Практикум по теме "Причастный и деепричастный обороты" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Веселова Елена Дмитриевна

Практикум предназначен для определения уровня усвоения темы "Причастный и деепричастный обороты" с последующим корректированием орфографических и пунктуационных навыков, выявления уровня владения аналитическими умениями (морфемный, синтаксический разбоы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум по теме «Причастный и деепричастный обороты» 7 класс

Вариант I

(1)По засыпа…ому галькой берегу шли три медведя. (2)Один из них – крупная медведица – в этот момент п…р..ходил вброд (н..)широкую но быструю, впада…щую в Иман реку. (3)Шлёпая по мелкой воде широкими лапами медведица достигла середины реки (за)тем резко (п…)грузилась так что вода п..р..катилась через её спину и вышла на (противо)положный берег. (4)С её шкуры с журчанием ст…кала вода. (5)Примеру медведицы (п…)следовал второй, небольшой медведь видимо (двух)годовалого возр…ста.

(6)На правой стороне речушк… остался маленький медвеж…нок. (7)Он также было побрёл по воде, но достигнув глубокого места и (не)решаясь идти дальше остановился и жалобно рявкнул.

(8)В тот же момент произошла вероятно обычная для (четверо)ногих семейная сцена. (9)Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвеж…нка и передней лапой дала ему такую затрещину что тот полетел на отмель.

(10)Перевернувшись и схватившись обеими лапами за левое ухо он заорал диким голосом. (11) Затем продолжая держа…ся лапой за ушибле…ое место он стремительно кинулся через речку схватил маленького братишку за шиворот и всё еще вскрикивая сквозь зубы переволок его через глубокое место.

(12)Вся группа и…чезла в чащ... но ещё долго в тишин… утра до нас доносились жалобные вопли наказа…ого медвеж…нка.

Задания:

  1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
  2. Из первых двух абзацев выпишите все причастия и деепричастия, сделайте их морфемный разбор.
  3. Графически обозначьте все причастные и деепричастные обороты.
  4. Произведите синтаксический разбор 11 предложения.

Практикум по теме «Причастный и деепричастный обороты» 7 класс

Вариант II

(1)Мы шли очень тихо и осторожно иногда (п..р..)говариваясь знаками и тихим свистом. (2)На краю мохового болота мой спутник, деревенский охотник Ваня, остановился. (3)(Н…)торопливо сняв (за)плечный мешок пр..слонив ружьё к стволу сосны сделав мне условный знак он стал готови…ся.

(4)Откашл…вшись и огляд…вшись он пр..ложил ко рту сложе…ые рупором ладони и (за)кинув голову уд…вительно точно нач…л подр…жать волч?ему вою. (5)(Не)всякому охотнику удас…ся услышать близко волч?ий вой. (6)Страшна жутка волч?я песня: есть в ней и скитальческая печаль и злая угроза ра…бойника и жалоба на лютый голод.

(7)У верного спутника моего по лесным охотам деревенского охотника Вани выходило очень похож.... (8)Подр…жая старому волку Ваня (за)в…дил глухим тонким голосом потом сн…жал голос и обрывал песню низко нагнувшись над землёю. (9)От натуг… (по)краснели его лицо и шея надулись жилы на лбу. (10)Тотчас (не)дав ему окончить отозвался в чащ…бе выводок молодых волчат. (11)Казалось, весь лес наполнился их голосами.

(12)Мы стояли (не)шев…лясь выжидая пока молодые волки (со)всем (за)тихнут и когда (за)молкли последние звуки стали (от)ходить очень тихо. (13)Теперь нам было известно что выводок волков на месте.

Задания:

  1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.
  2. Из первых двух абзацев выпишите все причастия и деепричастия, сделайте их морфемный разбор.
  3. Графически обозначьте все причастные и деепричастные обороты.
  4. Произведите синтаксический разбор 4 предложения.

Орфографический и пунктуационный практикум

Вариант III

(1)(Не)так уж много людей бывал… на Байкал… однако для русского человека это одно из самых дорогих мест. (2)Байкал вполне заслуж…вает любовь обращё… ую к нему. (3)Вид открывающ…ся перед путешестве…иком вышедш…м на берег Байкала оста…ся в памяти (на)всегда.

(4) «Море» так зовут это огромное озеро все мес…ые жители. (5) Оно лежит в гор…стых берегах. (6)Высокие хребты покрытые тайгой и (на)верху посыпа…ые снегом отр…жаясь в синей вод… пор…жают своей необыкнове…ой красотой. (7)Холодная вода похож… на жидкое стекло сквозь неё весной видно (в)глубь на сорок метров.

(8)Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планет… ск…пление прес…ой воды. (9)По площад… Байкал в тринадцать раз меньше Балтийского моря но по объёму воды пр…восход…т его.

(10)Озеро выт…нуто с севера на юг пр…мерно на такое(же) ра…тояни… которое разделя…т Санкт-Петербург и Москву. (11)Па…ажирскому пар..ходу требу…ся шесть суток что(бы) совершить кольц…вой рейс (в)доль (Б,б)айкальских берегов.

Задания:

  1. Спишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы и расставьте недостающие знаки препинания.
  2. Выделите все причастные и деепричастные обороты и укажите слова, от которых зависят.
  3. Произведите синтаксический разбор 3 предложения.
  4. Из предложений 7,9,10,11 выпишите все предлоги со словами, к которым они относятся, укажите падеж.
  5. Озаглавьте текст. Обоснуйте свой выбор.
  6. Определите тип речи и стиль данного текста. Укажите отличительные черты данного стиля в данном тексте.

Карточки для самопроверки

Вариант 1

По засыпанному галькой берегу шли три медведя. Один из них – крупная медведица – в этот момент переходил вброд неширокую, но быструю, впадающую в Иман реку. Шлёпая по мелкой воде широкими лапами, медведица достигла середины реки, затем резко погрузилась, так что вода перекатилась через её спину, и вышла на противоположный берег. С её шкуры с журчанием стекала вода. Примеру медведицы последовал второй, небольшой медведь, видимо, двухгодовалого возраста.

На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он также было побрёл по воде, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился и жалобно рявкнул.

В тот же момент произошла, вероятно, обычная для четвероногих семейная сцена. Медведица в одно мгновение очутилась около среднего медвежонка и передней лапой дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель.

Перевернувшись и схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Затем, продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, всё еще вскрикивая сквозь зубы, переволок его через глубокое место.

Вся группа исчезла в чаще, но еще долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.

Вариант 2

Мы шли очень тихо и осторожно, иногда переговариваясь знаками и тихим свистом. На краю мохового болота мой спутник, деревенский охотник Ваня, остановился. Неторопливо сняв заплечный мешок, прислонив ружьё к стволу сосны, сделав мне условный знак, он стал готовиться.

Откашлявшись и оглядевшись, он приложил ко рту сложенные рупором ладони и, закинув голову, удивительно точно начал подражать волчьему вою. Не всякому охотнику удастся услышать близко волчий вой. Страшна, жутка волчья песня: есть в ней и скитальческая печаль, и злая угроза разбойника, и жалоба на лютый голод.

У верного спутника моего по лесным охотам, деревенского охотника Вани, выходило очень похоже. Подражая старому волку, Ваня заводил глухим тонким голосом, потом снижал голос и обрывал песню, низко нагнувшись над землёю. От натуги покраснели его лицо и шея, надулись жилы на лбу. Тотчас, не дав ему окончить, отозвался в чащобе выводок молодых волчат. Казалось, весь лес наполнился их голосами.

Мы стояли, не шевелясь, выжидая, пока молодые волки совсем затихнут, и, когда замолкли последние звуки, стали отходить очень тихо. Теперь нам было известно, что выводок волков на месте.

Вариант3

(1)Не так уж много людей бывало на Байкале, однако для русского человека - это одно из самых дорогих мест. (2)Байкал вполне заслуживает любовь, обращённую к нему. (3)Вид, открывающийся перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остаётся в памяти навсегда.

(4) «Море» - так зовут это огромное озеро все местные жители. (5) Оно лежит в гористых берегах. (6)Высокие хребты, покрытые тайгой и наверху посыпанные снегом, отражаясь в синей воде, поражают своей необыкновенной красотой. (7)Холодная вода похожа на жидкое стекло, сквозь неё весной видно в глубь на сорок метров.

(8)Впадина Байкала содержит в себе самое большое на нашей планете скопление пресной воды. (9)По площади Байкал в тринадцать раз меньше Балтийского моря, но по объёму воды превосходит его.

(10)Озеро вытянуто с севера на юг примерно на такое же расстояние, которое разделяет Санкт-Петербург и Москву. (11)Пассажирскому пароходу требуется шесть суток, чтобы совершить кольцевой рейс вдоль байкальских берегов.

(По Н. Михайлову.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по практикуму по математике для 10-11 классов

Целью изучения курса «Практикум по математике» для 10- 11 класса  является повышение эффективности  подготовки обучающихся к итоговой аттестации по математике за курс полной средней шк...

презентация урока-практикума по теме"Белки" в 10 классе

Презентация содержит материал для интегрированного урока химии и биологии по теме"Белки, их состав, свойства и биологические функции". На слайдах представлены вопросы для самостоятельной работы учащих...

Словарный практикум по всеобщей истории для 7 класса

Словарные практикумы выполняют роль разминки во время урока, приучают к систематической словарной работе. Знание предмета - это в первую очередь знание предметного языка. Регулярные практикумы вселяют...

Разработка урока - практикума по русскому языку для 11 класса.

Разработка урока практикума - по русскому языку и информатике для 11 класса....

Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс

Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки  умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель:    помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид...

Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...