Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Степени сравнения имен прилагательных»

(ФГОС)

 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gotov.docx45.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хатар-Хадайская средняя общеобразовательная школа им. Е.Х. Ехануровой

Технологическая карта урока русского языка по теме:

«Степени сравнения имен прилагательных»

(ФГОС)

 6 класс

(«Русский язык. 6 класс» (авторы: М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; - 5-е изд - М. : Просвещение, 2015г).

   Составитель: Товарова Мария Михайловна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ Хатар-Хадайская СОШ

                                                                                                                                                                                                                                                                        Дата: 08.02.24

Тема урока: Степени сравнения имен прилагательных (§ 57 стр.10-15)

Цель урока: дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.

Задачи урока:

1. Образовательные:

 - познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;

- дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

- познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;

2. Развивающие:

- научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;

- дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;

- научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;

- развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;

- совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.

3.Воспитательные:

- развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;

- воспитание любознательности, желания развивать кругозор.

Планируемые результаты.

Предметные:

- знание содержания понятий: степени сравнения имён прилагательных, разряды имён прилагательных, способы образования сравнительной и превосходной степеней прилагательных;

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

Коммуникативные УУД

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Личностные:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: Открытие новых знаний

Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Приемы: «Продолжи фразу…», неполное предложение, орфографическая разминка, лови ошибку.

Оборудование: презентация, маршрутный лист, сигнальные карточки

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Организационный момент

Включение учащихся в учебную деятельность

(Слайд 1)- Добрый день, ребята. Меня зовут Мария Михайловна. Сегодня я проведу урок русского языка. Я надеюсь на ваше взаимопонимание, активную и плодотворную работу.

Подготовка класса к работе.

II

Мотивация учебной деятельности учащихся. 

0,5 мин

Создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха, психологический настрой на урок.

- Ребята, вы слышали фразу «Самый лучший день»?

- Вы знаете, что в ней допущена ошибка?

- Чтобы исправить ошибку, вы должны быть внимательны сегодня на уроке.

Отвечают на вопросы.

Нет

III

Актуализация знаний и умений

7,5 мин

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 - Ребята, давайте вспомним определение имени прилагательного.

Я начинаю, вы продолжаете по одному слову: «Имя прилагательное – это…» (самостоятельная, часть, речи, которая, обозначает, признак, предмета, и отвечает, на вопросы, какой, чей, в предложении, бывает, определением, и сказуемым).

_____________, теперь скажи определение полностью.

(Слайд 2).

-У вас на столах лежат маршрутные листы. Подпишите их. После каждого выполненного задания ставите баллы  в колонку справа.  Все понятно?

Задание 1

- На доске (Слайд 3) записаны предложения, в которых пропущены буквы.  Подставьте их и  объясните. Кто желает? (Вызываю к доске)

Остальные работают в маршрутных листах.

1. Наступила     _______  ноч.. .

2. В кустах  м.лькнул ______ хвост.

3. Лишь _______ мелодия доносилась из ра..крытого окна.

- Каких частей речи не хватает в них?

- Давайте попробуем вставить имена прилагательные в эти предложения и прочитать их. 3 ученика читают.

- Ребята, а для чего нужны нам имена прилагательные?

Спасибо, ребята, теперь в маршрутных листах проставьте баллы.

-Посмотрите на эти рисунки, что вы можете сказать. (Слайды 4-7)

- Посмотрите на эту ёлочку, какая она?

- А вот эта?

- Таким образом, какие действия вы произвели?

- Какие части речи мы сравнили?

-Так для чего ещё нужны имена прилагательные?

- Значит, о чём будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

- Запишем тему урока: «Степени сравнения имён прилагательных» (пишу на доске).

Дополняют друг друга, формулируют правило.

Изучают маршрутные листы

Один ученик работает у доски, остальные работают в маршрутных листах.

Имен прилагательных

Вставляют прилагательные, читают

(чтобы описать предметы, чтобы красиво  и выразительно говорить, чтобы наша речь была эмоциональной, богатой и т.д.)

Проставляют баллы в маршрутных листах.

Смотрят рисунки, сравнивают предметы.

(Самая большая).

(Самая маленькая)?

Сравнили

Имена прилагательные

Для сравнения

Сравнение имен прилагательных

Записывают тему урока

IV

Выявление места и причины затруднения. Постановка задач урока.

1 мин

- Ребята, попробуйте образовать степени сравнения           (степень – мера сравнения)  слова добрый.

- Знаем ли мы, какие степени сравнения бывают у прилагательного?

- Значит, что мы должны узнать на уроке? Чему  научиться? Какую цель поставим перед собой? (конкретно)

Стараются образовать.

- Нет, ещё не изучили.

Узнать, как образуются степени сравнения прилагательных, какие формы существуют, какими членами предложения являются.

V

Открытие новых знаний.

3 мин +5 мин

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

- Молодцы!

- А сейчас, ребята, вы поработаете в группах.

(Задание 2) Разделитесь на 5 групп.

- Я вам раздаю пустые таблицы. Что вы должны сделать?

- Где вы возьмёте информацию?

- Откройте параграф 57 на стр. 10

- Самостоятельно изучая правила в  учебнике, заполните колонки таблицы.

 (Слайд 8) показываю на слайде указкой

1 группа работает с простой формой сравнительной степени. Стр.10-11

2 группа – с составной формой сравнительной степени. Стр. 12.

3 группа с простой формой превосходной степени. Стр. 14.

4 группа – с составной формой превосходной степени . Стр.14.

5 группа – выявляете значение сравнительной и превосходной степени, стр. 10.

- От каждой группы будет выступать 1 человек. Время на выполнение – 3 минуты.

Выключаю проектор.

- Время истекло. Во время ответов групп остальные  слушают.

(Включаю проектор через 3 минуты)

Послушаем ответ 1 группы. Расскажите о простой форме сравнительной степени прилагательных.

(Слайд 9.по щелчку выходят колонки каждой группы)

Проверьте, правильно ли вы всё заполнили.

 2 группа, расскажите о составной форме сравнительной степени прилагательных.

3 группа, расскажите о простой форме превосходной степени прилагательных.

4 группа, расскажите о составной форме превосходной степени прилагательных.

5 группа, расскажите о значении прилагательных.

- Вот такая таблица у нас получилась.

НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ для учеников

-  Ребята, обратите внимание: составная  форма сравнительной степени образуется ещё с прибавлением слова МЕНЕЕ. (щелчок)

Составная форма превосходной степени образуется с прибавлением слова НАИМЕНЕЕ. (Щелчок) Допишите в свои таблицы.

Нельзя смешивать формы простой и составной сравнительной степени, формы простой и составной превосходной степени.

- А теперь давайте сделаем общий вывод: Что показывают СРАВНИТЕЛЬНАЯ и ПРЕВОСХОДНАЯ степени при сравнении двух предметов?

(Щелчок)

Выключаю проектор.

Заполнить

В учебнике

Открывают учебники

Читают учебник, обсуждают, заполняют таблицу.

 Слушают выступления друг друга. Заносят ответы других групп в таблицу.  

  Смотрят на экран

Осуществляют самопроверку.

.

Дописывают новую информацию.

VI

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

10 мин

проговаривание и закрепление нового знания

- А сейчас на основе таблицы выполним задание в маршрутных листах (таблицы готовые раздаю).

- Определите степень сравнения прилагательных в предложениях и синтаксическую роль.

Пишем под диктовку (один ученик от группы выходит к доске).

  1. Старый друг лучше (простая форма сравнительной) новых двух.
  2. Завтрак сегодня был более (наречие) вкусный (составная форма сравнительной).
  3.  Байкал является глубочайшим озером (простая форма превосходной).
  4. Книга – самый хороший подарок. (составная форма превосходной).

- Физминутка:

- Устали? Давайте отдохнем. Встаньте из-за парт, подтянитесь, улыбнитесь!

-Я буду называть имена прилагательные в разной форме.

Если назову прилагательное в начальной форме, то вы просто стоите;

 если в сравнительной степени, то вы садитесь на корточки, руки вперед;

если превосходной степени, то прыгаете и делаете хлопок над головой.

Начали!

Свободный (стоим на месте)

Самый выносливый (прыжок и хлопок)

Более сильный (присесть и вытянуть руки)

Верный (стоим на месте)

Добрее (присесть и вытянуть руки)

Величайший (прыжок и хлопок)

- Молодцы! Занимайте свои места.

Задание 3. Парная работа: (карточки с таблицей)

 От данных прилагательных образуйте простую и составную формы сравнительной и превосходной степени (работа по таблице в маршрутных листах).

Время на выполнение- 2 минуты.

Время вышло.

Включаю проектор.

 Проверяем по образцу на слайде (Слайд 10).

Выключаю проектор.

- Проставьте баллы.

Пишут в листах, определяют степени сравнения прилагательных,  указывают способ образования, синтаксическую роль, род, число, падеж.

Выполняют движения.

Работа по таблице на карточках.

Образуют степени сравнения.

Проставляют баллы

Проверка по слайду.

VII

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин

 выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;

Индивидуальная работа

 Задание 4. Петя Ошибкин неверно записал предложения.  Помогите исправить их.   

Прочитайте предложения и исправьте их.                    

  1. Моя сестра  молодее твоей.
  2. Это самый огромнейший салют, который я видел.
  3. Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.
  4. Добрые слова хорошее мягкого пирога.

- Хорошо. Оцените себя.

- Ребята, выполним следующее задание 5 на маршрутном листе. Время на выполнение– 1 мин

Цифровой диктант.

Запишите номера прилагательных, от которых нельзя образовать степени сравнения.

(1) Стеклянный, (2) заячий, (3) холодный, (4) резкий, (5) деревянный, (6) красивый, (7) мамин (8) мелкий, (9) чугунный.

- Время истекло. Проверьте себя.

Ключ: 1,2,5,7,9 (записываю на доске)

- Проставьте баллы в маршрутном листе.

Вывод:

-Почему нельзя образовать от них степени сравнения?

- Так какой разряд имен прилагательных имеет степени сравнения?

-Итак, какой общий вывод из урока мы можем сделать  с вами? Вернитесь к составленной таблице.

- Вспомните начало урока. Давайте исправим ошибку во фразе «самый лучший день».

- Достигли мы сегодня цели? (опрос каждого)

Включаю проектор

Сравнительная степень прилагательного «молодой» – не «молодее», а «моложе». Перед суффиксом Е буквы Г, Д и З заменяем на букву Ж: молоДой
– молоЖе, дороГой – дороЖе.

Читают предложения, исправляют ошибки.

Делают вывод: нельзя допускать ошибки в образовании и употреблении некоторых форм имен прилагательных, допуская речевые и грамматические ошибки.

Проверяют себя

Проставляют баллы.

Это относительные и притяжательные имена прилагательные.

Качественные

Делают вывод.

Отвечают на вопросы.

Дети исправляют ошибку.

Да, достигли.

VIII

Домашнее  задание

1 мин.

Слайд 11

Д/з на маршрутном листе.

  1. Прочитать параграф 57 на страницах 10-14.
  2. Выполнить упр. 332, 337

3*. Выписать из художественной литературы 4 предложения с прилагательными в сравнительной и превосходной степени.

Записывают домашнее задание

IX

Подведение итогов, рефлексия учебной деятельности.

2 мин.

самооценка результатов деятельности

Подсчитав баллы в своих маршрутных листах, поднимите соответствующие карточки.

- Оценки за урок.

Слайд 12

- Ребята, прочитайте предложения, подставляя слова по смыслу.

Вот и подошел к концу _________урок.

 На уроке я узнал много _____________.

Своей работой на уроке я __________.  

 И сейчас у меня _____________  настроение.

- Спасибо за урок. Вы молодцы! Мне было приятно с вами работать.

Осуществляют самооценку.

Расставляют  баллы в листах.

Читают предложения.

Степени сравнения имён прилагательных

Сравнительная степень

Превосходная степень

Значение

Простая

Составная

Простая

Составная

Образование

Примеры красивый, тонкий,

мягкий

Изменение

Синтаксическая роль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...