Урок-сказка «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Масленникова Елена Петровна

 

Цель урока: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-skazka.docx93.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-сказка

 

«Имя существительное»

5 класс

Автор Масленникова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы

                           

Урок-сказка в 5-м классе по теме: «Имя существительное».

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа;
  2. Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; слуховой грамотности.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству;
  4. Создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.

Программа: АООП, вариант 7.2  

Оформление урока:

  • презентация с иллюстрациями к сказке  «Царевна-лягушка» и отдельными заданиями;
  • на доске записаны имена собственные:
  • Иван-царевич,
  • Баба-Яга,
  • Василиса Премудрая,
  • Кощей Бессмертный;
  • ребусы – имена существительные.

Ход урока

І. Вступительное слово учителя

- Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Назовите ее героев.

- К какому типу сказок она относится? По каким законам строятся волшебные сказки?

- Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?

- Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.

- А что вы знаете об имени существительном?

ІІ. Путешествие по сказочному лесу (презентация)

mhtml:file://C:\Users\PClub\Documents\Аттестация\Обобщающие%20уроки%20по%20русскому%20языку_%20Урок-сказка%20в%205-м%20классе%20по…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival1.1september.ru/articles/311776/Image262.jpg

1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.

Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные как члены предложения.

Слезами горю не поможешь.

Риск – благородное дело.

Волков бояться – в лес не ходить.

2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.

mhtml:file://C:\Users\PClub\Documents\Аттестация\Обобщающие%20уроки%20по%20русскому%20языку_%20Урок-сказка%20в%205-м%20классе%20по…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival1.1september.ru/articles/311776/Image263.jpg

Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.

Задание. Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение.

3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.

mhtml:file://C:\Users\PClub\Documents\Аттестация\Обобщающие%20уроки%20по%20русскому%20языку_%20Урок-сказка%20в%205-м%20классе%20по…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival1.1september.ru/articles/311776/Image264.jpg

Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными. Какие особенности есть в написании имен собственных?

Задание-игра. «Я знаю 5 имен …». Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.

4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:

mhtml:file://C:\Users\PClub\Documents\Аттестация\Обобщающие%20уроки%20по%20русскому%20языку_%20Урок-сказка%20в%205-м%20классе%20по…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival1.1september.ru/articles/311776/Image265.jpg

- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?

Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.

Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.

5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.

mhtml:file://C:\Users\PClub\Documents\Аттестация\Обобщающие%20уроки%20по%20русскому%20языку_%20Урок-сказка%20в%205-м%20классе%20по…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival1.1september.ru/articles/311776/Image266.jpg

Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.

Задание.

І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.

mhtml:file://C:\Users\PClub\Documents\Аттестация\Обобщающие%20уроки%20по%20русскому%20языку_%20Урок-сказка%20в%205-м%20классе%20по…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival1.1september.ru/articles/311776/Image267.gif

ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:

Ш..в

ш..рох

ш..мпол

крыж..вник

капюш..н

6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.

mhtml:file://C:\Users\PClub\Documents\Аттестация\Обобщающие%20уроки%20по%20русскому%20языку_%20Урок-сказка%20в%205-м%20классе%20по…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival1.1september.ru/articles/311776/Image268.jpg

Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?

Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.

Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.

7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.

mhtml:file://C:\Users\PClub\Documents\Аттестация\Обобщающие%20уроки%20по%20русскому%20языку_%20Урок-сказка%20в%205-м%20классе%20по…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!http://festival1.1september.ru/articles/311776/Image269.jpg

Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:

В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.

Задание. Произвести синтаксический разбор данного предложения и морфологический разбор одного существительного (на выбор).

8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его.

Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в слове преподаватель.

(Победитель)

ІІІ. Подведение итогов урока

Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы.

А для чего нужны нам имена существительные?

Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы в тетради.

IV. Домашнее задание

Написать мини-рассуждение на тему  «Если бы имена существительные  исчезли из речи…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"

Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....

Обобщение по теме «Существительное»6 класс (УРОК- СКАЗКА)

Обобщение по теме «Существительное»6 класс (УРОК- СКАЗКА)          6 классОбобщение по теме «Существительное»...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)

Цель: Обобщение и систематизация  знаний  учащихся по теме «Сказки»Задачи:  1. Активизировать мыслительную и  творческую  деятельность   учащихся.2. Разв...

Урок-сказка "Род имени существительного"

Данный урок представляет полностью авторский продукт. Это филологическая сказка, построенная на основе литературы абсурда "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролл. В ходе импровизированного путешес...