Синонимы
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Ирина Сергеевна Воробьева

Цели урока:

1.     систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке,

2.      познакомить учащихся с  градацией, научить определять роль синонимов в речи,

3.     совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся;

4.     воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,   презентация «Путешествие по стране «Лексика», словари, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 5 класс», автор Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская, Москва, «Просвещение» 2014.


Тип урока – комбинированный урок.

Программное обеспечение: Word, Power Point

Словарная работа: «антракт», «портрет», «градация».

На доске: тема урока, словарные слова, домашнее задание.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_dlya_zavucha.doc64 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_5_klasse.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon portret.doc569 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_.ppt1.37 МБ
Файл refleksiya.docx13.46 КБ
Microsoft Office document icon slova_dlya_razminki.doc19.5 КБ
Файл tekst_zapiski.docx12.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: « Синонимы»


Цели урока:

  1. Систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке,
  2. Познакомить учащихся с градацией, научить определять роль синонимов в речи,
  3. Совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся;
  4. Воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация

« Путешествие по стране «Лексика», словари, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 5 класс», автор В.В. Бабайцева

Тип урока – комбинированный урок.

Программное обеспечение: Word, Power Point

Словарная работа: «антракт», «портрет», «градация».



Ход урока.

I. Психологический настрой учащихся на урок.
II . Слово учителя

СЛАЙД 1

Учитель.

Сегодня у нас необычный урок, потому что мы поможем герою мультфильма « В стране невыученных уроков» Вите Перестукину вернуться домой. Мы совершим путешествие на сказочном корабле.

Итак, жил- был мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки.

СЛАЙД 2

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте:
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Откройте глаза…

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, то и поплыть корабль может только сказочным путём. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы вспомните, что вы знаете, о лексике. Для этого вам необходимо выполнить тестовые задания:

Слайд 3

III. Выполнение тестовой работы: укажите номер правильного ответа.

1. Словарный состав языка изучает наука

А). Грамматика

Б). Лексикология (правильный ответ)

В). Морфология

Г). Синтаксис

2. Найдите ряд слов в переносном значении

А).Лисья хитрость, железная воля, каменный дом

Б).Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек (правильный ответ)

В).Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ

Г).Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь

3. Найдите “лишнее” слово

А). Водный

Б). Водяной

В). Водитель (правильный ответ)

Г). Наводнение

4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

А) толковый

Б) словообразовательный

В) синонимов

Г) антонимов

Проверка тестовых заданий.

IV. Определение темы и целей урока

Учитель.

Итак, С первым заданием вы справились успешно, и теперь наш корабль отправляется в плавание. Витя попал в страну удивительную, но нам предстоит выяснить, какие жители живут в этой стране. Для этого вам надо назвать предмет, изображенный на экране другим словом. Выполнив это задание, вы назовете тему сегодняшнего урока- путешествия.

Слайды

ходики-часы

ложе- кровать

перст- палец

уста- губы

око- глаз

педагог- учитель

Теперь вы можете назвать тему сегодняшнего урока- путешествия и страну, в которую попал Витя. (СИНОНИМЫ)

Слайд

-Молодцы. Запишите тему урока в свои тетради.

-Что же нам предстоит выяснить за время нашего путешествия? Сформулируйте цели нашего путешествия.

(_- познакомиться со словами- синонимами,

- выяснить, для чего нужны синонимы в нашей речи)

- Вы уже знакомы немного с синонимами. Дайте определение, что же такое синонимы.

(учащиеся отвечают)

Слайд.

(Синонимы (гр. Synonymos (греч.) син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию).

Учитель.

Воды Великого океана омывают страну Синонимов, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Послушайте внимательно этот стихотворный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Ученики. «Судно» и «корабль» – это слова – синонимы, они используются для большей выразительности .
Учитель. Какое общее значение имеют эти слова?
Ученики .Транспортное средство для перевозки людей и грузов.
Учитель. В чем отличие?
Ученики. «Судно»- плавучее средство, а «корабль»- морское судно и второе значение- летательный аппарат.

Учитель:

- Как я уже сказала, урок у нас сказочный. Мы отплыли от берега, справа по борту остался наш родной город. Слева по борту- картинная галерея. Волнами к кораблю прибило сосуд. В этом сосуде я нашла записку и картину.

V. Исследовательская работа (работа в парах)

Нам придется поработать парами. Одни из вас будут работать с найденной запиской, а другие- с картиной.

1 группа:

Посмотрите, текст этой записки перед вами.

Ваша задача: Исправить неоправданные повторы (устно) и прочитать записку в исправленном варианте.

Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания и для чего.

Губкин- районный центр, железнодорожная станция. Население Губкина более 85 тысяч человек. В 1939 году Губкину было присвоено имя академика Губкина.

(Губкин- районный центр, железнодорожная станция. Население его более 85 тысяч человек. В 1939 году городу было присвоено имя академика Губкина).

2 группа:

Слайд 14

Ваша задача: внимательно рассмотреть картину художника и дополнить предложения на месте пропусков подходящими словами-синонимами. Вы можете воспользоваться словами для справок.
Сделать вывод: потребовались ли вам синонимы при выполнении задания и для чего.


На нас смотрит симпатичное ,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное ,…настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно ,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой.
Платье девушки из прозрачного,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный,…вкус.
Ощущение радости,… остается от этой картины.
Слова для справки: задорная, кокетливая, с хитринкой;
приятное, милое;
просвечивающий, просторный;
веселый, задорный, оживленный, радостный, ликующий, сияющий, лучезарный, светлый;
бодрый, оптимистичный; утонченный, тонкий;
отрадный, милый;
ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.

Проверка:

(на экране проецируется текст без изменений, учащиеся читают его с внесенными изменениями)

1 группа

(Использование синонимов помогло избежать повторов. Синонимы расширяют словарный запас.)

2 группа

(на экране проецируется портрет Елены Николаевны Арсеньевой)

Слово учителя:

Закончите предложение
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ……ПОРТРЕТ.

Портрет- словарное слово, запишите его, оно пришло к нам в Петровскую эпоху из французского языка (portrait) и обозначает буквально «нарисованное, выставленное», а в русском языке имеет значение « Изображение на картине или фотографии какого- нибудь человека».

Запишите слово портрет к себе в словарик.

портрет Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта картина написана известным русским художником-портретистом Владимиром Лукичом Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II.

(Синонимы помогли описать портрет наиболее точно, со всеми оттенками. Использование синонимов помогло расширить наш словарный запас)

Слайд с выводом.


- И с этим задание вы справились.

VI. Стилистическая функция синонимов.

Учитель

Ребята, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т. е. придавать речи разговорный или книжный характер.

Возьмем для примера два предложения. Они перед вами.

- Прочитайте их.

Ребята, топайте в лагерь. Мы вернулись и пошли на строительство лагеря.

- Назовите синонимы в этих предложениях.

(В этом тексте синонимами будут глаголы топать и идти.)

-Чем отличается глагол топать от своего синонима идти?

Глагол топать отличается от своего синонима идти тем, что он уместен только в разговорной речи. В толковых словарях этот глагол имеет помету «просторечное». Даже разговорной речи глагол топать придает оттенок грубости, фамильярности. Его синоним идти является стилистически нейтральным. Нейтральные слова могут свободно употребляться в любом языковом стиле.

VII. Работа с учебником.

Стр.163, упр.362.

-Выписать данные синонимы в соответствующие графы таблицы. Таблицу не чертите, нумеруете столбики 1 и 2. (Один ученик выполняет у доски)

Стилистически нейтральные

разговорные

разговор

болтовня

высокий

долговязый

глаза

очи

перегнать

обскакать

медленный

черепаший

-Молодцы, и с этим заданием вы справились успешно

VIII. Работа со словарями

-Сейчас мы поработаем с нашими помощниками- толковыми словарями.
Работа со словарем иностранных слов
Учащиеся получают задание прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (
антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).

Запишите слово к себе в словарик. (Учащиеся дают толкование слова, записывают слово в словарь, толкование слова- в тетрадь.)
Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие)
Далее- устно
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (
передышку)-непродолжительный перерыв.
После урока непременно нужна ребятам… (перемена)- перерыв между уроками
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (
перерыв)

Учитель. Чем являются эти слова? Синонимами.

Какое слово является
доминантой, т.е. носителем главного значения?

( перерыв)
-Определите лексическое значение этого слова.

( промежуток времени, на который прекращается работа).

-Запишите это слово в тетрадь.
-Какое фонетическое явление мы наблюдаем в этом слове ?

( оглушение согласной на конце слова).

-Затранскрибируем это слово ( учащийся работает у доски).
Учитель. Составьте предложение со словом перерыв. Сделайте синтаксический разбор данного предложения
Закончился перерыв, и мы приступили к работе.

VIII. Физкультминутка для глаз


Учитель
-А теперь и в нашем путешествии небольшая передышка.

- Вы видите, что вокруг развешаны таблички со словами- синонимами. Ваша задача: Я называю слово, а вы должны подобрать к ним синонимы. Обратите внимание, что группы синонимов обычно образуются из слов одной части речи, например существительных, прилагательных, глаголов.

Сиять- сверкать, блистать, лучиться

Метель- вьюга, буран, пурга

Невероятный- фантастический, невообразимый, немыслимый

Учитель

-Мы немного с вами отдохнули. Продолжаем наше путешествие.


Слайд

Учитель.

Следующее задание. Найти контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из

«Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
(Помутилося синее море)…
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)…
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…


Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури.



Учитель. Перед вами пример
градации.

Слова, которые стали синонимами в этом художественном произведении, расположены так, что смысл слов и выражаемое ими чувство нарастают. Такое расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения называется градацией.

-Посмотрите на экран

Слайд

Дерево-большое, огромное, громадное.

Запишите это слово и определение к нему в тетрадь.

Градация- расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления.

Холод, стужа, мороз. Тепло, жара, зной

-у вас получилась словарная статья.

Слайд
Учитель.

Не хотят отпускать синонимы Витю и попросили выполнить следующее задание.

(Задание по рядам. Учащиеся должны расставить слова в порядке нарастания их смыслового и эмоционального значения ( привести пример градации).

Свирепый, лютый, злой (враг)- 1 ряд.
Торопиться, спешить, бежать - 2 ряд
Храбрый, отважный, смелый-3 ряд

Проверка выполненного задания.


Учитель.

-Наше путешествие подошло к концу. Но жители страны не хотят отпускать нас и Витю. Они просят, чтобы мы написали словарную статью о синонимах. Не забудьте в своей статье указать, для чего нужны синонимы, привести примеры.

Синонимы - (от греч . слова), слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу. Синонимы расширяют словарный состав языка, обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению, избежать повторов. Тепло, жарко.

IX. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мне понравилось______

- Сегодня я повторил_______________

- Сегодня я познакомился________________

-Для меня было новым___________________

-Считаю, что____________________________

-Мне было интересно_____________________

Учитель Все испытания закончены, и Витя Перестукин возвращается домой (мультфильм)
И наш корабль спешит обратно.
- Молодцы, ребята. Вы отлично поработали

#1054;ценки за урок

XI. Домашнее задание:

-выучить правило параграфа 68 и словарные слова;

- написать рассказ о сегодняшнем путешествии, используя синонимы.




Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: « Синонимы»


Цели урока:

  1. систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке,
  2. познакомить учащихся с градацией, научить определять роль синонимов в речи,
  3. совершенствовать умение работать с толковым словарем, развивать творческое мышление, память, речь учащихся;
  4. воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Путешествие по стране «Лексика», словари, раздаточный материал, учебник «Русский язык. 5 класс», автор Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская, Москва, «Просвещение» 2014.


Тип урока – комбинированный урок.

Программное обеспечение: Word, Power Point

Словарная работа: «антракт», «портрет», «градация».

На доске: тема урока, словарные слова, домашнее задание.

Ход урока.
I. Организационный момент
II . Слово учителя

Запишите число и вид работы (на доске).

СЛАЙД 1
Учитель.

Сегодня у нас необычный урок, потому что мы поможем герою мультфильма « В стране невыученных уроков» Вите Перестукину вернуться домой. Мы совершим путешествие на сказочном корабле.

Итак, жил- был мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки.

СЛАЙД 2
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте:
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Откройте глаза…
Учитель.

Но наш корабль большой, и плыть только с помощью ветра он не может. А поскольку урок у нас сказочный, то и поплыть корабль может только сказочным путём. Корабль начнет свой путь только тогда, когда вы вспомните, что вы знаете о лексике. Для этого вам необходимо выполнить тестовые задания:

Слайд 3

III. Выполнение тестовой работы: укажите номер правильного ответа.

1. Какой раздел лингвистики изучает словарный состав языка:

1). Грамматика

2) . Лексикология (правильный ответ)

3) . Морфология

4). Синтаксис

Слайд 4

2. Найдите ряд слов, где прилагательные употреблены в переносном значении

1) . Лисья хитрость, железная воля, каменный дом

2). Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек (правильный ответ)

3). Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ

4). Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь

Слайд 5

3. Найдите “лишнее” слово (учитывайте лексическое значение слова):

1). Водный

2). Водяной

3). Водитель (правильный ответ)

4). Наводнение

Слайд 6

4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…

1) толковый

2) словообразовательный

3) синонимов

4) антонимов

Слайд 7

Проверка тестовых заданий.

Учитель.

Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок.

Итак, С первым заданием вы справились успешно, и теперь наш корабль отправляется в плавание. Витя попал в страну удивительную, но нам предстоит выяснить, какие жители живут в этой стране. Для этого вам надо назвать предмет, изображенный на экране другим словом. Выполнив это задание, вы назовете тему сегодняшнего урока- путешествия.

Слайды 8-13


ходики-часы

ложе- кровать

перст- палец

уста- губы

око- глаз

педагог- учитель

Слайд 14

Теперь вы можете назвать тему сегодняшнего урока- путешествия и страну, в которую попал Витя. (СИНОНИМЫ)

Слайд 15

-Молодцы. Запишите тему урока в свои тетради.

-Что же нам предстоит выяснить во время нашего путешествия? Сформулируйте цели нашего путешествия.

(- расширить знания о словах – синонимах;

- выяснить, для чего нужны синонимы в нашей речи)

Учитель.

Вы уже знакомы немного с синонимами. Дайте определение, что же такое синонимы.

(учащиеся отвечают)

Слайд 16

(Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию).

Слайд 17
Учитель.

Воды Великого океана омывают страну Синонимов, достичь ее берегов возможно лишь морским путем. Послушайте внимательно этот стихотворный отрывок и ответьте на вопрос: Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.


Ученики. «Судно» и «корабль» – это слова – синонимы, они используются для большей выразительности .
Учитель. Какое общее значение имеют эти слова?
Ученики. Транспортное средство для перевозки людей и грузов.
Учитель. В чем отличие?
Ученики. «Судно»- плавучее средство, а «корабль»- морское судно и второе значение- летательный аппарат.

- И с этим задание вы справились.

IV. Работа с портретом.

Слайд 18

- Как я уже сказала, урок у нас сказочный. Мы отплыли от берега и увидели, что волнами к кораблю прибило сосуд. В этом сосуде я нашла записку – приглашение от работников музея для учеников 5 – 3 класса посетить картинную галерею для того, чтобы увидеть новую картину, настолько прекрасную, что её отведён целый зал.

Учитель:

Закончите предложение.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ……ПОРТРЕТ.

Слайд 19

Портрет - словарное слово, запишите его к себе в словарик, оно пришло к нам в Петровскую эпоху из французского языка (portrait) и обозначает буквально «нарисованное, выставленное», а в русском языке имеет значение « Изображение на картине или фотографии человека».

Слайд 20

(на экране проецируется портрет Елены Николаевны Арсеньевой)

Перед нами портрет Елены Николаевны Арсеньевой, которая была воспитанницей Смольного института благородных девиц и фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Эта картина написана известным русским художником-портретистом Владимиром Лукичом Боровиковским. Ему позировали вельможи, генералы и даже Екатерина II.

Слайд 20

Ребята, работники музея часто сталкиваются с такой проблемой: у посетителей не хватает слов, чтобы описать ту или иную картину. Чтобы вы не оказались в таком положении, вам нужно внимательно рассмотреть картину художника и дополнить предложения на месте пропусков подходящими словами-синонимами. Вы можете воспользоваться словами для справок. Также нужно вставить пропущенные орфограммы – безударные гласные в корнях слов. На работу вам отводится 5 минут.
Слайд 21
На нас смотрит симпатичное ,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное ,…настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно ,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой.
Платье девушки из прозрачного ,… материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный ,…вкус.
Ощущение радости,… остается от этой картины.

Слова для справки: задорная, кокетливая, лукавая;
приятное, милое;
просвечивающий, просторный;
веселый, задорный, оживленный, радостный, ликующий, сияющий, лучезарный, светлый;
бодрый, оптимистичный; утонченный, тонкий;
отрадный, милый;
ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.

Слайд 22

Ребята, сейчас мы послушаем несколько вариантов получившихся текстов и оценим, у кого получится самый интересный и красочный текст.

Пустой слайд 23

- Молодцы! Потребовались ли вам синонимы при выполнении задания? Теперь сделаем с вами вывод: для чего нам необходимы синонимы?

(Синонимы помогли описать портрет наиболее точно, со всеми оттенками. Использование синонимов помогло расширить наш словарный запас). (Оценить ответы на листок).

Портрет может быть и словесным.

- Где может пригодиться нам это умение в жизни?

(В ситуациях, когда мы должны объяснить внешность другого человека. Мы живём среди людей, общаемся, но не всегда можем их описать).

Слайд 24

( -Синонимы расширяют словарный состав языка,

- обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее.

Синомы помогают избежать повторов в речи. Синонимы расширяют словарный запас.)

Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками).

Учитель.

Ребята, синонимы могут выполнять стилистическую функцию, т. е. придавать речи разговорный или книжный характер, выражать положительную или отрицательную экспрессию. Вы должны обязательно это усвоить, чтобы впредь не делать речевых ошибок.

Возьмем для примера два предложения. Они перед вами на доске.

- Прочитайте их.

- Назовите синонимы в этих предложениях.

-Чем отличаются синонимы слева от своих синонимов справа?

Они отличаются тем, что слова шустрый пацан, долговязый и светловолосый уместны только в разговорной речи. В толковых словарях они имеют помету «просторечное». Даже разговорной речи пацан придает оттенок грубости, фамильярности. Его синоним мальчик является стилистически нейтральным. Нейтральные слова могут свободно употребляться в любом языковом стиле.

Пустой слайд 26

На закрепление нам необходимо выполнить задание, которое у вас в учебниках стоит под номером _362, стр.

-Выписать данные синонимы в соответствующие группы. Стилистически нейтральные и разговорные. Устно объяснить вставленные орфограммы.

Стилистически нейтральные

разговорные

разговор

болтовня

высокий

долговязый

глаза

очи

перегнать

обскакать

медленный

черепаший

Дополните таблицу, добавив 2 -3 своих примера. Проверим, как вы справились с этим заданием.

-Молодцы, ребята.

VI. Работа со словарями

-Сейчас мы поработаем с нашими помощниками - толковыми словарями.
Работа со словарными словами

Слайд 27
Учащиеся получают задание прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.
Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все… (
антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).Учащиеся дают толкование слова, записывают слово в словарь, толкование слова- в тетрадь.
Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие)

В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим… (
передышку) - непродолжительный перерыв.
После урока непременно нужна ребятам… (перемена)- перерыв между уроками
На время что-то прекратив,
Мы объявляем… (
перерыв)

Учитель. Чем являются эти слова? Синонимами.

Какое слово является носителем главного значения?

( перерыв)
-Определите лексическое значение этого слова.

( промежуток времени, на который прекращается работа).


- Составьте и запишите в тетрадь предложение со словом перерыв.

Назовите грамматическую основу данного предложения.
Закончился перерыв, и мы приступили к работе.

Объясните постановку запятой в предложении. (Это предложение сложное, состоит из двух основ, соединённых союзом и).
Учитель. Правильно.
-А теперь и в нашем путешествии небольшая передышка.

Пустой слайд 28

VII. Физкультминутка для глаз

- Вы видите, что вокруг развешаны таблички со словами- синонимами. Ваша задача: я называю слово, а вы должны подобрать к ним синонимы. Обратите внимание, что группы синонимов обычно образуются из слов одной части речи, например существительных, прилагательных, глаголов.

Сиять- сверкать, блистать, лучиться

Метель- вьюга, буран, пурга

Невероятный - фантастический, невообразимый, немыслимый

Учитель

-Мы немного с вами отдохнули. Продолжаем наше путешествие.


Слайд 29
VIII. Учитель.

Следующее задание. Найти синонимы в приведенных отрывках из « Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
(Помутилося синее море)…
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)…
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури.



Учитель. Подумайте, как изменяется лексическое значение синонимов в данном тексте.

Слова, которые стали синонимами в этом художественном произведении, расположены так, что смысл слов и выражаемое ими чувство нарастают. Такое расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения называется
градацией.

-Посмотрите на экран

Слайд 30

Дерево-большое, огромное, громадное.

Запишите это слово и определение к нему в справочник.

Слайд 31

Градация- расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления.

Холод, стужа, мороз. Тепло, жара, зной

-у вас получилась словарная статья.

Слайд 32
Учитель.

Не хотят отпускать синонимы Витю и попросили выполнить следующее задание.

(Задание по вариантам. Учащиеся должны расставить слова в порядке нарастания их смыслового и эмоционального значения (привести пример градации).

Торопиться, спешить, лететь, бежать - 1 вариант
Храбрый, отважный, смелый, героический -2 вариант

Проверка выполненного задания.

Слайд 33 (правильный ответ)

IX. Подведение итогов.

Как мы убедились, синонимы расширяют словарный состав языка, обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению, избежать повторов: тепло, жарко.

Ребята, мне важно, с чем вы уходите с сегодняшнего урока. Переверните листочки и закончите предложения( письменно.)

Слайд 34

Рефлексия.

-Сегодня на уроке я узнал______

- Сегодня я повторил_______________

- Сегодня я познакомился________________

-Для меня было новым___________________

Учитель. Все испытания закончены, и Витя Перестукин возвращается домой.
И наш корабль спешит обратно.

Слайд 35

-Наше путешествие подошло к концу. Но жители страны не хотят отпускать нас и Витю. Они просят, чтобы мы написали письмо о синонимах. Не забудьте в своём письме указать, для чего нужны синонимы, привести примеры.


- Молодцы, ребята. Вы отлично поработали.

Оценки за урок: за задание по портрету (чтение готовых текстов), за упр. 362, монологические высказывания на лингвистическую тему.

Слайд 36

Домашнее задание: по выбору.

  1. Если вы любите писать письма, напишите мне письмо о нашем сегодняшнем путешествии, используя синонимы. Положите письмо в конверт. Помните, с чего мы начинаем любое письмо? (С обращения). А как выделяются обращения на письме? (Ответы детей).
  2. Написать словесный портрет лучшего друга, кого – нибудь из родственников, знакомых, используя синонимы, приложив фото.

– На этом наш урок окончен. Можете быть свободны.

Слайд 37. Молодцы!



Предварительный просмотр:

На нас смотрит симпатичное,_____________ лицо девушки.

Её лукавая, _________улыбка, смеющиеся, __________глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное, ______________настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно, __________смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой.
Платье девушки из прозрачного, ___________материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный, _____________вкус.
Ощущение радости,__________ остается от этой картины.

Слова для справок: задорная, кокетливая, с хитринкой;
приятное, милое;
просвечивающий, просторный;
веселый, задорный, оживленный, радостный, ликующий, сияющий, лучезарный, светлый;
бодрый, оптимистичный; утонченный, тонкий;
отрадный, милый;
ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.

На нас смотрит симпатичное,_____________ лицо девушки.

Её лукавая, _________улыбка, смеющиеся, __________глаза заставляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное, ______________настроение передается нам, и, наверное, поэтому так приятно, __________смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой.
Платье девушки из прозрачного, ___________материала. Оно подчеркивает нежность и молодость Арсеньевой, ее изысканный, _____________вкус.
Ощущение радости,__________ остается от этой картины.

Слова для справок: задорная, кокетливая, с хитринкой;
приятное, милое;
просвечивающий, просторный;
веселый, задорный, оживленный, радостный, ликующий, сияющий, лучезарный, светлый;
бодрый, оптимистичный; утонченный, тонкий;
отрадный, милый;
ликование, веселье, оживление, праздник, торжество, полнота жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Жил-был на свете мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки.

Слайд 4

Укажите номер правильного ответа: 1) Грамматика 2) Лексикология 3) Морфология 4) Синтаксис 1. Укажите, какой раздел лингвистики изучает словарный состав языка .

Слайд 5

2.Найдите ряд, где все прилагательные даны в переносном значении. Укажите номер правильного ответа: 1) Лисья хитрость, железная воля, каменный дом 2) Золотое сердце, теплый прием, сердечный человек 3) Дырявая память, медвежья нора, глубокий анализ 4) Грунтовая дорога, лесная тропинка, трудный путь

Слайд 6

3. Найдите «лишнее» слово (учитывайте лексическое значение). Укажите номер правильного ответа: 1) Водный 2) Водяной 3) Водитель 4) Наводнение

Слайд 7

4. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… Укажите номер правильного ответа: 1) Толковый 2) Словообразовательный 3) Синонимов 4) Антонимов

Слайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1-2 2-2 3-3 4-1

Слайд 9

Назовите предмет другим словом: Ходики - …

Слайд 10

Ложе - …

Слайд 11

Перст - …

Слайд 12

Уста - …

Слайд 13

Око - …

Слайд 14

Педагог - …

Слайд 16

Синонимы

Слайд 17

Синонимы (гр. Synonymos (греч.)син-одно, оним-имя)– это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию). Царство синонимов

Слайд 19

Портрет (от фр.р ortrait - «нарисованное», «выставленное») - изображение на картине или фотографии какого-нибудь человека.

Слайд 20

Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой

Слайд 21

На нас смотрит симпатичное ,…. лицо девушки. Её лукавая,…улыбка, смеющиеся,…глаза заст..вляют и нас улыбнуться и порадоваться ее счастью. Жизнерадостное ,…настроение перед..ется нам, и, наверное, поэтому так приятно ,…смотреть на эту девушку, любоваться ее одеждой. Платье девушки из прозрачного ,… материала. Оно подчеркивает нежность и мол..дость Арсеньевой, ее изысканный ,…вкус. Ощущение радости,… остается от этой картины.

Слайд 22

Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой

Слайд 24

Синонимы в речи служат: 1) для более точного выражения мысли ( жаркий и теплый ); 2) для выражения эмоциональной окраски ( упал и брякнулся ); 3) как способ связи соседних предложений в тексте и преодоления неоправданных повторов одного и того же слова. ( Поэт Пушкин - солнце нашей литературы. Великий литератор оставил нам в наследство замечательные образцы художественной речи.

Слайд 25

Саша – подвижный мальчик, высокий и светловолосый. Саша – шустрый пацан, долговязый и белобрысый.

Слайд 27

Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все… (антракт от entre - между и acte - действие) В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим… передышку После урока непременно нужна ребятам… перемена На время что-то прекратив, Мы объявляем… перерыв

Слайд 29

Найти синонимы в приведенных отрывках из «Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой? Вот пошел он к синему морю; Видит,- море слегка разыгралось… Вот пошел он к синему морю; (Помутилося синее море)… Пошел старик к синему морю; (Не спокойно синее море)… Старичок отправился к морю, (Почернело синее море)… Вот идет он к синему морю, Видит, на море черная буря…

Слайд 30

Это дерево большое огромное громадное Это дерево Это дерево Расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового эмоционального значения называется градацией.

Слайд 31

Градация - расположение ряда слов (обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения. При таком расположении слов достигается особая выразительность, сила впечатления. Холод, стужа, мороз Тепло, жара, зной

Слайд 32

Расположите синонимы по степени возрастания (приведите пример градации) 1 вариант- бежать, спешить, лететь, торопиться 2 вариант- героический, храбрый, отважный, смелый

Слайд 33

Проверь себя 1 вариант - торопиться, спешить, бежать, лететь 2 вариант - смелый, храбрый, отважный, героический

Слайд 35

Домашнее задание (по выбору): 1. Письмо о нашем сегодняшнем путешествии, используя синонимы. Положите письмо в конверт. 2. Словесный портрет лучшего друга, кого-нибудь из родственников, используя синонимы, приложив фото ( распечатать ) .

Слайд 36

Молодцы!! 5

Слайд 37

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал____________________________________________

- Сегодня я повторил________________________________________________

- Сегодня я познакомился____________________________________________

-Для меня было новым_______________________________________________


Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал____________________________________________

- Сегодня я повторил________________________________________________

- Сегодня я познакомился____________________________________________

-Для меня было новым_______________________________________________

Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал____________________________________________

- Сегодня я повторил________________________________________________

- Сегодня я познакомился____________________________________________

-Для меня было новым_______________________________________________

Рефлексия.

- Сегодня на уроке я узнал____________________________________________

- Сегодня я повторил________________________________________________

- Сегодня я познакомился____________________________________________

-Для меня было новым_______________________________________________



Предварительный просмотр:

СВЕРКАТЬ

БЛИСТАТЬ

ЛУЧИТЬСЯ

ВЬЮГА

ПУРГА

БУРАН

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ

НЕВООБРАЗИМЫЙ

НЕМЫСЛИМЫЙ



Предварительный просмотр:

Приглашение

ДОРОГИЕ ПЯТИКЛАССНИКИ!

Приглашаем вас посетить картинную галерею для того, чтобы увидеть новую картину, настолько прекрасную, что ей отведён целый зал. С нетерпением ждём вас!

С уважением, сотрудники музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Синонимы

              Закрепить знания учащихся о синонимах;           продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;            определять смысловые и стилистические отличия с...

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.  УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Стилистика. Синонимы

Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....