План-конспект урока
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи". Цель: формирование умения определять самостоятельные части речи по морфемной модели, развитие орфографических навыков. Фронтальная работа, индивидуальные задания, групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Тема: «Части речи»
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент
| Включение в деловой ритм. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. - Откройте тетради, запишите число. - Давайте прочитаем стихотворение О.Высотской «Весёлая грамматика» и подумаем, как точнее можно было бы назвать это стихотворение. - Обоснуйте свой ответ. - А что ещё вы можете рассказать об этом разделе лингвистики? - Хотелось бы вам больше узнать о частях речи? Почему? - Как бы вы сформулировали тему нашего урока, и какие цели можно поставить к этому уроку? | Подготовка класса к работе Открывают тетради, записывают число. «Весёлая морфология» Именно в разделе лингвистики, который называется «Морфология», изучаются части речи. -Морфология изучает слово как часть речи, особенности образования форм разных частей речи, их постоянные и непостоянные признаки. В речи мы используем разные слова. И каждому человеку необходимо иметь представление обо всех частях речи русского языка, чтобы правильно их использовать. Тема: «Части речи». Цели: - узнать больше о частях речи русского языка; - научиться узнавать части речи и правильно их использовать. Записывают тему урока. | Личностные: самоопределение, позитивное отношение к познавательной деятельности; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: умение общаться в рамках учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - А теперь мы напишем диктант с последующей самопроверкой, а затем выполним задание. Надо найти в тексте существительные, прилагательные и глаголы. Три человека работают у доски. Диктант В декабре, если небо закрыто тучами, быстро смеркается в хвойном лесу. Небо наверху становится лиловым. Мы поспешили домой по своей утренней дорожке и увидели на ней свежие звериные следы. Задания на доске: Синтаксический разбор предложения: На вершинах сосен уже играет золотистый солнечный луч. Также 2 человека делают морфологический разбор существительного и прилагательного. | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, повторяют изученный материал. Осуществляют самопроверку, ставят себе оценки за выполненное задание, проверяют правильность выполнения заданий на доске. Обращают внимание, что не все части правильно определены и не все морфологические признаки существительных и прилагательных перечислены. | Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: Умение строить диалог с учителем и сверстниками, умение высказывать свою точку зрения; Личностные: поддержание познавательного интереса к предмету, стремление к преодолению трудностей |
III. Постановка учебной задачи | Кроссворд (фронтальная работа). - Слова какой части речи помогли вам разгадать кроссворд? - Какие сложности возникли у вас в процессе разгадывания кроссворда? - какой вывод можно из этого сделать? - На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Какие имеет морфологические признаки? Выборочный диктант Задание: записать только прилагательные. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие! над глубокими, свежими снегами – синее, огромное и удивительно нежное небо. - Давайте вспомним морфологические признаки прилагательных и существительных. - Перечислите, пожалуйста, постоянные признаки существительных. А теперь перечислите непостоянные признаки прилагательных. Чем они различаются? - Докажите свою точку зрения, приведите примеры. - А теперь давайте подведём итог. На доске два человека создают опорные схемы, на которых показывают морфологические признаки существительных и прилагательных. Остальные помогают отвечающим. | Прилагательные Не смогли отгадать некоторые слова. Вывод: надо лучше учиться, больше читать. Перечисляют вопросы и морфологические признаки. Выполнение задания, затем проверка. Перечисляют морфологические признаки существительных и прилагательных. Делают вывод: Прилагательные изменяются по родам, а существительные нет. Создают схемы, комментируют особенности каждой схемы | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; структурирование информации; умение делать выводы. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция; Коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
IV. Открытие нового знания. | Лингвистический эксперимент - Подумаем и поразмышляем вслух. Перед вами морфемные модели слов – различных частей речи. Давайте подберём слова, которые подходят к этим моделям и определим, к какой части речи относится каждое слово. Также давайте назовём грамматические признаки каждого слова. | Подбирают слова, записывают их на доске и в тетрадях, определяют части речи, опытным путём определяют морфологические признаки слов, которые соответствуют предложенным морфемным моделям. Делают вывод: у каждой части речи есть «свой» набор морфем. По морфемной модели можно определить не только часть речи, но и некоторые её морфологические признаки. | Познавательные: самостоятельное создание алгоритма действий при решении проблем поискового характера, умение анализировать информацию, делать выводы; Личностные: стремление к преодолению трудностей, поддержание познавательного интереса к предмету. Регулятивные: развитие навыков регуляции учебной деятельности; Коммуникативные: соблюдение норм поведения при общении со сверстниками. |
V. Первичное закрепление | Работа с учебником Упражнение №471 Задание: составить морфемные модели слов, определить их грамматические признаки; образовать от существительных прилагательные, а от прилагательных – существительные. Холодный, краснота, сосновый, зерновой, росистый, длина, оловянный. | Задание выполняется на доске и в тетрадях. Дети по очереди выходят к доске. Холодный (прил., м.р., ед.ч.) - холод; краснота (сущ., 1 скл., ж.р., ед.ч., И.п.) – красный. и т.д. Вывод: меняя морфемы (кроме корня), можно подобрать однокоренные слова (для проверки безударной проверяемой гласной в корне), относящиеся к разным частям речи. | Познавательные: умение анализировать информацию, делать выводы; Личностные: стремление к преодолению трудностей, поддержание познавательного интереса к предмету. Регулятивные: развитие навыков регуляции учебной деятельности; Коммуникативные: умение строить диалог с учителем и сверстниками, умение высказывать свою точку зрения; |
VI. Самостоятельная работа | Работа с карточками. - А теперь давайте поработаем самостоятельно. У меня на столе три вида карточек с заданиями различной сложности. Жёлтая – лёгкое задание, голубая – средней сложности, зелёная – повышенной сложности. Каждый из вас сейчас должен выбрать ту карточку, которая соответствует вашим знаниям. Задание: разобрать по составу, определить, к какой части речи относится каждое слово. Жёлтая карточка: Мудрый, смелость, нежный, туманом. Голубая карточка: Весёленькое, прочитал, снегом, грубый. Зелёная карточка: Заморозить, добрейший, рассветами, причудливый. | Учащиеся подходят к столу и выбирают карточки, затем выполняют задания и сдают учителю. | Познавательные : использование полученных знаний в практической деятельности; Регулятивные: планирование необходимых действий, поиск путей преодоления трудностей, умение адекватно оценивать свои знания. Личностные: Стремление к преодолению трудностей. |
VI. Включение в систему знаний. | Работа в группе - Следующее задание – групповое. Разбейтесь на группы по 4 человека. У вас на партах лежат карточки с заданиями и дополнительно один лист с таблицей для каждой группы. Заполните, пожалуйста, таблицу коллективно. Какая группа быстрее и правильнее заполнит таблицу, та и победила. Победителям полагается приз (шоколадки) После выполнения задания учитель читает правильные ответы для проверки. Карточка Задание: выделить суффиксы, распределить их в два столбика (заполнить таблицу): 1-й столбик – суффиксы существительных; 2-й столбик – суффиксы прилагательных. Снежок, порывистый, синеватый, морозец, беленький, свежесть, белизна, высота, сероватый, золотистый, ветреный, морозный, верхушка, холмик, звериный, утренний, сосновый. | Учащиеся выполняют задания, затем проверяют правильность выполнения. Победители получают подарки. | Коммуникативные: умение строить диалог с учителем и сверстниками, умение высказывать свою точку зрения; умение работать в группе; Личностные: стремление к преодолению трудностей; Регулятивные: развитие навыков регуляции учебной деятельности; Познавательные : использование полученных знаний в практической деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков; структурирование информации; умение делать выводы. |
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока | Учитель предлагает детям ответить на вопросы (Экран) Вопросы:
| Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на предложенные учителем вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Обсуждают с учителем выставленные оценки. | Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить, осуществлять самооценку собственной учебной деятельности, соотносить цели и результаты; Познавательные: желание приобретать новые знания, умение делать выводы. Коммуникативные: соблюдение норм поведения при общении с учителем со сверстниками. |
VIII. Домашнее задание | - Давайте запишем домашнее задание. Задание: стр. 45, упр. № 473; По выбору: написать сочинение-описание зимнего леса, используя слова из карточек. | Записывают домашнее задание. | Познавательные: умение выбирать решение, обосновывать свой выбор. Личностные : приобретение мотивации к учебному процессу; воспитание любви к родной природе. Регулятивные: адекватно оценивать свои знания. |
Директор МКОУ «Гимназия №1 г. Майского» О.Н. Кудаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/15/picture-92150.jpg)
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-127389-1352103521.jpg)
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-127389-1352103521.jpg)
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-349466-1385406742.jpg)
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/25/picture-556130-1419540242.jpg)
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/31/picture-327019-1509470408.jpg)
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...