Мастер- класс "Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка"
материал по русскому языку

Никольская Наталия Алексеевна

Мастер-класс на тему «Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка»

 

Цели и задачи мастер-класса

- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского языка;

- создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

- организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности

Мастер- класс является обобщением опыта работы учителя русского языка и литературы . Работая в 5 классах , в соответствии с ФГОС востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Один из приемов такого оценивания- ромашка Блума , и представлен в данном мастер-классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://image.slidesharecdn.com/random-131009035408-phpapp02/95/-4-638.jpg?cb=1381290984

http://image.slidesharecdn.com/random-131009035408-phpapp02/95/-4-638.jpg?cb=1381290984



Предварительный просмотр:

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Формирующее оценивание - это оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности. Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем совместно с учащимися для улучшения результатов обучения

Слайд 3

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик. Л.Н.Толстой

Слайд 4

получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и получить конкретные рекомендации для продвижения вперед Для учителя Для ученика получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).

Слайд 5

Техники оценивания мини( минутный ) обзор недельный отчет направленная расшифровка, кубик Блума оценочный лист лэпбук ромашка Блума Древо Знаний техника «Лесенка» таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и др.

Слайд 6

мини обзор, недельный отчет пока непродуктивны Оценочный лист, Таблица «ЗХУ» Знакомы, мобильны, не требуют разъяснений

Слайд 8

Ромашка Блума Шесть лепестков — шесть типов вопросов. Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты. Уточняющие вопросы , задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам. Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». Творческие вопросы . Обычно с частицей «бы». Оценочные вопросы . Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко? Практические вопросы . Формулируются при условии, если речь на уроке идет о связи теории и практики.

Слайд 9

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

Слайд 11

Благодарю за работу!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему

«Приемы формирующего  оценивания на уроках русского языка»

Цели и задачи мастер-класса

 -  продемонстрировать способы формирующего  оценивания на уроках русского языка;

  - создать атмосферу сотрудничества для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой;

  - организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности

Ожидаемый результат:Научатся на практических примерах использованию формирующего  оценивания на разных этапах урока.

Ход мастер-класса:

        Вводное слово:  Здравствуйте, уважаемые коллеги, те кто уже состоялся как специалист, но хотел бы узнать побольше. Добро пожаловать на мастер-класс «Техники  формирующего оценивания на уроках русского языка».

     Сегодня на уроке востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Одним из таких подходов является формирующее оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.

Формирующее оценивание - это  оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности.
Целью формирующего  оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем  совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

  Великий Л.Толстой говорил:

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику.
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок
и соразмерять с силами ученика,
чем больше будет следить за ходом мысли ученика,
чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик.

В руководстве для учителя написано  «Лишь те, кто учатся, способны научиться и в этой связи для того, чтобы улучшить свое обучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи»

Ведь действительно, по какой бы программе мы не работали и не обучали учащихся, обратная связь нужна всегда. Почему?

Наверное, потому что обратная связь:

для ученика – это получение информации, помогающей осознать собственные достижения и пробелы в учении, и  получить конкретные рекомендации для продвижения вперед;

 для учителя – это получение информации, помогающей осознать пробелы в обучении и внесения изменений в свою деятельность (подбор новых методов, техник обучения, внесение изменений в распределение времени урока и др.).

Техник по  самооценке и получению обратной связи существует немало ( таблица на экране)-  мини( минутный ) обзор, недельный отчет, направленная расшифровка, кубик Блума, ромашка Блума, оценочные листы  , лэпбук, техника «Лесенка» и т.д. Выбор техники зависит от самого учителя, от степени подготовленности класса, от темы и задачи на уроке, даже от  характера подачи материала и настроя учащихся .

Работая с учащимися 5 класса, я пробовала  некоторые техники( например, мини обзор, недельный отчет), которые  для данного возраста и состава класса оказались пока  маловыполнимыми. Наиболее приемлемыми  формами, достаточно знакомыми  учащимся из  курса начальной школы , оказались  «Индивидуальная карта оценки  деятельности» и таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Легко справляются учащиеся и с техникой предварительного оценивания своих знаний под названием «Древо знаний», когда каждый из учащихся может  самостоятельно определить  свое место на древе знаний по данной теме . Интересным опытом для учащихся стало создание лэпбука по теме «Имя существительное»( Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.) Но данный вид  работы  достаточно трудоемкий, финансово затратный, долог по временным рамкам, требует наличия  творческого начала  и умения работать в группе у учащихся и может быть использован как проектная работа на обобщающих уроках или на начальных уроках по теме.

Сегодня мне хотелось бы вас познакомить с таким приемом формирующего (внутриклассного) оценивания, как прием «Ромашка Блума». Данный прием  чем-то очень похож на приемы критического мышления и используется для обучения      учащихся составлять тонкие и толстые вопросы, вопросы низкого или высокого порядка на разных этапах урока.

Шесть лепестков — шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.

Уточняющие вопросы,  задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».  

Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы».  

Оценочные вопросы.   Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?

Практические вопросы. Формулируются  при условии, если речь на уроке  идет о связи теории и практики.  

 Предлагаю вас выполнить следующее задание: группы- пары выбирают по 2 лепестка и  на основе всем известной сказки «Репка» составляют вопросы .

Спасибо за ваш творческий подход к изучению такой знакомой всем сказки.

Предлагаю вам проверить свои знания по теме мастер- класса

  1. Что же такое формирующее оценивание?
  1. Технический прием
  2. Оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, обеспеченивающая эффективную обратную связь с учащимися
  3. Оценивание обучения
  1. Целью формирующего оценивания является:
  1. корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов
  2. регистрация продвижения обучения
  3. подведение итогов для выставления отметок
  1. Что играет главную роль современном обществе в обеспечении успешных  достижений  в обучении учащихся ?
  1. внутренняя мотивация
  2. самореализация учеников
  3.  Осведомление ученика о том,что он достиг определенного уровня в обучении.
  1. Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию учащихся, очень важно учитывать
  1. предыдущий опыт  их достижений,
  2. целенаправленную организацию активной деятельности на уроке с обеспечением обратной связи с учащимися
  3.  все перечисленное
  1. Основная роль учителя в процессе обучения:
  1. Быть консультантом и наставником
  2. Быть другом
  3. Объяснять критерии оценивания

Рефлексия:

Рассказ притчи с целью оценивания и подведения итогов работы участников.

Притча: Однажды, шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. У второго спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием  «А я добросовестно принимал участие в строительстве храма».

- Давайте сейчас и мы с вами попробуем каждый оценить свою работу за сегодня. Почему вы выбрали именно этот цвет?

- Кто возил камни, поднимают красные жетоны.

- Кто добросовестно работал, поднимают желтые  жетоны.

- А кто принимал участие в «строительстве храма»-зелёные  жетоны.

Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании результатов – сложный процесс, требующий систематичности, конкретики. На данный момент у нас с учащимися не все  критерии получаются четкими и  конкретными.

Но вместе с этим, замечу, что привлекая учащихся к оцениванию, можно отметить следующие положительные моменты: в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, некоторые умеют прогнозировать последствия; осознанно воспринимают учебный материал, понимают границы своих знаний; повышается уровень ответственности за учебную деятельность.

Подводя итог, стоит отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, пока не все получается, но я соглашусь с тем, что в рамках реализации ФГОС оценивание, действительно, становится необходимым элементом  обеспечения качества образования, поэтому  формирующее оценивание на уроке должно быть естественным, систематичным, личностно направленным на обучающего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.

Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...

Развитие метапредметных результатов посредством формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы

В статье представлен опыт работы по развитию метапредметных результатов посредством формирующего оценивания. Здесь описаны такие приемы, как «Недописанное предложение»,  «Оценка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Данная статья адресована педагогам, которые заинтересованы в применении технологии оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся. Материал познакомит с требованиями к процессу оценива...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с мак...

Формирующее оценивание на уроках русского языка

Формирующее оценивание на уроках русского языка...

Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы

Современные технологии оценивания должны дать представление о реальных возможностях каждого отдельного ученика, о перспективах его роста .Для того чтобы оценивание было эффективным, мной используется ...

Мастер- класс "Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка"

Мастер-класс на тему «Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка» Цели и задачи мастер-класса- продемонстрировать способы формирующего оценивания на уроках русского ...