Использование технологии развития критического мышления ТРИЗ-технологий
презентация к уроку по русскому языку

Авдонина Елена Вячеславовна

Использование технологии развития критического мышления
ТРИЗ-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kriticheskoe_myshlenie_.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии развития критического мышления ТРИЗ-технологий

Слайд 2

О чем это мы?...  Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения . …

Слайд 3

Технологические этапы 1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения

Слайд 4

Как организовать осмысленное чтение Правило «3-х П» Т К М Познакомиться Понять Применять

Слайд 5

(начало урока) Наборное полотно№1 Наборное полотно№2 Наборное полотно№3 Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Имя числительное Местоимение Предлог Союз Частица Словосочетание Простое предложение Сложное предложение Сложносочинённое Сложноподчинённое Бессоюзное Союзное Назывное Определённо-личное Неопределённо-личное Безличное Полное Неполное

Слайд 6

Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)» З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Главные слова) (Откуда узнал(ю)?

Слайд 7

Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.

Слайд 8

П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: « Я считаю, что …» . Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: « Потому что …» . Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: « Я могу это доказать это на примере …» . И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: « Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …» . Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

Слайд 9

Верные – неверные утверждения № утверждение до чтения текста после чтения текста 1. 2. 3. 4. 5. 6. Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные. В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д. Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам. Первый толковый словарь вышел в XVI веке. Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.Ломоносова. Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д.

Слайд 10

Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1) I – interactive N – noting S – system E – effective R - reading & T – thinking самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления «  » – уже знал « + » – новое « – » – думал иначе « ? » – есть вопросы

Слайд 11

Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1) Значки Ключевые слова  + – ?

Слайд 12

Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Слайд 13

Ключевое слово Категория 1 Категория 4 Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры» (2)

Слайд 14

Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержание Пример:

Слайд 15

Кластеры звуки гласные согласные ударные безударные сонорные шумные твёрдые мягкие звонкие глухие

Слайд 16

(от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Методика построения денотатного графа : Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Графические организаторы: «Денотатный граф» (1)

Слайд 17

Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки". Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Графические организаторы: «Денотатный граф» (2)

Слайд 18

Педагогическая информационная технология формирует включает развивает является способствует информационно-образовательную среду информационно-образовательное и культурное пространство информационную компетентность и культуру системным методом работы с образовательной информацией оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса расширяет хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию индивидуализирует восприятие информации аудио ТО визуальные ТО аудиовизТО Пример:

Слайд 27

Ромашка блума Простой вопрос: «Причастие – это самостоятельная часть речи?» Уточняющий вопрос : «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?» Интерпретационный (объясняющий) вопрос : «Почему причастия не имеют формы будущего времени?» Творческий вопрос: «Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?» Оценочный вопрос : «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?» Практический вопрос : «Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?»

Слайд 28

Письмо с дырками Восстановите текст Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … . Основные признаки текста. 1. Единство … текста. 2. Наличие … мысли текста. 3. Относительная … текста. 4. Определённый … предложений. 5. … связь предложений в тексте.

Слайд 29

Логические цепочки План фонетического разбора слова 1. Записать слово буквами и указать их количество. 2. Затранскрибировать слово. 3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение. 4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

Слайд 30

Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

Слайд 31

Таблицы вопросов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?

Слайд 32

Да-нетка Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. (А.С.Грибоедов) Это служебная часть речи? (нет) Это слово спрягается? (нет) Это слово употреблено во второй предикативной части? (да) и т.д.

Слайд 33

«Плюс-минус-вопрос» «+» «-» «?»

Слайд 34

Красивое многоточие… (5 мин.) Пишем синквейн Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Слайд 35

синквейн Солнце, Большое, яркое, Светит, греет, радует, Солнце очень горячее тело. Шар. Солнце, Раскаленное, газообразное, Излучает,нагревает, обжигает, Солнечное излучение несет энергию. Звезда.

Слайд 36

Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Гипербола Огромная, наибольшая. Преувеличивает, преумножает, расширяет. Гулливера превращает в Мальчика с пальчика. Преуменьшает, умаляет, суживает . Крохотная, наименьшая Литота. Хребтищева Татьяна, 10а класс

Слайд 37

Хайку Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как? Снегирь Я видел птицу, Прилетевшую зимой, Красиво… Тоска Я видела деревню С одним домом, Тоскливо… Штанг Юлия, 6а класс

Слайд 38

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и послед­няя из которых — понятия с противоположным значени­ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное) Обломов Ленивый, добрый, Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, Настойчивый, расчетливый Штольц. Шоболова Галина, 10б класс

Слайд 39

Штрихи Штрихи пишутся по следующим правилам: 1-я строка. 1 существительное. 2-я строка. 2 прилагательных. 3-я строка. 3 причастия. 4-я строка. 4 глагола. 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий) 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.

Слайд 40

Работы учащихся по теме «Весна»: Чувства, Искренние, противоречивые, Чарующие, манящие, дурманящие. Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат, Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая. Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды. Герасимова Елена, 6а класс Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет: Расширить словарный запас учащихся Проверить знание частей речи Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.

Слайд 41

Лингвистическая задача Дано: 1)спец..алист,р..комендация,изб..рательный 2)кр..терий, употр..бить,г..сударственный 3)т..рритория, оп..раться, предст..вление 4)мот..вировать, б..зироваться, произн..шение Решение Найти: В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Слайд 42

Эффективная лекция Бортовой журнал Известная информация и предположения Новая информация … …

Слайд 43

Приём “Ассоциации” - Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? (Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…) - Почему именно так называется произведение? - Что может произойти в рассказе с таким названием? - Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете.

Слайд 44

Рассказ "Зеленая лампа" Александра Грина

Слайд 45

Дерево предсказаний Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения А.П. Чехов «Тоска»

Слайд 46

Сравнительная характеристика героев , литературных направлений и др. Можно дать в виде таблицы с вопросами. Предмет сравнения Татьяна Ольга Портрет Поведение Отношения с окружающими Отношение к любви Отношение к народной культуре Авторское отношение к героиням

Слайд 47

Чтение с остановками

Слайд 48

Стратегия решения проблемы I D E A L И Д Е А Л Идентифицируйте проблему. Доберитесь до ее сути. Есть варианты решения! А теперь - за работу! Логические выводы.

Слайд 49

Лист для решения проблемы 1. Какую главную проблему должны решить герои? 2.Какой информацией снабдил вас автор? 3.Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям? 4.Каковы три главных способа решения проблемы? Какой из выбранных способов наилучший и почему?

Слайд 50

Прием «фишбоун» Технология работы с приёмом « фишбоун » может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. « Фишбоун » - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как: Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму) Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы Согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

Слайд 51

Прием «фишбоун»

Слайд 52

Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как критическое мышление; взаимодействие в группах; планирование и осуществление исследовательской деятельности; истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста; осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Слайд 53

Триз - загадка По признакам Алгоритм 1. Выбрать объект 2. Заполнить таблицу какой? (объект) что (кто) такое же? 3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

Слайд 54

Триз - загадки По признакам Сложная, но не задача Важная, но не персона Нужная, но не мама Интересная, но не книга (морфология)

Слайд 55

Триз - загадка По действиям Алгоритм 1. Выбрать объект 2. Заполнить таблицу что делает? (объект) что (кто) делает такое же? 3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами а не, прочитать загадку

Слайд 56

Триз - загадки По действиям Передаёт, а не одноклассник Сообщает, а не завуч Спрашивает, а не бабушка Побуждает, а не генерал (предложение)

Слайд 57

Найди соответствия Запишите предложения, соответствующие схемам: 1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ). Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России . (Ч.Айтматов.) Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.) Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.) Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.) Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.) Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)

Слайд 58

Морфологический анализ 1 2 3 4 5 6 7 8 А -медл- -двиг- -крик- -ех- -уч- -хорош- -пуг- -уклюж- Б ¬ ис- не- за- у- на- пере- вс- без- В ^ -а- -ся -о- -л- -н- -енн- -нн- -е- Г -и -ет -а -о -ит -ы -ть 1) «Соберите» словосочетание : Б 7 А 3 В 5 Г 2 + Б 1 А 7 В 1 В 7 В 3 ( вскрикнет испуганно). Обозначьте и объясните известные вам орфограммы. 2) (Не)медле(н,нн)о уехать . Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б 2 А 1 В 6 В 3 + Б 4 А 4 В 1 Г 8 )

Слайд 59

Морфологический анализ

Слайд 60

Реши пропорцию (спит) как убитый = ? = сломя голову = ? крепко темно ? ? молодой = сухой = ? = ? моложе ? веселее ?

Слайд 61

.

Слайд 62

Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какай-то кустик. Когда я подошел поближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил. Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. Лингвистический анализ текста

Слайд 63

В народном восприятии это колючее сорное растение, именуемое татарином (татарником), мордвином, муратом (В.И. Даль), соединяется с представлением о вредном, нечистом, злом.

Слайд 64

Существительные Куст, отросток, ветка, цветок, стебель, грязь, кустик, Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия.

Слайд 65

Прилагательные Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия. Красные, черные, грязные, чернозёмная

Слайд 66

Глаголы Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия. Красные, черные, грязные, чернозёмная Состоял, оторван, отрубленная, сломан, висела, вымазанный, торчал, переехан, поднялся, стоял, вырвали, вывернули, оторвали, выкололи, не сдаётся, уничтожившему.

Слайд 67

Тема произведения? Проблемы?

Слайд 68

Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат» Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.

Слайд 69

Лингвистическая задача Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. Л.С.Сухорукова Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего. И. Г. Милославский Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное), и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая ), и, следовательно, стилистически оправданное С.И. Ожегов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие читательского интереса у обучающихся посредством использования технологии развития критического мышления» (из опыта работы)

В данной статье представлена система деятельности педагога на примере фрагментов уроков с применением технологии РКМЧП....

Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».

Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»

  Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках  литературы в старших классах, а также выявлены  целесообразные методы и при...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...