Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Зинаида Александровна Тюнина

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» для 9 класса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: учитель русского языка и литературы  Тюнина З.А.,  высшая кв. категория

        

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» адресована обучающимся 9 класса.

Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их знаний и представлен в виде учебно- методического комплекса (УМК). В УМК входят: учебник (для 9класса), методическое пособие для учителя, электронное пособие (на СD), содержащее учебные и развивающие задания к курсу.

Программа рассчитана на 34 часа, (1 час в неделю), что соответствует учебному плану общеобразовательной организации.

Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места учебного курса в учебном плане, учебного предмета курса, календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Рабочая программа одобрена на заседании методического совета,

протокол № ____ от «____» ____________ 2020 г.

Председатель методического совета_______________                И.В.Сосновская

Рабочая программа рассмотрена методическим объединением учителей-предметников,

протокол № ____ от «____» __________ 2021 г.

Руководитель        ________________        Р. А. Ильясова

Пояснительная записка

        Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии», предназначена для обучающихся 9 класса. Свободное владение орфографией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Цели программы:

  • повышение грамотности учащихся;
  • развитие культуры письменной речи;
  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в 5-9 классах;
  • обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ГВЭ;
  • оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме.

Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профильной школы, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся.

Задачи:

  • обобщить знания о языке как системе;
  • развивать орфографическую грамотность;
  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;
  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;
  • совершенствовать речевую деятельность учащихся.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии).

Успешная реализация программы поможет старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ГВЭ.

Общая характеристика учебного предмета

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

        Итоговый контроль в конце года обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ГВЭ по русскому языку.

Содержание учебной программы

Особенности письменного общения (1ч)

         Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

        Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли, ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п.                        Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография

Орфография как система правил правописания (2 ч)

        Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

         Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»);  3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

         Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

         Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

         Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-// -кас-, -лаг-// -лож-,  -бер- // -бир, -тер- // -тир-, -стел- // -стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст- // -рос-, -скак- // -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор- // -гар-, -твар- // -твор, -зор- // -зар-, -клан- // -клон- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными  и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

        Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).

        Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными  принципами написания: 1) приставки на –з, -с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре-, при-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

        Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов -чик-, -щик- со значением лица. Суффиксы  -ек-, -ик-, -ец-, -иц- со значением уменьшительности.

        Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив-, -ев-, -к-, -ск-. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

        Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Написание суффикса -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-// обес-; -ться и –тся в глаголах.

        Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.

        Правописание н и нн в кратких и полных формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных и глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

        Различение окончаний -е, -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

         Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание и, ы после ц; употребление разделительных ъ, ь.

        Правописание согласных на стыке морфем, написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

        Взаимосвязь значения, морфемного строения и написание слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

        Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

        Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

        Прием поморфемной записи слов.

Слитные, дефисные и раздельные написания (11ч)

        Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

        Орфограммы связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

        Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождение некоторых наречий.

        Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

        Образование и написание сложных слов (существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

        Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

        Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Написание строчных и прописных букв (2 ч)

        Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Учебно-тематический план9класс

№п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Особенности письменного общения

1

2

Орфография как система правил правописания

2

4

Правописание корней

6

5

Правописание приставок

3

6

Правописание суффиксов

6

7

Правописание окончаний

3

8

Слитные, дефисные и раздельные написания

11

9

Написание строчных и прописных букв

2

Итого

34

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

        В результате обучения старшеклассники получат возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности,которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.

Ученики должны научиться:

  • соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные, этикетные); осуществлять речевой самоконтроль;  
  • оценивать свою речь и чужую с точки зрения её правильности, находить речевые и грамматические ошибки и исправлять их; совершенствовать и редактировать свой текст;
  • создавать текст сочинения-рассуждения, учитывая основные критерии;
  • анализировать текст, уметь его интерпретировать;
  • уметь высказывать свою точку зрения и приводить аргументы из художественных произведений.

        Для создания естественных условий для совершенствования речевых навыков предлагается использовать такую форму обучения как семинар, так как подготовка к такой форме урока предполагает, что ученик самостоятельно и последовательно проходит все этапы подготовки речевого высказывания. Кроме того, целесообразным представляется в практике обучения использовать различные тренинговые занятия и практикумы.
        Данный курс нацеливает на развитие и совершенствование навыков осмысленного выбора вида чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, что вооружит старшеклассников способностью свободно ориентироваться в текстах, представленных в печатном и электроном формате, а также умением читать различные графики, таблицы и схемы. Предполагается, что в процессе обучения будут активно использоваться интернет-ресурсы, т.к. именно чтение различных видов текста, в том числе и гипертекстовых, обеспечивает результативное использование форм дистанционного обучения и позволяет учащемуся осуществлять эффективную коммуникацию в нашу информационную эпоху.
        Таким образом,
в результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений и навыков, способов деятельности, которые связаны с речемыслительными способностями и обеспечивают информационно-коммуникативную деятельность:

  • целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание её достоверности адекватно поставленной цели;
  • развернутое обоснование своей позиции с приведением аргументов;
  • осмысленный выбор чтения в соответствии с поставленной целью;
  • оценка и редактирование текста,
  • овладение основными видами публичных выступлений.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (электив) для 9 класса

№ п/п

Содержание раздела, темы

Кол-во часов

Даты проведения

по плану

по факту

Особенности письменного общения

1

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

Орфография

Орфография как система правил правописания

2

2

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

1

3

Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации.

1

Правописание морфем

Правописание корней

6

4

Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня.

1

5

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

1

6

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок).

1

7

Группы корней с чередованием гласных

1

8

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.

1

9

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

1

Правописание приставок

3

10

Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания.

1

11

Приставки на з/с- фонетический принцип написания.

1

12

Все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания.

1

Правописание суффиксов

6

13

Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи.

1

14

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1

15

Типичные суффиксы прилагательных и их написание

1

16

Типичные суффиксы глагола и их написание.

1

17

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

1

18

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

1

Правописание окончаний

3

19

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

1

20

Различение окончаний –еи –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов.

1

21

Комплексный анализ текста

1

Слитные, дефисные и раздельные написания

11

22

Система правил данного раздела правописания.

1

23

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

1

24

Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи.

1

25

Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога.

1

26

Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях.

1

27

Особенности написания производных предлогов.

1

28

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.

1

29

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия).

1

30

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

1

31

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

32

Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке.

1

Написание строчных и прописных букв

2

33

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

34

Написание сочинения по критериям ЕГЭ

1

Всего

34

Учебно-методический комплекс  по русскому языку (9класс)

Основная литература

для учителя

для учащихся

1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)

2. Программа  по русскому языку для общеобразовательных

 учреждений. 5 – 11 классы: основной курс,

элективные курсы/(авт.-сост. С.И. Львова). – М.: Мнемозина, 2008

1. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ:Части А, В и С (модели сочинений). 10-11 классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.

Дополнительная литература

1. Лушникова Н.А. Русский язык в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013. 64с.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. -М.: «ЧеРо»,2011-400 с.

3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ сост. Н. В. Егорова.- М.: ВАКО,2011.-96 с.

Экранно-звуковые пособия

- электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов);

- обучающая программа “Фраза”;

- репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия);

- электронные тесты ФЦИОР.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Федеральный портал «Российское образование» http://edu.ru

2.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/window

3.Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru

4.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

5.Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru

6. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа учебного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации" 7 кл

quot;Трудные вопросы орфографии и пунктуации". Рабочая программа учебного курса по русскому языку для учащихся 7 класса....

Рабочая программа элективного курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способнос...