Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме:

"Имя прилагательное как часть речи"

по технологии

 "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  • подготовительный — стадия вызова;
  • собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации — стадия рефлексии.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Имя прилагательное как часть речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Цели урока:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Имя прилагательное как часть речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Тип урока: Вводный (изучение нового материала).

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”;составление кластера.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_5_klass_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.zip2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме:

"Имя прилагательное как часть речи"

по технологии

 "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:

  • подготовительный — стадия вызова;
  • собственно восприятие нового — смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
  • присвоение информации — стадия рефлексии.

На данном уроке были поставлены и осуществлены следующие цели и задачи:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Имя прилагательное как часть речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Цели урока:

1. Активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации.

2. Развивать умения учащихся

- самостоятельно определять свои знания — незнания по изучаемой теме;
- работать в парах;
- сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать вставки;
- систематизировать материал в кластер.

3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по изучаемой теме “Имя прилагательное как часть речи”; “прочувствовать” и “прожить” ее.

Тип урока: Вводный (изучение нового материала).

Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.

Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”;составление кластера.

Ход урока

Создание ситуации для психологического настроя на урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-Открываем наши тетради и записываем число и классная работа (слайд 1)

- Свой урок мы начнём как обычно с артикуляционной гимнастики: упражнение КАЧЕЛИ,  ГРИБОК,ЧАСИКИ, КАША, ПАСТУШОК. (слайд 2)

Сегодня мы должны подготовиться к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!"

I. Стадия вызова — целеполагание

I) Для начала давайте отгадаем загадки:  (слайды 3-11)

  1. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
  2. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Ребята, какая часть речи помогла отгадать нам эту загадку?

Отгадайте кто это?

  • Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
  • Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
  • Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
  • Хитрая,  рыжая, пушистая. (Лиса)
  • Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
  • Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
  • Умные,  активные,  дружелюбные. (это вы, ребята.)

А здесь, слова какой части речи помогли узнать предметы? Почему? (Прилагательные) – (слайд12)

- Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока.

Опираясь на тему урока, поставьте перед собой цель

Вспомните все, что вы знали раньше о прилагательном. Какие части речи появились раньше прилагательного? Почему?

II. Смысловая стадия

1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:

“ ! ” — Я это знал.

“ + ” — Новое для меня.

“?” — Вопрос.

Информационный текст

Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой, какая, какие.
Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного - форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

Окончание имени прилагательного можно узнать по существительному, от которого оно зависит. Нужно только задать вопрос.

        Красив ого      как ого ?сада  

        Больш ому как ому ? дому

В предложении прилагательное играет роль второстепенного члена предложения.

Лёгкий и чистый воздух проникал в каждую клеточку.

Чтобы максимально полно передать картинку, выраженную прилагательным, используют эпитеты - красочные определения, употребленные в переносном значении.

Давайте вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном.

Вопросы:

КОЛЯ

1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

2. Что обозначает прилагательное как часть речи?

ЛИЗА

3. Какие морфологические признаки имеет прилагательное?

4. Как изменяется имя прилагательное?

АНТОН

5. Каким членом предложения обычно бывает?

6. С какой частью речи чаще всего связано имя прилагательное?

Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

Верно-неверно:

Верно ли, что прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак действия?

Верно ли, что прилагательное изменяется  только по родам и числам?

Верно ли, что прилагательное играет роль второстепенного члена предложения?

Составление кластера.

III. Практические задания:

  1. Коллективное задание

По моему хотению определите род прилагательных. Поднимайте карточку – мужской, женский или средний род.

Одинокий бег

белая равнина

пухлой пеленою

в красном кушаке

разгульная метель

радостный народ.

А теперь усложним задачу:

Чудное

весёлый

бурною

дворовый

удалая

  1. Групповые задания

1 группа

Составьте словосочетания с прилагательными. Род можно менять.

Грустный – грустный взгляд, грустное настроение;

известный – ...

опасный – ...

ненастный – ...

областной – ...

          2 группа

 Работа с деформированным текстом.

Используя данные слова, составьте предложения об осеннем  изменении в неживой природе. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2.ПРИШЛА ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ. 3.ЗЕМЛЯ ПОКРЫЛАСЬ ПУШИСТЫМ КОВРОМ ИЗ ЛИСТЬЕВ. 1.ПОСЛЕДНИЕ ЛУЧИ ОСЕННЕГО СОЛНЦА ПОЧТИ НЕ ГРЕЮТ.

  • Прочитайте. Докажите, что это – текст.
  • Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте.
  • Докажите, что это имена прилагательные.

IV.Стадия рефлексии

Составление кластера

- Что было бы, если бы прилагательные исчезли из нашей речи?

- Что запомнилось и заинтересовало на уроке?

V. Домашнее задание.

Задание № 1. Записать имена прилагательные. Единственное число в форме множественного числа, а имена прилагательные множественного числа в форме единственного числа. Определить род имён прилагательных.

Зимний день - 
Пасмурные небеса - 
Лёгкие снежинки - 
Зернистые снега –

Задание № 2. Записать прилагательные к данным существительным, изменив окончание.

Пора (зимний) -

Путь (долгое) -

Дорога (дальнее) -

Пальто (новая) -

Растение (зелёная) -

Сестра (старший) -

Сосна (высокое) –

Задание № 3. Вставить нужные окончания, записать словосочетания.

Грозн___ воин, ближн____ берег, осенн___днём, трудн_____ задача, зелён___ поле, свеж____ молоко, ближн___ деревня, поздн___ вечером, в нов__ учебнике, по широк___ тропе.

Информационный текст

  1. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой? Какая? Какие?
  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
  3. Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
  4. Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
  5. Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
  6. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
  7. Начальная форма имени прилагательного - форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
  8.  Окончание имени прилагательного можно узнать по существительному, от которого оно зависит. Нужно только задать вопрос.

        Красив ого      как ого ?сада  

        Больш ому как ому ? дому

  1. В предложении прилагательное играет роль второстепенного члена предложения.

Лёгкий и чистый воздух проникал в каждую клеточку.

Информационный текст

  1. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой? Какая? Какие?
  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
  3. Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
  4. Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
  5. Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
  6. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
  7. Начальная форма имени прилагательного - форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
  8.  Окончание имени прилагательного можно узнать по существительному, от которого оно зависит. Нужно только задать вопрос.

        Красив ого      как ого ?сада  

        Больш ому как ому ? дому

  1. В предложении прилагательное играет роль второстепенного члена предложения.

Лёгкий и чистый воздух проникал в каждую клеточку.

Информационный текст

  1. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы: какой? Какая? Какие?
  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
  3. Чаще всего имя прилагательное встречается в тексте-описании.
  4. Оно даёт нам представление о том, как предмет выглядит по форме, цвету, вкусу, запаху.
  5. Также прилагательное передает отношение говорящего к предмету разговора, характеризуя его.
  6. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
  7. Начальная форма имени прилагательного - форма именительного падежа единственного числа мужского рода.
  8.  Окончание имени прилагательного можно узнать по существительному, от которого оно зависит. Нужно только задать вопрос.

        Красив ого      как ого ?сада  

        Больш ому как ому ? дому

  1. В предложении прилагательное играет роль второстепенного члена предложения.

Лёгкий и чистый воздух проникал в каждую клеточку.

V. Домашнее задание.

Задание № 1. Записать имена прилагательные. Единственное число в форме множественного числа, а имена прилагательные множественного числа в форме единственного числа. Определить род имён прилагательных.

Зимний день - 
Пасмурные небеса - 
Лёгкие снежинки - 
Зернистые снега –

Задание № 2. Записать прилагательные к данным существительным, изменив окончание.

Пора (зимний) -

Путь (долгое) -

Дорога (дальнее) -

Пальто (новая) -

Растение (зелёная) -

Сестра (старший) -

Сосна (высокое) –

Задание № 3. Вставить нужные окончания, записать словосочетания.

Грозн___ воин, ближн____ берег, осенн___днём, трудн_____ задача, зелён___ поле, свеж____ молоко, ближн___ деревня, поздн___ вечером, в нов__ учебнике, по широк___ тропе.

V. Домашнее задание.

Задание № 1. Записать имена прилагательные. Единственное число в форме множественного числа, а имена прилагательные множественного числа в форме единственного числа. Определить род имён прилагательных.

Зимний день - 
Пасмурные небеса - 
Лёгкие снежинки - 
Зернистые снега –

Задание № 2. Записать прилагательные к данным существительным, изменив окончание.

Пора (зимний) -

Путь (долгое) -

Дорога (дальнее) -

Пальто (новая) -

Растение (зелёная) -

Сестра (старший) -

Сосна (высокое) –

Задание № 3. Вставить нужные окончания, записать словосочетания.

Грозн___ воин, ближн____ берег, осенн___днём, трудн_____ задача, зелён___ поле, свеж____ молоко, ближн___ деревня, поздн___ вечером, в нов__ учебнике, по широк___ тропе.

V. Домашнее задание.

Задание № 1. Записать имена прилагательные. Единственное число в форме множественного числа, а имена прилагательные множественного числа в форме единственного числа. Определить род имён прилагательных.

Зимний день - 
Пасмурные небеса - 
Лёгкие снежинки - 
Зернистые снега –

Задание № 2. Записать прилагательные к данным существительным, изменив окончание.

Пора (зимний) -

Путь (долгое) -

Дорога (дальнее) -

Пальто (новая) -

Растение (зелёная) -

Сестра (старший) -

Сосна (высокое) –

Задание № 3. Вставить нужные окончания, записать словосочетания.

Грозн___ воин, ближн____ берег, осенн___днём, трудн_____ задача, зелён___ поле, свеж____ молоко, ближн___ деревня, поздн___ вечером, в нов__ учебнике, по широк___ тропе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Открытый урок русского языка 6 класс ТЕМА "-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных"

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-...

открытый урок русский язык 6 класс "Не с прилагательными"

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными....

открытый урок .русский язык 6 класс «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»

План-конспект урока«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные» по русскому языку  6 класс...

Урок русского языка в 5 кл. "Имя прилагательное как часть речи" (повторение)

Урок направлен на повторение изученного материала по имени прилагательному в начальной школе....