Разработка открытого урока в 5 классе "Художественное описание предмета"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Рундина Елена Михайловна

Тема урока «Художественное описание предмета» .

Эта тема по развитию речи учащихся является продолжением темы «Типы речи». Перед этим мы изучали  повествование. Первоначальные сведения об описании учащимся известны.

Цель урока: познакомить с определением «Художественное описание предмета» и научить отличать его от научного описания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_opisanie_predmeta.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Художественное описание предмета.
Класс: 5г

Цель: познакомить с определением «Художественное описание предмета» и научить отличать его от научного описания.

Тип урока : комбинированный

Технологии: ИКТ, проблемно-поисковый

Оборудование : Мультимедийный проектор, презентация «описание предмета», раздаточный материал

Результаты обучения :

Различать художественное и научное описание предмета.

Предметные: научиться конструировать текст типа описания предмета художественного и научного стилей.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.

Личностные: формирование навыков работы в группе

  1. Ход урока :
  1. Организационный момент. Деление на группы , выбор координатора
  2. Мотивационный.

Учитель : Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, используя прием «Ладошка к ладошке».

Учитель : Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать

В тетрадях запишите число, классная работа, оставим две строчки для темы урока.

3. Актуализация знаний

Учитель : 1) Выполните словесную задачу для определения ключевого слова темы урока

СОБЕРИТЕ ИЗ БУКВ СЛОВО : КЕТТС - ТЕКСТ 

- Что вы знаете о тексте? Текст – это 2 или более предложений, связанных по смыслу и грамматически

- Чем отличаются тексты ? ( Принадлежностью к стилям и типам речи).

- Какие стили речи существуют в русском языке? (Разговорный и книжные : художественный, деловой, публицистический, научный)

Стадия вызова .

2) Для того, чтобы найти следующие ключевые слова для темы урока предлагаю работу в группах для создания мини-проекта.

Учитель : запишите задание № 1 в тетради : Прочитать текст, определить его тип, дать краткую характеристику данному типу речи. 

1 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.

2 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они сильные и красивые! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зеленым огнем, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.  

3 группа. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? Только сильные и смелые люди работают с хищниками.

1 группа. ) В данном тексте используется повествование, говорится о следующих друг за другом действиях, отвечает на вопрос «О чем?», используется большое количество глаголов. Например : Я был, видел Тигры вставали, прыгали. Дрессировщик положил, ходил.

2 группа.  )В данном тексте используется описание, говорится об одновременных признаках тигра. В текста типа описания используются прилагательные, изобразительные средства языка : сравнения, метафора, эпитеты. Мы посчитали и увидели, что в тексте всего 32 слова, из них 8 прилагательных

3 группа.) В данном тексте используется рассуждение о свойствах и явлениях. Такие тексты строятся по плану : тезис (Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?). Аргументы (Может быть, потому, что человек их не боится? Или потому, что дрессировщик о них заботится? ). Вывод (Только сильные и смелые люди работают с хищниками).

Результат: Какие ключевые слова нашли? Текст, типы речи , стили речи.

Чтобы сформулировать тему урока, возьмем первое ключевое слово (ТЕКСТ), тип речи, о котором рассказали ребята 2 группы ( ОПИСАНИЕ), стиль речи 2 текста ( ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ) и стиль речи, при котором пишем заявления, объяснения (ДЕЛОВОЙ) 

Стадия осмысления

- Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.

Например, щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый.

Демонстрация мягкой игрушки – щенка.

- Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?

А если мы скажем так

Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета.

 Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно- желтые.

    Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.

    Щенок просто как живой!  Мне он очень нравится. А вам?

Какой текст вам понравился больше, почему?
ВЫВОД  Описание бывает 
научное - излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция научного стиля — информационная (передача информации)
Художественное - применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Учитель Мы с вами можем определить тему урока

Тема урока: Художественное описание предмета

Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Трава зеленая, а небо…

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди …

Певец поет, а строитель…

Творческая мастерская

Создание текстов описания художественного и делового стилей.

Учитель:   Однажды писатель долго работал и заснул за письменным столом. Ночью он нечаянно толкнул стоящий на столе стакан молока. Часть рукописи оказалась смытой, но, к счастью, кое-что все же  сохранилось. Помогите автору восстановить текст.   Необходимо восстановить тест , используя те части речи в соответствии со стилем и типом речи.

У вас на партах  раздаточный материал. Задание №2 Обратите внимание на слова, которые даны для справок. Все ли слова вы будете использовать? Форму слов изменяем .

1 группа

(Текст – описание художественного стиля)

   Живёт в соседском доме очень _______________кошка. Ее зовут____.  Шубка у нее ____,  а мордочка _______. Глаза похожи на ____________ пуговицы ___________ цвета. Ушки у нее ___________, усы ________________. На лапках ________________коготки,хвостик_________________.     Я давно дружу с_____________.

Слова для справок: Добрая, пушистая, длинные, ласковая, умная, чуткие, ловкая,   красивая, капризная,  острый, добывать, взвешивать.

2 группа ( Текст описание делового стиля)

Как сохранить срезанные цветы, купленные за неделю до праздника? ? Стебли цветов _____________ наискось острым ножом и _______________цветы на два часа в воду ______________температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку ______________________.Через ___________________дней ________________ букет.

Слова для справок : подрезать, комнатная, несколько, ставить, проверить, холодильник, нарядный, синий

3 группа. Составьте из данных предложений текст.

А) На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшей рожью,  

 виднелась небольшая деревенька.

Б) Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой, из недавно проснувшихся долин веяло  душистой свежестью,  и в лесу весело распевали ранние птички.

В) Было тихое летнее утро.

Г) К этой деревеньке, по узкой проселочной дороге, шла молодая женщина, в белом платье, круглой соломенной шляпе и с зонтиком в руке.

Ответ: В Б А Г

Ответы по группам

Учитель: Итак, вы сегодня работали с готовым текстом, восстанавливали текст, а сейчас попробуете составить текст типа описания самостоятельно.

Описание игрушки (устное)

Обсуждение текстов с анализом

Самооценка работы на уроке



Рефлексия
Выскажите свое отношение к нашему уроку, используя слова:
МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ…….
НА УРОКЕ Я НАУЧИЛСЯ……
МОИ ДОСТИЖЕНИЯ НА УРОКЕ…… 


Домашнее задание: описать свою любимую игрушку в художественном стиле

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Методическая разработка открытого урока развития речи в 7 классе коррекционного учреждения I и II вида на тему: «Описание двух животных по своим наблюдениям. Сравнение.»

Методическая разработка содержит материал по составлению описания и описания-сравнения двух животных с использованием презентации, составленной мною к уроку....

Открытый урок по теме: "Описание поэтических предметов. Подготовка к сочинению-описанию"

Открытый урок, посвященный подготовке к написанию сочинения-описания по картине П. П. Кончаловского "Сирень в корзине". Урок предназначен для проведения в 6 классе...

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....