конспект открытого урока в 8 классе по теме "Языковые приемы сжатия текста"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы сжатия текста" (в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_szhatiyu_teksta_8_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 8 классе

Тема:    «Языковые приемы сжатия текста»

Цель урока: в ходе практических  упражнений закрепить умение применять  

                      языковые способы компрессии текста, необходимые для написания

                      сжатого изложения.

  1. Повторение понятия «сжатие текста». Работа в парах.

1)  Двум учащимся в паре предлагается два текста ( 1 и 2 варианты). Каждый из них читает свой текст и выполняет общее задание: определить  тему и основную мысль текста. Каждый учащийся выполняет свое задание индивидуально.

1 вариант

2 вариант


     Владеть собой – это значит быть тактичным. Тактичный человек умеет чувствовать настроение и желания других, умеет держать себя подобающим образом. Истинной тактичностью является способность соотносить себя с другими, то есть ставить себя на место других.


     Владеть собой – это значит быть тактичным, то есть чувствовать настроение и желания других, уметь держать себя подобающим образом. Истинная тактичность – это способность  ставить себя на место других.

После выполнения задания учащимся предлагается озвучить ответ на поставленный вопрос.  Сначала по своему тексту отвечает представитель 1-го варианта, затем по своему тексту отвечает представитель 2-го варианта. Учащиеся выясняют, что тема и основная мысль текстов 1-го и 2-го вариантов одинаковы.

2) После этого предлагается в паре сопоставить оба текста  и совместно найти  отличия.

Выполняя данное задание,  учащиеся приходят к выводу, что текст 1-го варианта подробный, а текст 2-го варианта сжатый.

3) Далее учащимся предлагается выписать названия приемов, с помощью которых достигнуто сжатие текста,  классифицируя  их на две группы:

содержательные приемы                                                       языковые приемы

свертывание информации за  счет                                       слияние двух предложений    

обобщения                                                                               в одно;

                                                                                                 исключение одной из двух

                                                                                                  синонимичных конструкций

Учащимся предлагается  произвести дополнительное сжатие текста 2-го  варианта, записать в тетрадь и объяснить, каким способом сжатия воспользовались. (Владеть собой – это значит быть тактичным, то есть чувствовать настроение и желания других, уметь держать себя подобающим образом,   ставить себя на место других.)

  1. Повторение пройденного в 8 классе по теме «Осложненное предложение».

-  Чем может быть осложнено простое предложение? (однородными членами предложения, обобщающими словами, вводными словами и конструкциями, причастными, деепричастными, сравнительными оборотами, обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями и др.)

-  Все эти дополнительные языковые понятия  могут быть задействованы при сжатии текста. Сегодня мы в этом еще раз убедимся.

  1. Практические упражнения в сжатии текста с помощью языковых средств.

Учащимся предлагается прочитать предложения, фрагменты текстов  и письменно выполнить задания к ним.

  1. Сжать фрагмент текста  способом исключения повторов и записать его.

Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства –это неотъемлемая часть нашей личности.

(Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.)

  1. Сжать фрагмент текста способом исключения уточняющих, поясняющих, вводных конструкций и записать его.

Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а, следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди которым все ясно, – безнадежные люди.

(Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие.  Люди, которым все ясно, - безнадежные люди)

  1. Сжать фрагмент  текста, используя прием исключения однородных членов предложения при обобщающем слове, и записать его.

Есть люди, которым все всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.

(Есть люди, которым все всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.

  1. Сжать предложение, используя замену однородных членов обобщающим словом (понятием). Записать его.

Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.)

  1. Сжать фрагмент  текста, используя замену части предложения местоимением с обобщающим значением, и записать.

Поэтов и писателей того времени волновали эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могли еще дать ответы  на тревожные вопросы, которые связаны с будущим страны.

(Поэтов и писателей того времени волновали эти проблемы. Но никто не мог еще дать ответы на тревожные вопросы, связанные с будущим страны.)

  1. Сжать предложение способом замены придаточного предложения причастным оборотом. Записать.

Автомобили, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.

(Автомобили,  снабженные электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях.)

  1. Сжать текст способом замены придаточного предложения деепричастным  оборотом. Записать.

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

(Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.)

  1. Сжать предложение способом замены придаточного предложения несогласованным определением. Записать.

Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

      (Конфигурация трассы  соревнований  включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.)

  1. Сжать текст путем замены сложного предложения простым. Записать

Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.

(Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.)

Примечание: после самостоятельного выполнения задания каждого пункта, учащиеся зачитывают свой вариант, и он совместно обсуждается.

  1. Сжатие прослушанного  текста.

Прослушайте текст. Сжато передайте его содержание, используя известные вам языковые способы компрессии.  Запишите сжатый текст. Укажите прием(ы) сжатия.

Текст для прослушивания.

         Древесина является очень точным документом, она свидетель всех земных и небесных сил, проявившихся за период роста дерева. Засухи, ливни, суховеи, большие пожары, слишком суровая зима, слишком жаркое лето, солнечные пятна, изменение климата, отход Гольфстрима, ледяная арктическая блокада (и такое было в жизни нашей  планеты) – словом, все-все, что пережила земля и увидело небо, фиксируется и хранится в туго свернутых лентах годовых колец деревьев (По Ю.Домбровскому.)

Проверка выполнения данного задания может производиться как фронтально, так и индивидуально.