Приемы сжатия текста 8 класс
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Тер-Саргсян Наталья Олеговна

Презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_priyomy_szhatiya_teksta.pptx150.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к написанию сжатого изложения 8 класс

Слайд 2

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым. Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы , в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Слайд 3

Способы сокращения (сжатия) текста Исключение: повторов; некоторых синонимов из их ряда, уточнений или пояснений; фрагмента предложения, не несущего смысловой нагрузки

Слайд 4

Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом исключения Исходное предложение: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Что можно исключить: На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. Сжатое предложение: На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

Слайд 5

Итак, при исключении необходимо Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Слайд 6

Способы сокращения (сжатия) текста 2. Обобщение: замена однородных членов предложения обобщающим словом; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; частей предложения или предложений, связанных одной мыслью; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

Слайд 7

Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом обобщения Исходное предложение: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у спутницы, и они потихоньку двинулись. Что можно исключить: Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у спутницы, и они потихоньку двинулись Сжатое предложение: Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.

Слайд 8

Итак, при обобщении необходимо Найти в тексте мелкие, единичные факты. Найти в них общее. Объединить эти факты на основе общего. Сформулировать получившееся предложение.

Слайд 9

Способы сокращения (сжатия) текста 3. Упрощение (замена): предложения или его части указательным местоимением; сложного предложения простым; фрагмента предложения синонимичным выражением; прямой речи – косвенной; слияние нескольких предложений в одно

Слайд 10

Задание: внимательно прочитайте предложение, сократите его методом упрощения Исходное предложение: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. Что можно исключить: В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. Сжатое предложение: В вагоне электрички было тесно и шумно.

Слайд 11

Итак, при упрощении необходимо Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. Сформулировать получившееся предложение.

Слайд 12

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Комплексное применение приёмов сжатия До сжатия Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц , устраивающих утренний концерт , я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц , отдыхаешь по-настоящему. После сжатия Слушая утренний концерт птиц , я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Слайд 13

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи , к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Слайд 14

Задание 1. Прочитайте текст упражнения 26 на стр. 20 учебника. 2. Определите стиль и тип речи текста. 3. Определите основную мысль текста. 4. Составьте план пересказа данного текста. 5. Напишите сжатое изложение данного текста от 3-го лица, используя изученные приёмы сокращения текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока в 8 классе по теме "Языковые приемы сжатия текста"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы сжатия текста" (в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме)...

Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....

Приемы сжатия текста

Как написать сжатое изложение? Что можно убрать, что сократить?Данную памятку можно распечатать и раздать детям....

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Материал содержит презентацию с подробным описанием приемов сжатия и  конкретными примерами и  текст, на котором показаны приемы сжатия ( исключение,обощение и замена).Преднахначен для урока...

Презентация "Приемы сжатия текста" Учебный текст для сжатия

Презентация "Приемы компрессии текста" Для подготовки к ОГЭ...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Подготовка к ОГЭ: сжатое изложение. Приемы сжатия текста

Повторить понятия «тема» и «микротема», приемы сжатия текста, написать сжатое изложение.Обучающиеся должны уметь находить главную информацию, направленную на раскрытие микротем...