Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Суздальницкая Валентина Григорьевна

Умеют ли наши учащиеся читать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Читать написанное, произносить буквы, слоги, слова – умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же.Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Суздальницкая В.Г. –учитель русского языка и литературы.

МОБУ «СОШ «Янинский ЦО», Ленинградская область

Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В. А. Сухомлинский

    Умеют ли наши учащиеся читать? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Читать написанное, произносить буквы, слоги, слова – умеют. Но читать вдумчиво, осознанно, получая из текста информацию, – далеко не все, ведь «уметь читать» и «уметь читать грамотно» – это не одно и то же. Как показывают результаты исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), которое проходило в последний раз в 2018 году, российские учащиеся находятся на 31 месте из 79.

     Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Чтение–это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи.

     Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Специфика формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки и категории текста, его структура, типы и виды, правила создания текста с учетом конкретных экстралингвистических факторов и понимания его смысла не только на поверхностном, но и на глубинном уровне).

В курсе литературы текст рассматривается как некая художественная действительность, историческая и культурная реальность, которая представлена в нем системой словесных художественных образов.

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

1.выделять главную мысль всего текста или его частей;

2.понимать информацию, содержащуюся в тексте;

3.преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

4.применять информацию из текста в изменённой ситуации;

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

1.постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;

2.построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);

3.создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

4.конструирование собственных высказываний о прочитанном

Уровни читательской грамотности

1. Низкий уровень

Ученик умеет:

- извлекать те единицы информации (детали, факты), которые прямо названы в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы, устанавливать логические связи.

Проблемы и дефициты:

- выводы и логические связи, которые выстраивает ученик, схватывают лишь часть

содержания текста, текст понимается фрагментарно и неточно;

- учащийся, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений,

иносказания, часто делает ложные выводы;

- учащийся испытывает трудности с формулированием собственных суждений.

Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, не смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе чтения текстов (параграфов учебника, дополнительной литературы).

2. Средний уровень

Ученик умеет:

- извлекать явную информацию;

- извлекать информацию, не изложенную явно, но напрямую вытекающую из сказанного, делать несложные обобщения;

- различать буквальный и небуквальный смысл сообщения;

- восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные;

- связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста.

Проблемы и дефициты:

- при поиске ответа на вопрос ученик, как правило, обращается к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая в ответ избыточные или смежные сведения;

- испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей;

- неточно интерпретирует художественные тексты;

- ученику трудно выделить авторскую позицию, проанализировать форму текста, связывая намерения автора с выбранными им языковыми средствами.

Вывод: обучающиеся, овладевшие чтением на данном уровне, смогут самостоятельно осваивать материал в основной школе на основе текстов учебника только в том случае, если структура и язык учебных текстов достаточно прозрачны.

3. Повышенный уровень

Ученик умеет:

- находить явную информацию;

- прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей;

- видеть главное;

- верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста;

- строить собственное суждение в этой логике.

Проблемы и дефициты: может испытывать трудности при выстраивании сложных логических связей, понимании авторской точки зрения, анализе средств выражения авторской мысли.

Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут самостоятельно учиться на основе чтения текстов.

4. Высокий уровень

Ученик умеет:

- извлекать из сообщения нужную информацию;

- включать ее в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;

- воссоздавать авторский замысел;

- понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства;

- строить на основе прочитанного собственные суждения.

Вывод: обучающиеся, владеющие грамотностью чтения на данном уровне, смогут

использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития.

Именно на уровни читательской грамотности должны быть рассчитаны задания при работе с текстом.

Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской    грамотности

1.Находить и извлекать информацию

1.Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

2.Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

3.Находить и извлекать        одну или несколько единиц информации,

 расположенных в одном фрагменте текста

4.Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

5.Определять наличие/отсутствие информации

2.Интегрировать и интерпретировать информацию

1.Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

3.Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

4.Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

6.Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

7.Понимать чувства, мотивы, характеры героев

8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

3.Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

1.Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

2.Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

3.Понимать назначение структурной единицы текста

4.Оценивать полноту, достоверность информации

5.Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

6.Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4.Использовать информацию из текста

1.Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

2.Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

3.Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

5.Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

    6.Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

    Поиск и осмысление информации

    Инсерт

    Двойной дневник

    Сюжетная таблица

    Таблица- синтез

Инсерт- заметки на полях

V (галочка)

известно

- (минус)

противоречит представлению

+ (плюс)

является интересным и неожиданным

! (воскл. знак)

понравилось

? (вопрос)

желание узнать больше

Двойной дневник

Заполните таблицу своими наблюдениями

Что привлекло внимание в тексте? (ключевые слова, понятия, даты и т.д.)

Мои комментарии

Сюжетная таблица

КТО?

ЧТО?

ГДЕ?

КОГДА?

ПОЧЕМУ?

Таблица – синтез

Ключевые слова

(моменты текста)

Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)

Почему эта цитата важна (мысли, рассуждения)

Обобщение и систематизация информации

Кластер

Денотатный граф

Интеллект – карта

Кластер

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/03/28/k_6060cc7f36811/576968_2.png

Денотатный граф

https://documents.infourok.ru/90c3bacb-c8e7-4910-b057-74afdb49258a/0/image001.jpg

Интеллект- карта

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ba5/00047874-4b8f1fee/img23.jpg

Безымянный

Несколько приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности

Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Приём – «Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.

Приём «Работа с вопросником»

Этот приём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём «Верите ли вы, что...?»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста или  параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Итак, верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом (автор) «(название)»

                

При первичном чтении текста учащиеся могут использовать 

прием – «Словарики».

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов.

При необходимости учитель помогает, ребята используют различные словари.

Приём «Кольцевое чтение»

Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Приём «Верно или неверно»

В старших классах работа с текстом проводится более детально, углубленно. Учащиеся выполняют анализ текста, интерпретируют, обобщают информацию, представленную в тексте, формулируют сложные выводы и оценочные суждения. Примерные задания:

1) Верны ли следующие утверждения?

2) Верно ли, что это утверждение соответствует содержанию текста.

3) Верно ли, что приведенный аргумент, не является подтверждением тезиса.

4) Подтвердите или опровергните следующие тезисы.

При этом информацию из текста можно использовать для различных целей, в том числе для решения различного круга задач, без привлечения или с привлечение дополнительных знаний.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. В выпускных классах можно использовать этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.

Приём ромашка Блума

Бенджамин Блум (1913-1999г.). Американский психолог и педагог. Создал систему вопросов, которая популярна в мире современного образования. Шесть лепестков ромашки- шесть типов вопросов.

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно задавать эти вопросы без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что изменилось бы в мире, будь у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Простой вопрос: «Причастие – это самостоятельная часть речи?»

Уточняющий вопрос: «Если я правильно понял, то причастие сочетает в себе признаки глагола с признаками прилагательного?»

Интерпретационный (объясняющий) вопрос: «Почему причастия не имеют формы будущего времени?»

Творческий вопрос: «Как вы думаете, для чего используются причастия в художественных текстах?»?»

Оценочный вопрос: «Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?»

Практический вопрос: «Встречались ли вы с неправильным произношением причастий?»

Пример использования ромашки «Блума» на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский».  1 глава.

1. Простые вопросы. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе? Что мы узнаем об их жизни?

2. Уточняющий вопрос. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?

4. Творческие вопросы. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским.

5. Оценочные вопросы. Как характеризует Дубровского случай на псарне?

6. Практические вопросы. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:                

1.умение найти и извлечь информацию из текста;

2.умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;

3.умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

4.умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.

Практические задания по формированию читательской грамотности

Стихотворение в прозе И. С. Тургенева.

Ты заплакал…

Ты заплакал о моём горе; и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.

Но ведь и ты заплакал о своём горе; только ты увидел его - во мне.

Умение первое: найти и извлечь информацию. Ученики должны связать существенные  вопросы и соответствующие детали текста. Ответы на определённые вопросы содержатся непосредственно в тексте.

1.Подчеркнуть грамматические основы (из 4-х пар грамматических основ три содержат слово «заплакал»).

2.Можно ли это слово назвать ключевым? Почему? (Нет, несмотря на его повторяемость, ключевым словом является слово «сочувствие»).

3.Выписать к слову «сочувствие» синоним (жалость).

4.Подобрать к этим словам слова, близкие по значению (сопереживание, сострадание).

5.Обратиться к Толковому словарю, выяснить лексическое значение этих слов.

Сочувствие 1) отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других; 2) одобрительное, благожелательное отношение.

Сопереживание (книж.) - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.

6.Проанализировать определения, эти три слова являются синонимами?

7.Сформулировать проблемный вопрос, опираясь на эти слова. (Почему один человек сочувствует другому?)

8.Найти в тексте местоимения, выяснить частоту их употребления, с чем это связано?

(10 местоимений; употребление личных и притяжательных местоимений придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности).

9.К какому типу относится данная проблема? (нравственная, духовная жизнь и взаимоотношения людей).

Умение второе: интерпретировать. Толкование предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Нужно осмыслить подтекст.

1.Рассмотреть авторскую позицию, сформулировать её (человек сочувствует другому в том случае, если сам испытал подобное горе).

2.Выбрать из предложенных высказываний те, в которых содержится аналогичная авторская позиция. Есть ли среди них цитаты с противоположным мнением?

  • Мудрый охотней умрет, чем будет взывать к состраданию. Огонь скорее потухнет, чем станет холодным. (Хитопадеша)
  • Истинное сострадание начинается только тогда, поставив себя в воображении на место страдающих, испытываешь действительно страдание. (Л.Н. Толстой)
  • Ты не видишь реку слёз, потому что в ней нет ни одной твоей слезы. (А. Поркья)

 Умение третье: осмыслить и оценить. Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом.

Учащимся предлагается письменно сформулировать своё мнение по данной проблеме, аргументировать его, опираясь на свой читательский и житейский опыт.

 Практическое занятие на формирование читательской грамотности обучающихся

8  класса по русскому языку.

(Текст взят из демонстрационных вариантов ВПР)

(1) Ломоносов. (2) При этом слове вспоминаем о человеке в белом завитом парике, румяного и полнолицего. (3) Привыкнув к такому образу, мы иного Ломоносова не представляем. (4) А ведь был и без парика. (5) В маленьком музее, в селе Ломоносово, долго стоишь именно перед этим портретом: большелобый лысеющий человек. (6) В этом лице легче увидеть русского парня, проживающего на краю деревянной России.

 (7) Деревянные избы, деревянная посуда, прялки. (8) Рыбацкие сети, светец для лучины. (9) И не нужно много воображения, чтобы представить идущего с веслом парня, по имени Михаил.

     (10) В деревенском музее собраны свидетельства всех деяний Ломоносова. (11) Он был первым нашим поэтом и первым физиком. (12) Был знатоком русского языка, химиком, астрономом, художником. (13) Ему принадлежат большие труды по географии, философии. (14) Книга Ломоносова «Древняя русская история» была первым учебником и первым печатным изданием. (15) Он первый указал на возможность пройти на восток северными морями. (16) Во время наблюдения за Венерой он предположил наличие атмосферы.

     (17) Ломоносов был одним из великих учёных. (18) В Москве есть университет имени Ломоносова. (19) За своё стремление к познанию невиданного ему были присуждены две золотые медали. (20) Именем Ломоносова названы город, течение, горный хребет, подводный хребет и возвышенность. (21) Ломоносов был верным и преданным сыном России. (22) Он был великим гражданином Отечества. (23) Такие люди, как Ломоносов, без сомнения, составляют славу и гордость Родины.

(по В. Пескову, 201 слово)

Задание №1.

Определите и запишите микротему первого абзаца текста.

Задание №2

Используя информацию из текста, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в колонку с правильным ответом.

Да

Нет

Нет

информации

В деревенском музее собраны свидетельства всех деяний

Ломоносова.

Он        первый        указал        на        возможность        пройти        на        восток северными морями.

Во время наблюдения за Луной он предположил наличие

атмосферы.

В Санкт-Петербурге есть университет имени Ломоносова.

На базе Северного Арктического Федерального университета

ежегодно проходят Ломоносовские чтения.

Такие люди, как Ломоносов, без сомнения, составляют славу

и гордость Родины.

Задание №3.

В предложениях 9−11 найдите слово с лексическим значением «подтверждение чего-либо, достоверный факт». Выпишите это слово.

Ответы и критерии

Задание №1.

Это задание на поиск информации в тексте. Правильный ответ заключен в девятом предложении. Если ученик отвечает правильно (допускается замена слов, не искажающих при этом смысл фразы), он получает за ответ 1 балл.

Если ответ неверный – 0 баллов.

Задание №2

Да

Нет

Нет

информации

В деревенском музее собраны свидетельства всех деяний

Ломоносова.

+

Он        первый        указал        на        возможность        пройти        на        восток

северными морями.

+

Во время наблюдения за Луной он предположил наличие

атмосферы.

+

В Санкт-Петербурге есть университет имени Ломоносова.

+

На базе Северного Арктического Федерального университета

ежегодно проходят Ломоносовские чтения

+

Такие люди, как Ломоносов, без сомнения, составляют славу и гордость Родины.

+

5-6 правильных ответов – 1 балл.

Менее 5 правильных ответов – 0 баллов.

Задание №3.

(Лексическое значение «подтверждение чего-либо, достоверный факт» имеет слово

«свидетельство» из 10 предложения)

Если ученик отвечает правильно, он получает за ответ 1 балл. Если ответ неверный – 0 баллов

За основу выбран сплошной текст по русскому языку для 8 класса. Задание направлено на формирование читательской грамотности: имеются задания поискового, ознакомительного, изучающего чтения; задание составлено на основе текста-рассуждения; содержание заданий соответствует возрастным особенностям учащихся.

 Прочитать текст, выполните задания к тексту.

Музей истории слов

   1.Многим из вас едва ли приходилось слышать о музее истории слов, а между тем он существует. 2.Побывать в нём, познакомиться с историей слов русского языка для любого из вас будет так же интересно и поучительно, как, например, осмотреть картинную галерею или побывать в любом другом музее: краеведческом, военном, морском, истории техники, космоса и пр.

    3.Чтобы познакомиться с экспонатами этого музея, не нужно ехать в три десятое царство за три девять земель, а достаточно открыть «Этимологический словарь русского языка».

    4.Этимологический словарь — это и есть своеобразный «музей истории слов», который поведает всем интересующимся о происхождении слов, как изменялось их значение в течение многих веков, и о том, как русский язык мужественно боролся против чужеземных влияний за свою чистоту и силу и всегда выходил победителем в этой борьбе.

    5.Среди экспонатов музея найдем исконно русские слова, которые сохранились до сих пор: село, угодье, участок, рожь, пшеница, забор, пашня, борона, кисель, квас, бочка, ковш, служба, горожанин, мать, отец, ветер и пр.

   6.Можно встретить здесь и слова-«ископаемые», вышедшие из употребления, но встречающиеся в произведениях древнерусской литературы: весь — деревня, полюдье — сбор дани, пашеть — пастбище, бортник — пчеловод.

    7.Мы узнаем, что слово «село» когда-то   обозначало «луг», а селение называлось «весь»; слово «свидетель» раньше писалось «сведетель», то есть не тот, кто видел, а тот, кто что-то ведает, знает о чём-то.

    8.Интересна история появления слова «близорукий», которое называет человека, видящего ясно и отчетливо только вблизи. 9.Оказывается, оно возникло из «близозоркий», второй корень — зор- от слова «зреть» (видеть). 10.Вспомним существительные «взор,

«зоркость». 11.Впоследствии один из повторяющихся слогов (зо) выпал, а остаток второго корня -рок- превратился в устной речи в -рук-. 12.А многие считают, что близорукий — этот тот, кто не видит ближе вытянутой руки. 13.На самом деле, как видим, это слово никакого отношения к руке не имеет.

    14.Всем известно устойчивое выражение «сжечь дотла». А что такое тло? Тло — это древнее существительное и означало оно «дно», «земля», «основание».

    15.Если покупаем в магазине или на рынке мясо, то знаем, что баранина от барана получилась, телятина от телёнка. 16.А говядина откуда взялась? 17.Это слово обозначает мясо быка или коровы, но нет в русском языке слов «коровина» или «бычачина», а именно - «говядина». 18.Этимологический словарь расскажет нам, что в старину крупный рогатый скот назывался существительным «говядо». 19.Слово это давно исчезло в дымке времени, а производное от него существительное «говядина» живет и здравствует до сих пор.

    20.Или вот еще интересное старинное слово «коло» - круг. 21.Сейчас оно не употребляется, а сохранилось только в словах: кольцо, колесо, кольчуга, около.

    22.Загадочно звучит фраза «Он был ошеломлён». 23.В наше время мы понимаем её так, что он был поражён, крайне удивлён. 24.А если заглянуть в словарь, он нам расскажет, что глагол «ошеломить» произошёл от существительного «шелом» (шлем воина). 25.С этой позиции «ошеломить» имело прямое значение «ударить по шелому, по голове», «лишить сознания».

     26.В современном слове «столица» корнем является морфема столиц-, а все-таки это существительное образовано от слова «стол». 27.В древней Руси столом называли мебель на четырех ножках с плоской крышкой и престол (трон). 28.Город Киев, где правили великие князья, назывался стольным городом, то есть столицей.

     29.Вот сколько интересных тайн поведал нам «музей истории слов» — этимологический словарь.        Музей истории слов (russkiiyazyk.ru)

Выполните задания к тексту

1.Где находится музей истории слов?

(1) В тридевятом царстве за тридевять земель

(2) В краеведческом музее

(3) Достаточно открыть этимологический словарь русского языка

(4) В музее истории

2.Выберете ту часть текста, где указываются экспонаты музея? (номера предложений)

3.Этимологический словарь русского языка можно назвать музеем истории слов. Объясните почему?

4.Среди экспонатов музея есть разные слова, выпишите из текста названия- термины и подтвердите их примерами? Как называются слова, которые вышли из употребления?

5.Почему ранее слово «свидетель» писали «сведетель»?

6.Образуйте пары слов: современное слово - слова, от которого происходит современное слово (тло, стол, коло, столица, круг, дно).

7.Почему автор статьи считает, что фраза «Он был ошеломлён» звучит загадочно?

8.Какую мысль, по вашему мнению, хотел выразить автор текста?

(1) Этимологический словарь —своеобразный «музей истории слов».

(2) Побывать в музее истории слов, познакомиться с историей слов русского языка интересно и поучительно.

(3) Чтобы познакомиться с экспонатами этого музея истории слов, необходимо преодолеть большой путь.

(4) Музей истории слов существует.

Ответы и критерии

Ответ

Балл

1

3

1

2

5, 6

1

3

Этимологический словарь русского языка поведает всем интересующимся о происхождении слов, как изменялось их значение в течение многих веков, и о том, как русский язык мужественно боролся

против чужеземных влияний за свою чистоту и силу и всегда выходил победителем в этой борьбе.

1

4

Исконно русские слова, которые сохранились до сих пор: село, угодье, участок, рожь, пшеница, забор, пашня, борона, кисель, квас, бочка, ковш, служба, горожанин, мать, отец, ветер и пр.

Слова- «ископаемые», вышедшие из употребления, но встречающиеся в произведениях древнерусской литературы: весь — деревня, полюдье — сбор дани, пашеть — пастбище, бортник —

пчеловод.

1

5

Историзмы

1

Образовано от слова ведает, знает о чём-то

1

6

Дно – тло, круг – коло, стол – столица.

1

7

«Он был ошеломлён» - поражён, крайне удивлён -

«ошеломить» имело прямое значение «ударить по шелому, по голове», «лишить сознания»

1

8

2

1

Максимальный балл

9

Нахождение ключевых слов в тексте

Как же их быстро найти ключевые слова, на что обратить внимание. Сравним два текста.

1. День был замечательный – яркий и солнечный.

Дождь полил внезапно и сильно, будто кто-то сверху перевернул корыто с водой. На дороге быстро образовались лужи, по которым яростно барабанили тяжелые капли. Земля не успевала впитывать воду, и грязные потоки стремительно бежали по дорогам. Стало темно, будто наступил                    вечер. Гром и молнии разрывали небо на лоскуты. Зонтики не защищали людей от дождя, а служили лишь парусом для разгулявшегося ветра – их хозяев уносило куда-то вдоль улицы.

2.Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.

Говорится в текстах об одном и том же – о дожде, а ключевыми будут слова, относящиеся к разным частям речи. Почему? Во-первых, у авторов разные цели: в первом случае рассказать о каком-то событии, о том, что случилось, а во втором – назвать основные признаки предмета или явления и дать ему общую оценку. В соответствии с этими задачами определяется своя композиция для каждого из текстов и отбираются необходимые языковые средства. В первом тексте мы можем отчетливо выделить такие структурные элементы:

  • завязка (событие, с которого все началось);
  • развитие действия (что происходило в дальнейшем);
  • чем все закончилось.

А во втором фрагменте строение другое:

  • назван предмет речи;
  • перечислены его основные свойства;
  • дана общая оценка.

Теперь посчитаем, каких частей речи, слов, помогающих понять основное содержание, больше в первом и втором отрывках: 1 – глаголы и наречия, 2 – прилагательные и причастия. Именно эти слова и будут ключевыми. Почему же они разные в этих текстах, хотя тема одна? Потому что первый фрагмент – повествование, а второй – описание.

Вывод: чтобы найти ключевые слова в тексте, на которые следует опираться при выявлении микротем, при запоминании текста, нужно определить тип речи. В повествовании ведущими частями речи будут глаголы и наречия, в описании – существительные и прилагательные, в рассуждениях активно используются все части речи, нельзя сказать, что какая-то из них преобладает, но много абстрактной лексики.

Прочитайте внимательно текст   и выполните следующие задания.

    Мхи - одни из самых древних растений на Земле. Высота мхов может быть от нескольких миллиметров до 60 сантиметров.

    В отличие от водорослей, у большинства мхов есть стебли и листья. А вот настоящего корня нет, его заменяют нитевидные выросты- ризойды. Они отрастают от основания стебля. Ризойды обеспечивают прикрепление мхов к почве, а также участвуют в поглощении из нее воды с минеральными веществами.

   Цветков у мхов нет. Они размножаются спорами.

    Мхи растут практически повсюду: на стволах деревьев, камнях, заборах, крышах.

Главное, чтобы в этом месте было достаточно влаги.

1.Озаглавьте текст.

2.Определите тип речи. Ответ обоснуйте.

3.Каким образом мхи поглощают воду и минеральные вещества. Дайте развернутый ответ.

4.Выпишите из текста все слова с чередованием гласных О-А в корне.  

5.Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых регулируется следующими правилами: 1) «Приставка ПРИ употребляется в значении приближения, присоединения»; 2) «Правописание приставок, оканчивающихся на З и С, зависит от последующего гласного или согласного».

Прочитайте внимательно текст и выполните следующие задания.

   Как хорош старый хвойный лес! Какой величественный вид у опушки такого леса летом при вечернем освещении!

    Длинные ветки прикрывают ель шапкой густой зелени. Стеной стоят лохматые темно-зеленые ели. Среди густых чащ прохладно и в летнюю жару.

   Прекрасен лес и в зимний морозный день. Деревья покрыты клочьями пушистого снега. Снежный узор блестит на солнце серебряными цветами.

1. Определите тип речи данного текста

2. Количество побудительных предложений   в тексте

А) 4   Б) 3    В) 2     Г) 5

3. Определите стиль речи данного текста

4. Стилевые черты художественного стиля

А) образность, эмоциональность, экспрессивность        

Б) непринужденность, неподготовленность, диалогичность

В) конкретность, точные факты, научные термины

5. Основная мысль содержится в предложении

А) Прекрасен лес и в зимний морозный день.

Б) Как хорош старый хвойный лес!

В) Какой величественный вид у опушки такого леса летом при вечернем освещении!

Комплексная работа с текстом.

Притча

     Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:

  - Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.

  Соломон задумался и сказал:                

  - Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.

  И спросил еще мудрый царь:

  - А о чем мечтаешь ты?

  Ответил проситель:

  - Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.

  Тогда Соломон изрек:

  - Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.

  Добавил еще царь:

  - Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.

  Проситель наморщил лоб и произнес:

  - Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?

  И ответил царь:

  - Да. 

1. Сформулируйте основную мысль этого текста.

2.Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции.

3.Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.

4.Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.

         

Использованная литература:

1. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки (аналитический обзор) – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rtc-edu.ru/resources/publications [Дата обращения: 10.11.2021]

2.Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации / В.А. Болотов: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.portalus.ru. [Дата обращения: 25.11.2021]

3. Галактионова Т.Г, Филиппова ЕС. Приобщение к чтению как педагогическая задача в реализации стандартов нового поколения. Чтение детей и взрослых. Книга и развитие личности. – СПб. АППО, 2012.  

4. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», под редакцией А.Г. Асмолова. – Москва, «Просвещение», 2010.

5.Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 2. ‒ Москва, Санкт-Петербург:

«Просвещение», 2021.

76Глинкина Г. В. Развитие у обучаемых читательской грамотности средствами способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин: учебно-методическое пособие / Г. В. Глинкина; Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Красноярск: ККИПК, 2019. - 196 с.

7.Цукерман Г. А. Читательская грамотность школьника. 5-9 классы: книга для учителя / О. М. Александрова [и др.]; под ред. И. Н. Добротиной; Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. - М.: Вентана- Граф: Российский учебник, 2018. - 144 с. - (Российский учебник).

8.Шкляева Е.Л. Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-6 классах как требование ФГОС общего образования / Е. Л. Шкляева // Справочник заместителя директора школы: журнал. - 2014. - N 11. - С. 28- 40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...