сами определяют, кто какую роль способен выполнять, но они должны знать, какие могут быть роли ( лучше записать на доске):

  • роль ведущего (отвечающего за выполнение задания)
  • редактора (проверяющего правильность выполнения)

оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления) и т.д.

Возможны разные варианты метода обучения в сотрудничестве:

В своей работе я использую метод обучения в команде, отдельными формами которого являются:

  • обучение в малых группах,
  • командно-игровая деятельность,
  • обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,
  • индивидуализация обучения в командах.

Содержание работы по внедрению технологии обучения в сотрудничестве предполагает несколько этапов:

1. Организационный -  происходит формирование групп с учетом уровня обученности, личных симпатий учеников друг к другу; происходит размещение учащихся по рабочим местам, что способствует общению в процессе совместной деятельности; повторяется памятка "Работа в малых группах".

2. Этап выполнения задания -  определяется учебно-познавательная цель; происходит определение вида деятельности группы; распределение заданий по группам; деление заданий на логические части; распределение ролей среди учащихся каждой группы", выполнение заданий по принципу " вертушки", "пилы" либо по частям.

3. Этап обсуждения заданий группами -  включает в себя выступления групп.

4. Анализ и контроль - учащиеся выполняют самостоятельно предложенное задание. Учитель может провести проверочную работу, дать индивидуальные тесты.

5. Обсуждение достигнутых результатов -  учащиеся сообщают о трудностях, встретившихся в процессе работы, о путях их преодоления. Учитель подводит итог урока, формулирует выводы.

 

Варианты применения на практике элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы:

Обучение чтению: в группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одними парами чтецов, другие самостоятельно читают друг другу; составляют план пересказа, выделяют главные мысли, пишут ответы на вопросы по тексту; практикуются в правописании, работают со словарем.

На уроках русского языка и литературы в 6 - 7 классах я использую метод сотрудничества при проверке домашнего задания (как правило, в начале урока). Ребятам предлагается " по вертушке" или иным способом проверить правильность выполнения домашних упражнений, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если у кого-то выявляется ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему сделано исправление. Затем ребята могут сложить вместе свои тетради (3-4), подписавшись под выполненным заданием. Это означает, что все согласны с таким решением. Вот теперь будет вполне справедливо, если учитель при проверке тетрадей (одной из трех) или при устном фронтальном опросе оценит всю группу целиком.

Метод обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.

Урок по теме "Причастие".

Учащимся 7 -го класса предлагаю в парах самостоятельно ознакомиться с новым материалом, используя учебник. При этом один из партнеров исполняет роль диктора (он медленно и с выражением читает правила и теоретический материал по учебнику), а другой - роль художника (он должен на основе восприятия материала на слух нарисовать схему-сигнал - графически отобразить правила). Сначала схема отображает ключевые слова-понятия: "Причастие- форма глагола", затем грамматические признаки - схема разрастается в паутину и, наконец, приводятся примеры.

Таким образом, ученики в наглядной форме устанавливают связи, зависимости различных признаков глагольной формы - причастия. Их задача - не просто установить эти зависимости, но и сформулировать правила и привести собственные примеры. При изучении этой темы можно провести дискуссию, чтобы учащиеся могли высказать свое мнение в отношении того,

что же такое причастие, аргументировать ее. Выступают все члены каждой группы. В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение на тему " Причастие", жанр выбирают сами.

Усвоение нового материала

После того, как учитель объяснил новый материал, учащиеся объединяются в группы по три-четыре ученика. Возможны два варианта организации работы по усвоению нового материала.

Вариант 1

Каждой группе предлагается одна (своя) проблема, один текст и серия вопросов (заданий к ним, на которые должна ответить эта группа). Учащиеся читают текст, знакомятся с проблемой и договариваются между собой, кто в каком вопросе будет разбираться (по методу "пилы") с тем, чтобы затем выполнить часть общего задания и, если у кого-то из группы возникнут проблемы по тому или иному вопросу, быть в состоянии доходчиво объяснить суть проблемы. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос.

Когда группы справятся с работой, учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя, дополняют друг друга. Отметки за этот вид работы не ставятся, но оцениваются (качественно, не в баллах) различные формы взаимопомощи и результативность сотрудничества.

Вариант 2

Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждается.

Вариант 2 можно использовать в старших классах при изучении биографического материала. Например, в теме "Биография выдающегося писателя (Ф.И.О.)можно выделить ранние годы жизни, творчество этого периода, последние годы жизни и т.д. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов". Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали о своей части задания.

Я считаю, что такой метод дает возможность освоить материал всех фрагментов и таким образом изучить всю биографию писателя. Нужно только внимательно слушать партнера по команде и делать записи в тетрадях.

На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос или предложить тест.

Совокупность всех перечисленных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Использование элементов технологии обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы способствует повышению:

  • мотивации учащихся;
  • уровню сформированности учебных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями развития школьников;
  • уровня сотрудничества учащихся.

В результате использования технологии обучения в сотрудничестве повышается эффективность уроков русского языка и литературы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные педагогические технологии. Обучение в сотрудничестве"

Технология обученя в сотрудничестве. Методы обучения. Принципы. С чего начать?...

Технология обучения в сотрудничестве на уроках математики

Современная ситуация в образовании настоятельно доказывает необходимость поискаиных методов и совершенствования существующих форм обучения,  которые способствуют развитию личности....

План-конспект урока по теме "British holidays" (4 класс) с применением технологии обучения в сотрудничестве

В зарубежной и отечественной теории и практике обучения иностранным языкам все более утверждаются групповые формы работы: работа в парах, тройках, группах, командах. В данном уроке используется метод ...

Урок английского языка в 11 классе с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве

Данный урок предназначен для начинающих учителей, которые испытывают трудности при организации открытого урока.......

Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...

Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...

Реализация технологии обучения в сотрудничестве при обучении иноязычной культуре

В статье говорится о преимуществах использования технологии обучения в сотрудничестве и способах реализации данной технологии....