План-конспект урока
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Ольга Николаевна Шиловская

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи". Цель: формирование умения определять самостоятельные части речи по морфемной модели, развитие орфографических навыков. Фронтальная работа, индивидуальные задания, групповая работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Тема: «Части речи»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент

  1. Приветствие

  1. Мотивация учебной деятельности.

  1. Целевая установка

Включение в деловой ритм.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Откройте тетради, запишите число.

 - Давайте прочитаем стихотворение О.Высотской «Весёлая грамматика» и подумаем, как точнее можно было бы назвать это стихотворение.

 - Обоснуйте свой ответ.

 - А что ещё вы можете рассказать об этом разделе лингвистики?

- Хотелось бы вам больше узнать о частях речи? Почему?

-  Как бы вы сформулировали тему нашего урока, и какие цели можно поставить к этому уроку? 

Подготовка класса к работе

Открывают тетради, записывают число.

«Весёлая морфология»

Именно в разделе лингвистики, который называется «Морфология», изучаются части речи.

-Морфология изучает слово как часть речи, особенности образования форм разных частей речи, их постоянные и непостоянные признаки.

В речи мы используем разные слова. И каждому человеку необходимо иметь представление обо всех частях речи русского языка, чтобы правильно их использовать.

Тема: «Части речи».

Цели:

- узнать больше о частях речи русского языка;

 - научиться узнавать части речи и правильно их использовать.

Записывают тему урока.

Личностные:

самоопределение,

позитивное отношение к познавательной деятельности;

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

умение общаться в рамках учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- А теперь мы напишем диктант с последующей самопроверкой, а  затем выполним задание. Надо найти в тексте существительные, прилагательные и глаголы.

Три человека работают у доски.

Диктант

В декабре, если небо закрыто тучами, быстро смеркается в хвойном лесу. Небо наверху становится лиловым. Мы поспешили домой по своей утренней дорожке и увидели на ней свежие звериные следы.

Задания на доске:

Синтаксический разбор предложения:

На вершинах сосен уже играет золотистый солнечный луч.

Также 2 человека делают морфологический разбор существительного и прилагательного.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, повторяют изученный материал.

Осуществляют самопроверку, ставят себе оценки за выполненное задание, проверяют правильность выполнения заданий на доске.

Обращают внимание, что не все части правильно определены и не все морфологические признаки существительных и прилагательных перечислены.

Регулятивные:

контроль, коррекция, самооценка;

Познавательные:

логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

Умение строить диалог с учителем и сверстниками, умение высказывать свою точку зрения;

Личностные:

поддержание познавательного интереса к предмету, стремление к преодолению трудностей

III. Постановка учебной задачи

Кроссворд (фронтальная работа).

 - Слова какой части речи помогли вам разгадать кроссворд?

 - Какие сложности возникли у вас в процессе разгадывания кроссворда?

 - какой вывод можно из этого сделать?

 - На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Какие имеет морфологические признаки?

 Выборочный диктант

Задание: записать только прилагательные.

Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие! над глубокими, свежими снегами – синее, огромное и удивительно нежное небо.

- Давайте вспомним морфологические признаки прилагательных и существительных.

 - Перечислите, пожалуйста, постоянные признаки существительных. А теперь перечислите непостоянные признаки прилагательных. Чем они различаются?

 - Докажите свою точку зрения, приведите примеры.

- А теперь давайте подведём итог.

На доске два человека создают опорные схемы, на которых показывают морфологические признаки существительных и прилагательных. Остальные помогают отвечающим.

Прилагательные

Не смогли отгадать некоторые слова.

Вывод: надо лучше учиться, больше читать.

Перечисляют вопросы и морфологические признаки.

Выполнение задания, затем проверка.

Перечисляют морфологические признаки существительных и прилагательных.

Делают вывод:

Прилагательные изменяются по родам, а существительные нет.

Создают схемы, комментируют особенности каждой схемы

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;

структурирование информации;

умение делать выводы.

Личностные:

смыслообразование.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

Коммуникативные:

умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

IV. Открытие нового знания.

Лингвистический эксперимент

- Подумаем и поразмышляем вслух. Перед вами морфемные модели слов – различных частей речи. Давайте подберём слова, которые подходят к этим моделям и определим, к какой части речи относится каждое слово. Также давайте назовём грамматические признаки каждого слова.

Подбирают слова, записывают их на доске и в тетрадях, определяют части речи, опытным путём определяют морфологические признаки слов, которые соответствуют предложенным морфемным моделям.

Делают вывод:

у каждой части речи есть «свой» набор морфем. По морфемной модели можно определить не только часть речи, но и некоторые её  морфологические признаки.

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритма действий при решении проблем поискового характера,

умение анализировать информацию, делать выводы;

Личностные:

стремление к преодолению трудностей,

поддержание познавательного интереса к предмету.

Регулятивные:

развитие навыков регуляции учебной деятельности;

Коммуникативные:

соблюдение норм поведения при общении со сверстниками.

V. Первичное закрепление

Работа с учебником

Упражнение №471

Задание: составить морфемные модели слов, определить их грамматические признаки;  образовать от существительных прилагательные, а от прилагательных – существительные.

Холодный, краснота, сосновый, зерновой, росистый, длина, оловянный.

Задание выполняется на доске и в тетрадях. Дети по очереди выходят к доске.

Холодный (прил., м.р., ед.ч.)  - холод;

краснота (сущ., 1 скл., ж.р., ед.ч., И.п.) – красный. и т.д.

Вывод: меняя морфемы (кроме корня), можно подобрать однокоренные слова (для проверки безударной проверяемой гласной в корне), относящиеся к разным частям речи.

Познавательные:

умение анализировать информацию, делать выводы;

Личностные:

стремление к преодолению трудностей,

поддержание познавательного интереса к предмету.

Регулятивные:

развитие навыков регуляции учебной деятельности;

Коммуникативные:

умение строить диалог с учителем и сверстниками, умение высказывать свою точку зрения;

VI. Самостоятельная работа

Работа с карточками.

 - А теперь давайте поработаем самостоятельно. У меня на столе три вида карточек с заданиями различной сложности. Жёлтая – лёгкое задание, голубая – средней сложности, зелёная – повышенной сложности. Каждый из вас сейчас должен выбрать ту карточку, которая соответствует вашим знаниям. 

Задание: разобрать по составу, определить, к какой части речи относится каждое слово.

Жёлтая карточка:

Мудрый, смелость, нежный, туманом.

Голубая карточка:

Весёленькое, прочитал, снегом, грубый.

Зелёная карточка:

Заморозить, добрейший, рассветами, причудливый.

Учащиеся подходят к столу и выбирают карточки, затем выполняют задания и сдают учителю.

Познавательные :

использование полученных знаний в практической деятельности;

Регулятивные:

планирование необходимых действий,

поиск путей преодоления трудностей,

умение адекватно оценивать свои знания.

Личностные:

Стремление к преодолению трудностей.

VI. Включение в систему знаний.

Работа в группе

 - Следующее задание – групповое. Разбейтесь на группы по 4 человека. У вас на партах лежат карточки с заданиями и дополнительно один лист с таблицей для каждой группы. Заполните, пожалуйста, таблицу коллективно. Какая группа быстрее и правильнее заполнит таблицу, та и победила. Победителям полагается приз (шоколадки)

После выполнения задания учитель читает правильные ответы для проверки.  

Карточка

Задание: выделить суффиксы, распределить их в два столбика (заполнить таблицу): 1-й столбик – суффиксы существительных; 2-й столбик – суффиксы прилагательных.

Снежок, порывистый, синеватый, морозец, беленький, свежесть, белизна, высота, сероватый, золотистый, ветреный, морозный, верхушка, холмик, звериный, утренний, сосновый.

Учащиеся выполняют задания, затем проверяют правильность выполнения. Победители получают подарки.

Коммуникативные:

умение строить диалог с учителем и сверстниками, умение высказывать свою точку зрения; умение работать в группе;

Личностные:

стремление к преодолению трудностей;

Регулятивные:

развитие навыков регуляции учебной деятельности;

Познавательные :

использование полученных знаний в практической деятельности;

анализ объектов с целью выделения признаков;

структурирование информации;

умение делать выводы.

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока

Учитель предлагает детям ответить на вопросы (Экран)

Вопросы:

  1. Что нового я сегодня узнал на уроке?
  2. Что я научился делать?
  3. Над чем мне надо ещё поработать?
  4. Что мне больше всего понравилось?

Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на предложенные учителем вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Обсуждают с учителем выставленные оценки.

Регулятивные:

умение осуществлять итоговый контроль деятельности,

оценивать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить,

осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цели и результаты;

Познавательные:

желание приобретать новые знания,

умение делать выводы.

Коммуникативные:

соблюдение норм поведения при общении с учителем  со сверстниками.

VIII. Домашнее задание

- Давайте запишем домашнее задание.

Задание: стр. 45, упр. № 473;

По выбору: написать сочинение-описание зимнего леса, используя слова из карточек.

Записывают домашнее задание.

Познавательные:

умение выбирать решение, обосновывать свой выбор.

Личностные :

приобретение мотивации к учебному процессу;

воспитание любви к  родной природе.

Регулятивные:

адекватно оценивать свои знания.

Директор МКОУ  «Гимназия №1 г. Майского»                                                                 О.Н. Кудаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...