Правописание безударных гласных в корне слова. 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Фролова Светлана Валентиновна

Материал можно использовать при изучении темы "Правописание безударных гласных в корне слова". Содержание материала -тексты о родине, России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных в корне слова

Единица содержания: применять алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Цель:

обучающий аспект:

- уметь применять алгоритм проверки безударной гласной в корне слова;

- уметь делать морфемный разбор, выделять корень;

- уметь подбирать проверочные слова

- знать разные способы подбора  проверочных слов( однокоренные слова, формы одного слова); 

- научить правильно писать  гласную в корнях слов;

- уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

развивающий аспект:

- развивать  мышление   (уметь анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);

- развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения);

- развивать коммуникативные способности (уметь работать в парах);

развивать умения находить орфограммы – буквы безударных гласных  в корнях, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать, обобщать информацию, выделять главное, связно излагать свою точку зрения.

воспитывающий аспект:

- воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе и другому человеку;

- воспитывать любовь к Родине (путём включения в материал урока пословиц, текстов на данную тематику)

формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к к своей родине

Тип урока: урок применения знаний.

Этапы урока:

-подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

- информация о домашнем задании;

- применение знаний и способов действий;

- этап подведения итогов урока на рефлексивной основе.

Ход урока

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний

Методы: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 1. Фронтальная беседа. Работа с  материалом презентации.(Слайд ). Беседа с учащимися.

Создание условий для самостоятельной формулировки темы и постановки целей. 

1. Смотрят слайд. Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цели урока.  

  1. Информация о домашнем задании

Задача: фиксация содержания домашнего задания

Методы: репродуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Представляет учащимся информацию о домашнем задании.

Комментирует домашнее задание и отвечает на вопросы учащихся.

Записывают домашнее задание.

  1. Применение знаний и способов действий

Задача: обеспечение закрепления материала

Методы: репродуктивный, продуктивный

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Фронтальная беседа. Задаёт вопросы по теме урока. (слайд )

***************************************

2. Организует индивидуальную работу с материалом по повторению способа проверки. (слайд )

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

***************************************

3. Работа со словами, подбор однокоренных слов. Приложение 3.

Организует работу. Формулирует задание. 

 Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

 

***************************************

4. Работа со словами в таблице. Приложение 2(слайд )

Организует работу. Формулирует задание. 

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

 

***************************************

5. Работа с пословицами. Приложение 5

Организует работу. Формулирует задание. 

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

***************************************

6. Работа с текстом и заданием к нему.

Приложение 4.

Организует работу. Формулирует задание. 

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

Оценка задания к тексту.

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

1.Отвечают на вопросы учителя.

***************************************

2. Индивидуальная работа. Записывают слова в два столбика в зависимости от способа проверки. Проверяют. Выставляют баллы.

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  • более 1 ошибки - 0 баллов

***************************************

3. Работают с со словами индивидуально.

Самопроверка.

Проверяют. Выставляют баллы

***************************************

4.Работают в парах, работают со словами в таблице, записывают проверочные слова.

Пара 1 -  Даня -Полина

Пара 2 -  Тоня - Маша

Пара 3 -  Никита - Саша

Пара 4 – Ева - Алёша

Пара 5 – Василиса - Миша

Пара 6 – Артём - Лиза

Проверяют. Выставляют баллы

***************************************

5. Парная работа.  

Пара 1 -  Даня -Полина

Пара 2 -  Тоня - Маша

Пара 3 -  Никита - Саша

Пара 4 – Ева - Алёша

Пара 5 – Василиса - Миша

Пара 6 – Артём - Лиза

Работают с пословицами, наклеивают на лист. Ответы прикрепляют на доску.

Проверяют. Выставляют баллы

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

- более 1 ошибки - 0 баллов

***************************************

6. Парная работа с текстом.

Пара 1 -  Даня -Полина

Пара 2 -  Тоня - Маша

Пара 3 -  Никита - Саша

Пара 4 – Ева - Алёша

Пара 5 – Василиса - Миша

Пара 6 – Артём - Лиза

А) Вставляют буквы, выполняют задание к тексту.

Критерии оценивания (2-1-0):

- без ошибок  - 2 балла

- 1 ошибка- 1 балл

  1. более 1 ошибки - 0 баллов

Б) Выполняют задание по читательской грамотности к тексту.

Проверяют. Выставляют баллы

  1. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе – 5 мин.

Задача: обеспечение оценки собственной деятельности с учетом поставленных в начале урока целей

Методы: репродуктивный, продуктивный (выбрать один или оба метода)

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, парная. групповая (выбрать, возможно, несколько)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организует рефлексию

  1. Организует повторение изученного.
  2. Организует итоговое оценивание по количеству набранных за урок баллов.

Выставляют отметку по количеству набранных за урок баллов.

11 более баллов - «5»  

8-10 баллов - «4»  

6-7 баллов - «3»

Приложение 1.

1. Материал для учителя

Здравствуйте, дорогие ребята.   На уроке мы поговорим о… А о чем будет разговор,  вы поймёте, прочитав стихотворение.

Л_са в д_ли в_днее

С_нее н_беса,

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

(А.Блок)

- Какая орфограмма пропущена в словах? Итак, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- А какая тема этого стихотворения? Тему вам может подсказать и загадка.

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке при отработке безударной гласной в корне слова? (Итак мы с вами будем говорить о безударной гласной, проверяемой ударением на материале слов, предложений, текстов о родине). Весь урок стихи будут у вас перед глазами, а в конце урока вы выберете то, которое вам больше всего понравилось.

Приложение 2.

Домашнее задание

Домашнее задание. Выберите любое стихотворение, спишите, вставьте пропущенные букве, подберите проверочное.

Росинка

Р..синка др..жала

На тонком листке.

Р..чонка дышала,

Шурша в тр..стнике.

В р..синку гл..жу я

И вижу, что в ней

Играет, ликуя,

Так много ..гней.

Их еле заметишь,

Так мАлы они.

Но где же ты встретишь

Т..кие ..гни?

К.Бальмонт

Фея и снежинки

К..таясь на коньках,

По льду ск..льзила фея.

Сн..жинки, тихо рея,

Р..ждались в ..блаках.

Р..дились – и ск..рей

Сюда, ск..рей, ск..рее

Из мира снежных фей

К з..мной ск..льзящей фее.

К.Бальмонт

Х..лмы, перелески,
Луга и п..ля — 
Р..дная, зелёная
Наша з..мля. 
З..мля, где я сделал
Свой первый ш..жок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье п..лей — 
Ч..стица великой
Отчизны мо..ей.
Г. Ладонщиков

Фронтальная беседа.

- Какие гласные в корне слова нужно проверять?

- Какие слова называются проверочными?

- Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?

- Чтобы проверить безударный гласный, нужно...

Задание 1

Индивидуальная работа с материалом по повторению способа проверки. Разделить слова по способу проверки.

Задание 2

Приложение 1

Работа по подбору однокоренных слов (индивидуальная работа)

Р…дной, д…ревья, д…ждевой, р..синки, тр..пинки, л..сной, ш…лестит, патр…отзм, кл…новый, м…довый.

Задание 3

Приложение 2

Сопоставить данные слова, подобрать проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной.

Обежать вокруг дома –  

Обижать ребенка -  

Запевать в хоре -  

Запивать молоком -  

Поседеть от старости -  

Посидеть в сквере -  

Слезать с лестницы -  

Слизать сметану -  

Увидать издали -  

Увядать без влаги -  

сплотить ребят 

заплатить долг 

Проверка

Обежать вокруг дома – бег

Обижать ребенка - обида

Запевать в хоре - петь

Запивать молоком - пить

Поседеть от старости - сед

Посидеть в сквере - сидя

Слезать с лестницы - слезть

Слизать сметану - слижет

Увидать издали - увидеть

Увядать без влаги - вянуть

сплотить ребят  - плотно 

заплатить долг - плата 

Задание 4

Приложение 4

Выберите пословицы о родине, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Для Родины св..ей ни сил, ни жизни не ж..лей.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Родину-мать умей защ..щать.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Р..дная ст..р..на — мать, чужая — мачеха.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Р..дная ст..р..на, как мать, и накормит и прил..скает.

Ч…жой  з…мли  не   х…тим,  а  св…ей  не отд…дим.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

Св…я  з…мля  и  в г…рсти  м…ла.

Ответ

Для Родины св..ей ни сил, ни жизни не ж..лей.

Родину-мать умей защ..щать.

Р..дная ст..р..на — мать, чужая — мачеха.

Р..дная ст..р..на, как мать, и накормит и прил..скает.

Чужой  з…мли  не х…тим,  а  св…ей  не отд…дим.

Св…я  з…мля  и  в г…рсти  м…ла

Задание 5

Приложение 5

Работа с текстом.

Родина – одна из самых больших ценностей в нашей жизни. Наша родина – Россия. Великая наша стр..на, широки и необъятны ее просторы. В России много рек и ..зер, п..лей и л..сов. Каждая тр..винка, л..сной и п..левой цв..ток, нежный шелест ветра напоминает нам о Родине. Чувство любви к Родине начинается с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к р..дному селу, городу. Человек своими хорошими д..лами просл..вляет Родину. Патри..тизм – это не просто любовь к Родине, а еще и готовность пост..ять за нее, пожертвовать чем-либо ради бл..гополучия своего народа.   Защищать Родину - значит защищать своих р..дителей, свою с..мью. Думы о Родине согр..вают человека, п..м..гают ему выжить, выст..ять.

Какие из предложений соответствуют содержанию текста? Запишите номера выбранных утверждений.

1.Территория России не отличается большими просторами.

2. Патриотизм – это любовь к родине,  стремление защитить её.

3. Человек прославляет родину своими стихами.

4. Мысли о родине помогают человеку выстоять.

5. Родина – самое дорогое, что есть у человека.

Давайте подведём итог. Посчитайте баллы и выставите себе оценку.

Как вы думаете, почему важно применять алгоритм проверки безударных гласных?

Почему весь материал сегодняшнего урока был тематически связан с понятием "родина"?  (любовь к родине начинается с любви к своему языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс

Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников...

Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс

Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.Развитие речи: обогащение словарного ...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Правописание безударных гласных в корне слова. 5 класс специальной (коррекционной) школы.

Данный материал содержит разработку урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 5 класс специальной (коррекционной) школы, а также презентацию к уроку....