Урок русского языка в 9 классе по теме "Анализ текста. Подготовка к ОГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок поможет подготовить учеников 9 класса к сочинению-рассуждению. Имеется дополнительный материал для проверки ЗУН в качестве теста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta._podgotovka_k_oge._9_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 9 классе.
Тема: Анализ текста. (Подготовка к ОГЭ).
Учитель Южанина О.В.
Урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление).
Цели урока:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умению вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание нравственных качеств, чувства патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны; формирование истинных жизненных ценностей.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать, слушать и распределять внимание во время слушания, выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с личностью В.М.Пескова, анализировать его текст «Бескорыстие».
2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.
3. Показать учащимся, как лингвистический анализ текста может помочь понять авторский замысел.
4. Формировать языковой и речевой компетенций.
5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).
6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.
7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.
8. Воспитывать нравственность и формировать жизненные ценности.
Методы обучения:
- Анализ и обобщение информации, полученной при чтении текста
- Составление кластера
Предполагаемый результат: совершенствование культуры речи, функциональной грамотности, формирования умения составлять связный текст-рассуждение.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом. На предстоящих экзаменах вам предстоит показать умение читать, пересказывать, составлять свой текст разных типов речи. А сформировать все эти умения помогает анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать.
В качестве эпиграфа к уроку предлагаю замечательное высказывание: «Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое-что, чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство» (А.С.Пушкин)
Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».
- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.
Какие понятия являются ключевыми при анализе текста?
Тема текста
Проблема текста
Стиль текста
Тип речи
Отсюда следует цель урока: …
- Слово учителя о В.М.Пескове.
- Сегодня мы будем работать с текстом Василия Михайловича Пескова (1930-2013). Я вас просила познакомиться с биографией этого известного человека.
Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области. Это писатель, журналист, фотокорреспондент, путешественник и ведущий известной телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1997 год.
С 1956 года – обозреватель газеты «Комсомольская правда», ведущий рубрики «Окно в природу». Свои статьи и книги он посвящал родной природе и судьбам людей. Песков радовался всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, пению птиц в лесу. Он не боялся встреч с дикими животными, изучал их повадки. Никто и ничто не ускользало от его внимательного взгляда, всё рождало в нём преданность, признательность и любовь к простым людям, родному краю. Кредо его жизни в словах: «Главная ценность в жизни – сама жизнь».
Прекрасные слова Пескова запишите в тетрадь и оформите как цитату. Это умение нам пригодится на собеседовании. (Взаимопроверка).
#1053;а доске слово БЕСКОРЫСТИЕ.
Что такое бескорыстие? (Отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград).
Подберите синонимы к слову бескорыстие (благородство, великодушие, альтруизм, человеколюбие, самоотверженность).
Составление кластера до чтения текста
3. Чтение текста Пескова «Бескорыстие».
- Перед вами рассказ В.М.Пескова «Бескорыстие». Даю вам несколько минут на знакомство с текстом. Чтение текста.
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).
- Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).
ДОБАВЛЯЕМ В КЛАСТЕР слова о бескорыстии из текста.
#1054;пределите тему текста.
(Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится). (О бескорыстии как нравственном качестве человека).
#1042; каких словах заключена главная мысль, идея этого текста? Выпишите слова из текста. (…хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград ).
3. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический)
Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.
Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.
В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, сила нравственности, бескорыстное служение Родине). Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).
- Какова сфера употребления публицистического стиля? (Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.
- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).
4. Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения).
Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.
Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения.
#1040; сейчас мини-сочинение по теме «Что такое бескорыстие?» (3-4 предложения). Не забудьте привести пример из текста Пескова.
Зачитаем несколько сочинений.
6. Итог урока.
- Удалось ли нам добиться цели урока?
- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.
- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.
-Продолжили подготовку к ОГЭ.
#1044;омашнее задание: продолжить писать сочинение-рассуждение на тему «Что такое бескорыстие?» и привести пример бескорыстия из жизни или художественного произведения.
Завершая занятие, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского,
которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали (ИЛИ ПРИТЧА О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ).
БЕСКОРЫСТИЕ
Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.
Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.
Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.
- Помните этот призыв, чтобы вырасти добрыми, ответственными, бескорыстными людьми!
Спасибо за урок!
(1)Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.(2) Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.
(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.
(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»… (17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…
(26) Лётчик обнял меня за плечи.
(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…
(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.
(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…
(33) – Достал?
(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.
(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…
(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…» (42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!
(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.
(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.
(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине. (62) А бескорыстие не требует ни почестей, ни наград. (В.М.Песков)
Дополнительные материалы
1)Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).
(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности бескорыстным служением Родине
2)Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).
- Запишите это предложение, составьте схему
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).
- Как называется такое подчинение? (параллельное).
- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).
3)Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)
- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).
4)Выпишите из предложений 51 – 53 слова с пропущенными буквами; объясните правописание.
- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?
( Просидел – сидя, потерял – потеря; Умирают; Неопытный–молодой, наивный, незрелый).
5)Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили? Почему? (52) (обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).
(52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить.
- Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).
- Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).
6)Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).
7)Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного
( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).
8)Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется две н» (подтверждённая).
9)Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).
10)Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение 51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"
Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....
Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".
Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста
Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....