Урок мини-проект Замечательное прилагательное."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шахина Ирина Витальевна

Урок обобщение по теме "  Имя прилагательное"  5 класс для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_proekt.docx56.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок МИНИ -ПРОЕКТ по русскому языку на тему: «Замечательное прилагательное»

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.

Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Форма урока: урок – мини проект; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Методы и приемы:  работа в группах,  упражнения на внимание, логическое мышление, на развитие памяти ; работа с опорной схемой, исследовательская работа.

Ход урока

I. Организационный момент (Эмоциональный настрой)
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы!

Тогда – за работу!

Удачи желаю я Вам!

 (вместе) Мы хороший дружный класс

               Всё получится у нас!  

 - Ребята, сегодня мы проведём с вами необычный урок. Это творческий мини-проект. Мы будем строить дом для  одной  очень известной части речи, а какой – попробуйте определить сами. Для этого нам нужно внимательно прослушать стихотворение.

 Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
Лучше меня, милой, нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить. (Прилагательное)
-Ребята, кто понял, о какой части речи мы сегодня будем с Вами говорить?

 - Итак, ребята, у нас получились ключевое слово - имя прилагательное. (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ) -на доске.

Наш мини- проект будет посвящен - имени прилагательному!
Тема нашего проекта:

«Замечательное прилагательное…»:

-Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь выглядит порой очень скудной, однообразной. Как можно сделать её более интересной, образной, впечатляющей? (с помощью прилагательных).

Наша цель доказать, что прилагательное имеет большое значение в нашей речи.

-Можем ли мы обойтись без прилагательных? Давайте ответим на этот вопрос, поработав над проектом.

I. Языковая разминка: «Угадай словечко»

Итак, минуточку внимания!

Я вам читаю описание.

А вы даёте мне ответ,

Как же зовётся сей предмет.

Серый, хищный, жадный…волк

Белый, косой, трусливый…заяц

Суровая, снежная…зима

Знойное, жаркое…лето

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)

Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

Умные, активные, дружелюбные. (Ребята).

-А, давайте с вами вспомним на какие вопросы отвечает прилагательное.

(какой?, какая?, какое?, какие?) (На доску кирпичики.)

II. А теперь, следующее задание

«Подари предмету признак».

У существительных подчас.
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

РАБОТА В  ПАРАХ.

-У каждого на парте лежат розовые карточки, возьмите одну карточку на двоих!  Вместе в паре вы должны придумать признаки существительного.

котёнок, лиса, яблоко – нужно подобрать к каждому существительному прилагательное, т.е.  по 5 признаков.

- И так ребята, с какой частью речи дружит прилагательное? (с существительным.)

III. «Образуйте новые слова, обозначающие признак предмета».

-Ребята, предлагаю другое задание, я даю вам два существительных, а вы образуйте словосочетание с прилагательным!

Зелень + трава – зеленая трава

Золото + ключик – Золотой ключик

Лиса + нора – лисья нора

Радость + день – радостный день

Дождь + утро – дождливо утро

Зима + сапоги — зимние сапоги

Весна + утро – весеннее утро

Береза + роща – березовая роща

Чистота + небо – чистое небо

-Как изменяются прилагательные? (ответы детей- по родам).

Как определить род прилагательных? (по роду существительных). Оно связано с именем существительным и стоит в том же роде.

Физкультминутка.

-Ребята, устали? Давайте немного отдохнем.

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IV. «Назовите одним словом» (Сделать карточки каждому)-5 минут на задание

- С помощью прилагательных  можно описать форму, цвет, вкус, величину, материал и другие признаки существительного. Продолжаем строить наш кирпичный дом. Мы с вами добавим  в строительство кирпичики с признаками  прилагательных по группам.

-Ребята, на столе зелёные карточки возьмите их. В этом задании Вам  на карточках даны прилагательные. Нужно дать название  каждой  группе признаков предмета, что они обозначают: например: тяжёлый, невесомый, лёгкий - это вес.

  синий, красный, белый (цвет

–   вкусный, солёный, горький, острый (вкус)     
–   круглый, прямоугольный, продолговатый  (
форма)
–   стеклянный, железный, кирпичный(материал)


V. Убери лишнее слово. (Жёлтые карточки)

Ребята из цепочки прилагательных нужно убрать лишнее слово

Задание на желтых карточках.

· Храбрый, злой, смелый, отважный

·Осенний , весенний, зимний, лунный

· Молочный, хлебный, творожный, сметанный,

· Березовый, дубовый, сосновый, земляничный

Итак, ребята, чего не хватает в нашем домике? (Крыши).

-Если бы имя прилагательное умело говорить, оно бы сказало вам так:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

-Для чего же служит прилагательное? (украшает и уточняют нашу речь,  служат для определения предметов)

-Дом наш построен,  хочется чтобы там было всегда светло и уютно.

Итог урока.

  Мы с вами на уроке создали творческий проект - построили крепкий, кирпичный, тёплый дом! Красивый получился у нас дом??? В этом доме поселилось наше замечательное прилагательное.

Давайте ответим на наш вопрос: можем ли мы обойтись без прилагательных? Мы ещё раз убедились, что мир без прилагательных не интересен. Служат они для определения предметов. Они украшают и уточняют речь, передают настроение.

Вспомним, что мы обобщили и уточнили об имени        
прилагательном:

1.На какие вопросы отвечает имя
прилагательное?

2.Что обозначает? Признак предмета.

3.С какой частью речи связано имя
прилагательное? Связано с именем существительным, стоит
в том же роде.

4. Какую роль выполняет в речи?

Даёт описание предмета, украшает нашу
речь.
 

Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. Урок подходит уж к концу и   требует оценки.



Устная рефлексия. 

Ребята, на партах у вас лежат цветные сигнальные карточки,

Если  Вам было интересно покажите оранжевую карточку!

Если урок был полезным, покажите синюю карточку!

Если вдруг кто-то затруднялся  в выполнении заданий на уроке, покажите  красную карточку.

 Оргмомент.

2. Психологический настрой.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда – за работу!

Удачи желаю я Вам!

 (вместе) Мы хороший дружный класс

               Всё получится у нас!    

Ребята, я рада видеть вас на уроке жизнерадостными, веселыми, добрыми,  счастливыми. А сейчас - за работу!

3. Проверка домашнего задания.(Повторить правила об имени существительном).

1. «Ромашка»

Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает изученный ранее материал. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Как называется раздел науки о языке, который изучает слово как части речи? (Морфология).

- На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные).

- Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие).

На предыдущих уроках мы с вами изучили часть речи, которая называется имя существительное.

- Что такое имя существительное? 

 - Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? называются … существительные, отвечающие на вопрос что?

- К каким трём родам относятся имена существительные? 

 - Как изменяются имена существительные? 

Назовите существительные, которые имеют только форму множественного числа

- Каким членом предложения чаще всего бывают имена существительные? 

Когда пишется ь после шипящих в существительных

2.Повторяем падежи. Сегодня нам они пригодятся. Даны словосочетания, указать  падежи существительных.

        Бегут ручьи, капают с крыши, радуются солнцу, строят гнёзда, пахнет ароматом, исчезает в зелени.  

3.Повторяем типы склонений имен существительных. Ученики распределяют имена существительные по типам склонения. Работа в группах.(1 ряд выписывает существительные 1 склонения, 2 группа – 2 склонения, 3 группа- 3 склонения)

        Весна, радость, воздух, аромат, черёмуха, зелень, почка, приволье, оттепель.

Оцените, пожалуйста, себя, как вы знаете имя существительное.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Имена существительные мы с вами повторили.

У существительных подчас.
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

‒     О какой части речи говорится в загадке? (о прилагательном)

Конечно, мы с вами сегодня начнём изучение  новой темы «Имя прилагательное».

- Какие цели ставим перед собой? Что должны узнать? (узнать, что такое имя прилагательное, как оно изменяется, т.е. о его грамматических признаках, синтаксической  роли в предложении,строить высказывания, уметь находить в предложении, о его роли в предложении). Одновременно с этим мы поговорим о весне, о весенней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.

- Какие задачи ставите перед собой? Как мы должны работать? (работать дружно, слушая учителя и помогая друг другу, писать грамотно)

Запись в тетради (темы урока) Какое замечательное имя прилагательное. (в конце урока скажете, почему имя прилагательное замечательное)

5. Новая тема

Очень важной частью речи является имя существительное. Но как беден был бы наш язык, если бы мы ничего не знали о предмете, кроме его названия. Нас всюду сопровождают вопросы какой? какая? какое? какие?

Человек какой? — Добрый, умный, внимательный. Погода какая? — Солнечная, холодная, морозная, дождливая. Человеческий мозг стремится не только назвать предмет, но и оценить его: какой он?  Часть речи, отвечающая на такие вопросы, называется как? (именем прилагательным).

- Что прилагательное обозначает? Чтобы узнать, мы с вами немного подумаем над одним заданием.

Назовите одним словом задание для признаков кирпичики

  синий, красный, белый (цвет

–   вкусный, солёный, горький, острый (вкус)     
–    большой, маленький, огромный  (размер)
–    круглый, прямоугольный, продолговатый  (
форма)
–    лёгкий, тяжелый, невесомый  (масса)
–    умный, трудолюбивый, добрый  (качество)
В какую группу можно обобщить эти слова?  (признаки предметов)

1. Прилагательное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признаки предметов.

По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место (после существительных и глаголов).

Самые распространённые прилагательные: большой, маленький, новый, старый, чёрный, белый, старший, молодой, великий, высокий, хороший, важный, главный, огромный, нужный, крупный.

Задание: «Подари предмету признак»Сейчас на экране вы увидите предметы. Задание выполняется по группам.  Вы должны как можно точнее описать увиденный  предмет. Победит та группа, которая назовёт больше имён прилагательных и наиболее удачно их употребит.

На экране: 1. Цветы                 2. Сосулька                3. Птица

2. Почему она так называется - прилагательное? (это слово к чему-то прилагается, присоединяется).

–   К каким же словам присоединяются прилагательные?
–   Имя прилагательное – вечный спутник имени существительного.

Действительно, существительные и прилагательные – большие друзья: прилагательные определяют существительные, и зачастую достаточно перечислить признаки предмета, чтобы понять, о чём идёт речь.

Итак, минуточку внимания!

Я вам читаю описание.

А вы даёте мне ответ,

Как же зовётся сей предмет.

Игра «Угадай словечко» ( для вопросов)

Серый, хищный, жадный…волк

Серый, косой, трусливый…заяц

Раннее, хмурое, туманное…утро

Суровая, снежная…зима

Знойное, жаркое…лето

Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)

Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)

Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)

Хитрая,  рыжая, пушистая. (Лиса)

Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)

Умные,  активные,  дружелюбные. (ребята)

По признакам, т.е. по прилагательным, легко отгадать можно задуманное слово.

3. Прилагательное не только описывает предмет, т.е  существительное, но и дружит с ним, согласуется с ним. (1 группа из данного текста выписывает прилагательные, 2 гр – словосочетания с прилагательными, 3 гр –выписать прилагательные, определить род, число и падеж. Как вы это сделаете? Определяем падеж, род и число существительного, от которого зависит прилагательное.

        Наступила ранняя весна. Светит яркое солнце. Бежит быстрый ручеёк по грязной дороге. Из дальних стран летят перелетные птицы.Все рады долгожданной весне!

Вывод: имена прилагательные согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

4. Синтаксическая роль прилагательных. Разобрать по членам, указывая части речи. Раскрылись зелёные листочки. Красив русский лес весной.

Вывод: в предложении прилагательное является определением и сказуемым.

5. Работа с учебником

Дятел

Живёт у нас в лесу птица. Это птица с пестринками, а на затылке у неё пёрышки. У птицы клюв.

Сейчас прочитаем второй текст

Живёт у нас в лесу птица. Это чёрная птица с белыми пестринками, а на затылке у неё яркие красные пёрышки. У птицы сильный острый прямой клюв.

 - Ребята, а теперь вы узнали, о какой птице идет речь?

- Какие слова помогли нам создать описание дятла? Конечно, это прилагательные, без них мы вряд ли сумели понять, о какой птице идёт речь.

Нужны нам прилагательные в речи? (служат для определения предметов)

Задание: Работа в парах. Прочитай и составь рассказ.Вы сейчас попробуете себя в роли художников слова. Ваша задача – отредактировать текст, т.е. добавить подходящие прилагательные. Работать вам поможет музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года. Апрель»

Наступила ……… весна. Всё радуется её приходу. ……. солнышко посылает на землю свои ……. и ……… лучи. На … небе появились ….. облака. Дует ………. ветерок. Кое–где появились проталинки, а на них показались ……подснежники с …… глазками. Прилетели вестники весны – грачи. Всюду слышен их ……. крик. Весна - моё …… время года!

Для 1 группы текст:Этот___________зверёк живёт в лесу. У него__________уши, ________хвост. Передние лапы________________, а задние ____________. Шубка у зверька летом__________, а зимой _____________. Морковка – ____________лакомство животного. А зимой и _____________кора хороша. _________зверёк всего боится.

Впишите имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ. С заданием справились быстро, верно подобрали прилагательные. Назовите  животное, которое вы описали. Это… Дети: Заяц.

Вывод: для чего нужны прилагательные? Прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение, делают речь выразительной и конкретной.

5.Работа со стихом

 Сергей ЕсенинЧЕРЁМУХА

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И 
ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом 
роса медвяная(имеющая запах мёда)
Сползает по коре,
Под нею 
зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится 
маленький
Серебряный ручей
.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А 
зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей 
волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

-  Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

 -  Докажите это словами из стихотворения.

 С помощью, каких слов передает автор красоту весенней природы?

-Ребята, скажите, так для чего же нужны прилагательные?Какова роль прилагательных в речи? 

Вывод: Служат для определения предметов. Они украшают, уточняют речь, передают настроение, рисуют картины.

Если бы имя прилагательное умело говорить, оно бы ответило на этот вопрос так:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Физкульминутка

А сейчас немного поиграем. Попрошу вас встать.

А теперь повторяем за мной и выполняем движения

Мы весной ходили в лес.(идут)

Сколько же в лесу чудес!(руками разводим)

Вправо, влево посмотрели,.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели

Роль прилагательных в речи

Прилагательные – это не пустяк,

Без них не обойтись никак!

С прилагательными мы, словно в сказке,

Без них потеряет мир краски.

Всё станет серым и скучным,https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/11/01/urok_2.docx_image1.jpg

Однообразным и равнодушным.

Задание 1 . Работа над картинкой. 

А сейчас, ребята, обратите внимание на картинку.
 

Вот картинка перед нами:
Солнце, небо, облака,
Вдалеке видны деревья,
Прямо к нам бежит река.
На дорожке человек,
Бодро он шагает,
О настроении его
Мы ничего не знаем.

Ребята, нравится вам картина? Чего в ней не хватает? (красок, она бесцветная, тусклая, бледная). А как вы думаете, какими средствами художник выражает своё настроение в картине? (красками). Правильно, давайте, и мы сегодня тоже будем художниками, научимся выражать настроение и красками, и словами. Поможет нам в этом замечательная часть речи, имя прилагательное. Для выполнения этого задания мы разделимся на две  команды: 1команда – художники, 2 команда -  писатели – грамотеи.

Посмотрите на это стихотворение, в нём пропущены все прилагательные, это стихотворение описывает нашу картинку. Как в рисунке нет красок, так и в стихотворении нет прилагательных. Команда художники – раскрашивает картинку фломастерами и цветными карандашами, команда писатели-грамотеи раскрашивают картинку словами- прилагательными. На задание даётся 3 минуты.

Посмотрите, как изменились наши картинки. После раскраски картинка стала красочной, интересной, красивой, а с добавлением прилагательных наша картинка ожила.  

Вывод: Все, к чему прикасалась волшебная кисточка прилагательного, удивительным образом преобразилось. Каждый предмет стал каким-нибудь особенным.

Вот как пишет о прилагательном замечательный русский лингвист, создатель науки о языке художественной литературы В.В. Виноградов: «Это самая изобразительная часть речи. Эти слова могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Вы согласны с этим высказыванием, ребята?

Закрепление материала. Составление кластера.

VI.  Итог урока

Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. Урок подходит уж к концу и   требует оценки.

Каким он был?.. Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

Опишите его с помощью именам прилагательных.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали  много об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________  .  Мои одноклассники  были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________.     И сейчас у меня _______________  настроение.

VI. Рефлексия.

.

Приём «Закончи предложение».

  • Сегодня я узнал…

  Было интересно…

  Я понял, что…

  Теперь я могу…

  Я научился…

  Было трудно…

  У меня получилось …

  Я смог…

  Я попробую…

  Меня удивило…

  Мне захотелось…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...

Урок мини-проект "Создание словаря персонажей славянской мифологии"

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемыЗадачи:1.      Совместный поиск учащимися  и педагогом новых...

Создание виртуальной 3D галереи — урок-мини-проект

Урок по компьютерной гравике в среде Linux...

Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...

Урок – презентация мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"

Урок  –  презентация  мини-проектов к проекту "Писатели Бурятии - детям"...

Урок -редакция «Ах, это замечательное прилагательное..!»

Повторение и систематизация материала по теме «Имя прилагательное» Цель: закрепление и систематизация полученных знаний об имени прилагательном через аналитическую, исследовател...

Конспект урока мини-проектов по теме «Применение подобия при решении практических задач.»

В конспекте показано, как во время урока геометрии можно организовать проектную деятельность   в группах. Обучающиеся  выполняют проектную работы с целью решения проблемной прикладной...