урок "Такое замечательное -имя прилагательное"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Фильчакова Ольга Владимировна

Конкурсный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx35.1 КБ
Файл 6_klass_pilagatelnoe.pptx1.48 МБ
Файл prilozhenie.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

«Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»»

Цели: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное».

Задачи:

1) Обучающая: повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное», закрепление орфографических навыков правописания прилагательных, закрепление умения употреблять прилагательные в речи, правильно сочетая с существительными, отличать их от других частей речи;

2) Развивающая: развитие орфографической зоркости, навыков лингвистического анализа, монологической речи, работы с текстами, развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать прилагательные;

3)Воспитывающая: воспитание интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение имени прилагательного, правописание имен прилагательных; уметь находить имена прилагательные в тексте, согласовывать с именами существительными.

Метапредметные: Регулятивные:  составление плана и последовательности действий. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка

Личностные: формирование способности к самооценке, воспитание интереса к изучению русского языка, желание осваивать новые виды деятельности, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование
: проектор, компьютер.

Ход урока

 

  1. Организационный этап.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Ольга Владимировна, сегодня я буду вести у вас урок. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт радость общения каждому из нас. Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы все были активными, внимательными, трудолюбивыми, любознательными, самостоятельными.

  1. Определение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
  1. Для начала давайте отгадаем загадки: кто это или что это? (Слайд 1)
  • Трусливый, белый, шустрый. (Заяц)
  • Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
  • Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
  • Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
  • Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
  • Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
  • Умные, активные, дружелюбные. (Это вы, ребята.)

- Слова какой части речи помогли узнать предметы? (Прилагательные)

- Как прилагательные помогли узнать предметы? (Указывали на признаки предметов).

        -Ребята, из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ я взяла текст. Прочитайте его. Читает ребёнок. (Слайд 2)

Текст 1. Снаружи почка имеет частички. Это чешуи. Они являются защитой от холодов, дождей. У некоторых растений чешуи пропитаны, а края прочно скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают части почек.

(Слайд 3)Текст 2. Снаружи почка имеет плотные, кожистые, прочные частички. Это почечные чешуиОни являются хорошей защитой от осенне-зимних холодов, проливных дождей. У некоторых растений почечные чешуи пропитаны смолистыми веществами, а края прочно скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают внутренние части почек.

- В чем разница между текстами? (ответы детей)

- Сделайте вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных).

- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (Имя прилагательное). Сформулируйте тему нашего урока («Повторение по теме «Имя прилагательное»») (Слайд 4)

- Используя опорные слова, написанные на доске (Слайд 5), определите задачи урока:

  • Повторить…                                        
  • Учиться находить….., согласовывать….
  • Применять…

- Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем об имени прилагательном. Готовы? Начнём! Откройте тетради, запишите число и тему урока.

3. Актуализация и обобщение знаний учащихся о грамматических признаках имени прилагательного.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам выполнить задание, которое встречается на ВПР и ЕГЭ. Расставьте в данных словах ударение, произнесите их в соответствии с литературными нормами.

1. Орфоэпическая минутка (Слайд 6)

Августовский, знАчимый, красИвее, кУхонный, оптОвый, слИвовый.

2. Ответы по кластеру (Слайд 7)

-Сейчас, используя кластер, скажите, пожалуйста, что же такое имя прилагательное?

Это часть речи, которая:

1.обозначает признак предмета

2.отвечает на вопросы Какой? Чей?

3.изменяется по числам, родам (в ед.ч.), падежам

4.прилагательные могут быть краткими и полными.

5. в предложении является чаще определением или сказуемым.

- Молодцы ребята, вы отлично справились с этим заданием.

3.Синтаксический разбор.

- Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна через 2 дня? (23 февраля)

-Правильно, ребята, это День защитника Отечества. По традиции этот праздник отмечается более 100 лет. 23 февраля служит главным образом символом памяти и уважения истории России, героев, которые имели мужество встать на Защиту своей Родины.

-Сейчас я предлагаю вам выполнить синтаксический разбор предложения.

Россия – самое прекрасное место на Земле. (повест, невоскл, простое, распр.)

- Ребята, определите степень сравнения прилагательного в данном предложении (составная форма превосходной степени).

- Какие степени сравнения имён прилагательных вы знаете и как они образуются?

- Молодцы.

4. Работа в группах.

Учитель: А сейчас , ребята, проведём исследовательскую работу и выявим характерные признаки имени прилагательного. Предлагаю вам поработать в группах и выполнить разноуровневые задания.

1 группа определит разряд имен прилагательных:  (Слайд 8)

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

Качественные- высокий, синий, низкий, смелый, строгий.

Относительные -деревянный, настольный, золотой, кирпичный, вчерашний.

Притяжательные- дядин, мамин, заячий, медвежья.

  - Ребята, а из каких цветов состоит флаг России (красный, синий, белый).

Определите разряд этих прилагательных (качеств.)

Вывод: имена прилагательные могут быть 3 разрядов: качественные обозначают такой признак, который может наблюдаться у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные обозначают признак предмета по его отношению к другим предметам и явлениям (могут указывать на материал, на назначение, на отношение и принадлежность). Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-либо.

2 группа раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными: (Слайд 9)

(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча.

Вывод: Не с прилагательными пишется слитно:1) если это слово не употребляется без не, 2) если его можно заменить синонимом без не.

Не пишется раздельно: 1) если имеется противопоставление с союзом а, 2) если к прилагательным относятся слова далеко не, ничуть не, нисколько не

3 группа вставит пропущенные буквы, докажет свой выбор. (Слайд 10)

Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый.

Вывод: В суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и ц под ударением пишется буква о, без ударения - буква е.

5. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1 Распределите прилагательные в две колонки:

1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:

Рыбац…ий, лейтенант…ий, гигант…ий, бурлац..ий, киргиз…ий, француз..ий, рыбац..ий, турец...ий.

Карточка 2 От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными.

(Комендант) час, (приятель) отношения, (январь) мороз, (Польша) язык, (человек) жизнь.

Карточка 3 От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными.

(Ноябрь) дождь, (куртка)матроса, (дети)комната, (рыбак)лодка, (село) хозяйство.

Карточка 4 Заменить словосочетания сущ.+сущ. - словосочетанием прил.+сущ. и записать, выделив суффиксы прилагательных.

 Солнце в январе, пейзаж моря, пастух в деревне, аппетит зверя, поступок с дерзостью.

Сделайте вывод Суффикс -к- пишется: 1) в прилагательных, имеющих краткую форму; 2) в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц.

В других прилагательных пишется суффикс -ск-.

4.Физминутка. (Слайд 11)

  • А сейчас, ребята, давайте отдохнем и выполним физкультминутку, но с пользой(Слайд 11)!
  • Проведем игру в мяч. Я кидаю мяч одному из вас и называю существительное, а мне в ответ вы бросаете мяч с именем прилагательным- признаком существительного.

(чай, утро, настроение, школа, портфель, тетрадь, карандаш, небо, погода, мяч).

- А сейчас вы будете писать диктант, да только не простой, а цифровой. Перед диктантом давайте вспомним правописание буквы н и нн в суффиксах прилагательных. Ответы 

4. Цифровой диктант (учитель читает, ученики ставят цифры) (Слайд 12)

Песчаное дно, ветреный день, серебряная посуда, туманное утро, водяное растение, стеклянные бусы, искусственный лед, клюквенный морс,

Проверка: 1,1,1,2,1,2,2,2. (по слайду 12)

  • Оцените работу своего соседа, поставьте +, если все записано верно.
  • Поднимите руку, кто отлично справился с работой. Остальные ребята исправляют ошибки.

5. Самостоятельная работа.

 Словесное рисование

- Ребята, сейчас вы будете рисовать, но это будет необычное рисование. Вместо кистей и красок вы будете использовать слова. Посмотрите на текст (слайд 13). Определите, каких частей речи в нём не хватает?

  • Вам необходимо списать текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите, каким членом предложения являются вставленные вами прилагательные и подчеркните их соответствующим образом.

Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Проверим ваши варианты. (Послушать ответы детей).

  • Ребята, поднимите руку, кто правильно определил синтаксическую роль имён прилагательных. Остальные ребята исправляют ошибки.

6. Итоги урока

  • Наш урок подходит к концу, но, чтобы успешно его завершить, вы должны выполнить ещё одно задание -составить синквейн.
  • (Слайд 14) Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
  • Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного.
  • Вторая строка – два слова. Прилагательные
  • Третья строка обычно состоит из трёх глаголов
  • Четвёртая строка – это или предложение, состоящее из нескольких слов.
  • Пятая строка – одно слово – существительное.

Имя прилагательное.
Замечательное, интересное.
Описывает, усиливает, указывает.
Придает речи выразительность.
Признак.

Имя прилагательное.
Благозвучное, осмысленное.
Дополняет, уточняет, поясняет.
Характеризует человека или предмет.
Часть.

7.Домашнее задание. (Слайд 15)

Сочинение-миниатюра «Зима – волшебное время года» или проект «Цветовые прилагательные в русском языке». (изучить прилагательные, обозначающие цвет)

8. Рефлексия. (Слайд 16)

Ребята, а как вы думаете, какое место в нашей речи занимает имя прилагательное? (1 место – сущ, 2 гл, 3 – место – прилаг. Без него наша речь была бы просто скучной и бедной).

–  Что сегодня на уроке мы повторили?

(Имена прилагательные, их правописание, употребление в речи)

 Ответьте, ребята, именами прилагательными на вопросы:

Урок был каким? (интересный, полезный)

Настроение – какое? (отличное, приподнятое)

Учительница - какая? (новая)

Сегодня на уроке ученики были какие? (активные, любознательные)

Ребята, я хочу вам подарить необычное деревце. У меня с собой есть необычные яблочки. Я предлагаю вам украсить наше деревце яблочками. Если урок понравился, повесьте на дерево золотые яблочки. А если не понравился -коричневые.

(Слайд 17)Ребята, спасибо за урок! Вы были активные, внимательные, умные, красивые, воспитанные!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

З агадки 1. Трусливый, белый, шустрый. 2. Спелое, круглое, сочное. 3. Хитрая, рыжая, пушистая. 4. Вкусная, сочная, синяя. 5. Маленький, желтый, пушистый. 6. Умные, активные, дружелюбные.

Слайд 2

Текст 1 Снаружи почка имеет частички. Это чешуи. Они являются защитой от холодов, дождей. У некоторых растений чешуи пропитаны, а края проч­но скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают части почек.

Слайд 3

Текст 2 Снаружи почка имеет плотные, кожистые, прочные частички. Это почечные чешуи . Они являются хорошей защитой от осенне-зимних холодов, проливных дождей. У некоторых растений почечные чешуи пропитаны смолистыми веществами, а края чешуи проч­но скреплены. Такие своеобразные колпачки надёжно укрывают внутрен­ние части почек.

Слайд 4

Тема урока: «П овторение изученного по теме «Имя прилагательное»»

Слайд 5

Задачи урока Повторить… Учиться находить ….., согласовывать…. Применять…

Слайд 6

Орфоэпическая минутка Августовский, значимый, красивее, кухонный, оптовый, сливовый.

Слайд 7

Кластер Имя прилагательное Обозначает … Отвечает на вопросы… Изменяется … Прилагательные могут быть… В предложении являются…

Слайд 8

Определите разряды прилагательных. Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

Слайд 9

Р аскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными (Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не) брежный почерк, (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча.

Слайд 10

Вставьте пропущенные буквы. Еж..вый , пищ ..вой, свеж..го , ключ..вой , хорош..го , плюш..вый , глянц ..вый, морж..вый .

Слайд 11

Физкультминутка.

Слайд 12

Цифровой диктант Проверка: 1,1,1,2,1,2,2,2 .

Слайд 13

«Словесное рисование» Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите, каким членом предложения являются вставленные вами прилагательные и подчеркните их соответствующим образом. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч.

Слайд 14

Синквейн Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов. Четвёртая строка – это предложение, состоящее из нескольких слов. Пятая строка – одно слово – существительное.

Слайд 15

Домашнее задание. Не забудьте записать домашнее задание Сочинение-миниатюра «Зима – волшебное время года» или проект «Цветовые прилагательные в русском языке».

Слайд 16

Рефлексия Урок был каким? Настроение – какое? Учительница - какая? Сегодня на уроке ученики были какие?



Предварительный просмотр:

Приложение

Определите разряд имен прилагательных:  

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

Определите разряд имен прилагательных:  

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

Определите разряд имен прилагательных:  

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

Определите разряд имен прилагательных:  

Высокий, синий, кирпичный, смелый, деревянный, настольный, дядин, мамин, заячий, золотой, низкий, строгий, вчерашний, медвежья.

 

Раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными.

(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча.

Раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными.

(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча

Раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными.

(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча

Раскройте скобки. Объясните написание Не с прилагательными.

(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)брежный почерк; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)чаянная встреча

Карточка 1 Распределите прилагательные в две колонки:

1) суффикс -ск-; 2) суффикс -к-:

Рыбац…ий, лейтенант…ий, гигант…ий, бурлац..ий,киргиз…ий, француз..ий, рыбац..ий, турец...ий.

Карточка 2 От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными.

(Комендант) час, (приятель) отношения, (январь) мороз, (Польша) язык, (человек) жизнь.

Карточка 3 От слов, данных в скобках, образуйте прилагательные с суффиксом –к-или –ск- Согласуйте с существительными.

(Ноябрь) дождь, куртка (матроса), (дети) комната, (рыбак) лодка, (село) хозяйство.

Карточка 4 Заменить словосочетания сущ.+сущ. - словосочетанием прил.+сущ. и записать, выделив суффиксы прилагательных.

 Солнце в январе, пейзаж моря, пастух в деревне, аппетит зверя, поступок с дерзостью.

Вставьте  пропущенные буквы, докажите свой выбор. 

     Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый.

Вставьте  пропущенные буквы, докажите свой выбор. 

     Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый.

Вставьте  пропущенные буквы, докажите свой выбор. 

     Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый.

Вставьте  пропущенные буквы, докажите свой выбор. 

     Еж..вый, пищ..вой, свеж..го, ключ..вой, хорош..го, плюш..вый, глянц..вый, морж..вый.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку "Это замечательное имя прилагательное"

Цели:1.Вызывать интерес учеников к изучению русского языка.2.Развивать устную и письменную речь, мышление, творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся.3.Воспитывать чувство дружбы, колл...

Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.

Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....

Урок -редакция «Ах, это замечательное прилагательное..!»

Повторение и систематизация материала по теме «Имя прилагательное» Цель: закрепление и систематизация полученных знаний об имени прилагательном через аналитическую, исследовател...

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Имя прилагательное-такое замечательное"

Здесь Вы найдете разработку открытого урока в 5 классе по русскому языку по теме "Имя прилагательное - такое замечательное"...

Урок мини-проект Замечательное прилагательное."

Урок обобщение по теме "  Имя прилагательное"  5 класс для детей с ОВЗ....