Личные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ирина Викторовна Потапова

создание  условий  для  усвоения  темы,

развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности,

развитие  мыслительных  операций  обучающихся,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления,

развитие  навыков  адекватной  самооценки;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._lichnye_mestoimeniya.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Пояснительная записка

Приведенная технологическая карта составлена к уроку по теме «Личные местоимения» в 6 классе на основе учебника под редакцией Т.А. Ладыженской. Это второй урок по разделу «Местоимения», по своему типу представляет урок усвоения новых знаний. Главная его цель – знакомство с грамматическими признаками личных местоимений. Для решения данной задачи на уроке используются работа с таблицей, упражнениями учебника, работа с текстом. В качестве занимательного и мотивирующего материала исполняется песня Д. Тухманова.

Класс: 6

УМК: под ред. Т.А. Ладыженской

Тема урока: «Личные местоимения»

Цель урока: познакомить с разрядами местоимений, с понятием личные местоимения, с особенностями склонения личных местоимений; ознакомить с морфологическими признаками личных местоимений; научить правильно склонять личные местоимения.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Распознавать местоимения; определять общее грамматическое значение; различать разряды местоимений, уметь склонять местоимения; характеризовать особенности их синтаксических функций.

Метапредметные (УУД):  

Познавательные:

– выявлять и характеризовать существенные признаки личных местоимений,

– самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения;

Коммуникативные:

– публично представлять результаты проведённого языкового анализа,

Регулятивные:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии.

Личностные результаты:

– осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Оборудование: учебник, меловая доска, мультимедийное оборудование, запись песни «Я, ты, он, она, вместе – целая страна», раздаточный материал: текст, таблица «Разряды местоимений».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ожидаемые результаты

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Проверьте наличие на столе необходимых принадлежностей, присаживайтесь.

Здороваются. Слушают учителя. Отвечают на его вопросы. Настраиваются на урок.

Мотивация к учебной деятельности

Звучит фрагмент песни на слова Р. Рождественского и муз. Д. Тухманова «Я, ты, он, она, вместе – целая страна».

Слова выведены на экране, местоимения выделены жирным шрифтом.

– Посмотрите на экран, слова какой части речи выделены?

Слушают песню и подпевают

– Местоимения

Л.: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Актуализация знаний

– Расскажите, что обозначают местоимения? На какие вопросы они могут отвечать? Как изменяются местоимения?

Актуализируют изученное о местоимении на предыдущем уроке

Р.: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии.

Постановка учебной задачи

Предлагает заполнить пропуски в таблице на доске.

– Перед вами таблица, название которой я умышленно не написала. В таблицу я уже занесла местоимения из исполненной песни. Заполните, пожалуйста, пустые графы:

Лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

1 л.

Я

Мы

2 л.

Ты

3 л.

Он, она…

– Эти местоимения знакомы вам уже с начальной школы. Как называются эти местоимения? Если вы затрудняетесь, посмотрите, как названа первая колонка таблицы.

Итак, почему данные местоимения названы личными?

Дописывает название таблицы

– Запишите число и тему урока. Поставим перед собой цели: что мы хотим узнать, что вспомнить, чему научиться?

Заполняют пропуски в таблице, один ученик работает у доски

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают число и тему урока, ставят перед собой цели вспомнить о морфологических признаках, синтаксической роли местоимений.

П.: выявлять и характеризовать существенные признаки личных местоимений,

Л.: осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения.

Работа по теме урока. Открытие нового знания

Организует работу над упражнением 558 на стр. 80, работу обучающихся у доски

– Определите род местоимений он, она, оно. Попробуйте определить род местоимений я и ты, для этого поставьте рядом с ними глагол прошедшего времени, к примеру учил.

Организует работу с текстом:

– Выразительно прочитайте текст:

Мы ехали по степи. Мелкие овражки пересекали её. Это наша родная земля. Цветёт она по весне красными тюльпанами, прорастает золотистым хлебом, зеленеет лесами. Радостно смотреть на эту красоту. Но вот заноет сердце. Ты встречаешь на пути заросший окоп или скромный солдатский обелиск. Много их стоит от Дона до Волги. Остановись и поклонись героям. Это благодаря им ты идёшь по цветущей земле.

– О чем этот текст? Что хочет сказать нам автор?

– Назовите местоимения, которые вам встретились, определяем его лицо, число, падеж и, если возможно, род. Называем и подчеркиваем, каким членом предложения оно является. Работаем по цепочке.  

Устно выполняют упражнение 558, в тетради склоняют местоимение «я», двое обучающихся у доски склоняют местоимения «ты» и «мы»

Делают вывод о том, что местоимения 1 и 2 лица не имеют категории рода

Работают по тексту, отвечают на вопросы учителя, определяют морфологические признаки местоимения, их синтаксическую роль.

П.:  выявлять и характеризовать существенные признаки личных местоимений,

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения;

К.: публично представлять результаты проведённого языкового анализа,

Р.: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии.

Л. : осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения

Обобщение

Предлагает каждому таблицу, которую необходимо заполнять при изучении местоимений всех разрядов:

 Разряд

Местоимения

Грамматические особенности

Примечание

1.

– Сегодня мы начинаем с вами заполнение данной таблицы, которая позволит запомнить особенности местоимений разных разрядов. Запишите, что вы узнали и повторили о личных местоимения на данном уроке

Заполняют предложенную таблицу, указывая, что личные местоимения бывают 1,2,3 лица, имеют форму числа, склоняются по падежам, в 3 лице меняются по родам, в предложении часто бывают подлежащим и дополнением.  

П.: самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения;

Рефлексия

Итак, в начале урока вы ставили перед собой цель вспомнить о морфологических признаках, синтаксической роли местоимений, их значении и роли в речи. Расскажите, получилось у вас достичь ее?

Отмечают, что из запланированного удалось сделать, к каким выводам пришли.

Л. : осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения

Домашнее задание

Дает инструкцию к выполнению домашнего задания (упр. 561, с. 81)

Записывают домашнее задание.

Библиографический список:

  1. Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016. – 240 с.
  2. Русский язык. Сборник примерных рабочих программ. 5—11 классы. Предметная линия учебников Т.  А.  Ладыженской, М.  Т.  Баранова, С.  Г.  Бархударова и др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л.  М.  Рыбченковой, О.  М.  Александровой и  др. 5—9 классы. Предметная линия учебников Л.  М.  Рыбченковой, О.  М.  Александровой и др. 10—11  классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [М.  А.  Бондаренко и  др.].  – Москва : Просвещение, 2021. – 320 с. 
  3. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 159 с.
  4. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / М.Т. Баранов, Т. А Ладыженская, Л.А. Тростенцова [и др.]. – 5-е изд. – Москва : Просвещение, 2022. – 208 с.
  5. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций) / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования». – Москва, 2022. – 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Личные местоимения"

Методическая разработка урока по русскому языку...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Личные местоимения"

Урок с использованием мультимедийной презентации подготвлен с целью ознакомления учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения....

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи» урок в 6 классе

Урок в 6 классе по теме:«Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи» ...