Урок русского языка в 9 классе по теме "Анализ текста. Подготовка к ОГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок поможет подготовить учеников 9 класса к сочинению-рассуждению. Имеется дополнительный материал для проверки ЗУН в качестве теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_teksta._podgotovka_k_oge._9_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9 классе.

Тема: Анализ текста. (Подготовка к ОГЭ).

Учитель Южанина О.В.

Урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление).

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умению вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание нравственных качеств, чувства патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны; формирование истинных жизненных ценностей.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык, аргументировать, доказывать, слушать и распределять внимание во время слушания, выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с личностью В.М.Пескова, анализировать его текст «Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Показать учащимся, как лингвистический анализ текста может помочь понять авторский замысел.

4. Формировать языковой и речевой компетенций.

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

8. Воспитывать нравственность и формировать жизненные ценности.

Методы обучения:

  • Анализ и обобщение информации, полученной при чтении текста
  • Составление кластера

Предполагаемый результат: совершенствование культуры речи, функциональной грамотности, формирования умения составлять связный текст-рассуждение.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать с текстом. На предстоящих экзаменах вам предстоит показать умение читать, пересказывать, составлять свой текст разных типов речи. А сформировать все эти умения помогает анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать.

В качестве эпиграфа к уроку предлагаю замечательное высказывание: «Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое-что, чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство» (А.С.Пушкин)

Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество».

- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

Какие понятия являются ключевыми при анализе текста?

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Отсюда следует цель урока: …

  1. Слово учителя о В.М.Пескове.

- Сегодня мы будем работать с текстом Василия Михайловича Пескова (1930-2013). Я вас просила познакомиться с биографией этого известного человека.

Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области. Это писатель, журналист, фотокорреспондент, путешественник и ведущий известной телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1997 год.

С 1956 года – обозреватель газеты «Комсомольская правда», ведущий рубрики «Окно в природу». Свои статьи и книги он посвящал родной природе и судьбам людей. Песков радовался всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, пению птиц в лесу. Он не боялся встреч с дикими животными, изучал их повадки. Никто и ничто не ускользало от его внимательного взгляда, всё рождало в нём преданность, признательность и любовь к простым людям, родному краю. Кредо его жизни в словах: «Главная ценность в жизни – сама жизнь».

Прекрасные слова Пескова запишите в тетрадь и оформите как цитату. Это умение нам пригодится на собеседовании. (Взаимопроверка).

#1053;а доске слово БЕСКОРЫСТИЕ.

Что такое бескорыстие? (Отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград).

Подберите синонимы к слову бескорыстие (благородство, великодушие, альтруизм, человеколюбие, самоотверженность).

Составление кластера до чтения текста

3. Чтение текста Пескова «Бескорыстие».

- Перед вами рассказ В.М.Пескова «Бескорыстие». Даю вам несколько минут на знакомство с текстом. Чтение текста.

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

- Почему автор так подробно описывает случай из детства? (Он получил яркий жизненный урок).

- Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).

ДОБАВЛЯЕМ В КЛАСТЕР слова о бескорыстии из текста.

#1054;пределите тему текста.

(Тема текста – это то, о чём (или о ком) в нём говорится). (О бескорыстии как нравственном качестве человека).

#1042; каких словах заключена главная мысль, идея этого текста? Выпишите слова из текста. (…хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград ).

3. К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический)

Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.

В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, сила нравственности, бескорыстное служение Родине). Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).

- Какова сфера употребления публицистического стиля? (Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах.

- Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции ).

4. Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения).

Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения.

#1040; сейчас мини-сочинение по теме «Что такое бескорыстие?» (3-4 предложения). Не забудьте привести пример из текста Пескова.

Зачитаем несколько сочинений.

6. Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

-Продолжили подготовку к ОГЭ.

#1044;омашнее задание: продолжить писать сочинение-рассуждение на тему «Что такое бескорыстие?» и привести пример бескорыстия из жизни или художественного произведения.

Завершая занятие, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского,

которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали (ИЛИ ПРИТЧА О МУДРЕЦЕ И БАБОЧКЕ).

БЕСКОРЫСТИЕ

Какое это счастье поделиться

Сокровищами собственной души,

Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,

Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки,

Слать песни, словно вести в города,

И, не теряя ни одной минутки,

Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,

Чем золото, и сталь, и серебро...

Не жди добра, чтоб на добро ответить,

А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье,

Жить, ничего от мира не тая,

Не думая о том, что соучастье

В чужой судьбе - обязанность твоя.

- Помните этот призыв, чтобы вырасти добрыми, ответственными, бескорыстными людьми!

Спасибо за урок!

(1)Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.(2) Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.

(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.

(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»… (17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…

(26) Лётчик обнял меня за плечи.

(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…

(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.

(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…

(33) – Достал?

(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.

(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…

(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…» (42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!

(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.

(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине. (62) А бескорыстие не требует ни почестей, ни наград. (В.М.Песков)

Дополнительные материалы

1)Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

- Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).

(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности бескорыстным служением Родине

2)Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).

- Запишите это предложение, составьте схему

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

- Как называется такое подчинение? (параллельное).

- Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

3)Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

- Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).

4)Выпишите из предложений 51 – 53 слова с пропущенными буквами; объясните правописание.

- Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

( Просидел – сидя, потерял – потеря; Умирают; Неопытный–молодой, наивный, незрелый).

5)Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили? Почему? (52) (обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).

(52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить.

- Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).

- Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного).

6)Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).

7)Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного

( исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).

8)Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется две н» (подтверждённая).

9)Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).

10)Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение 51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"

Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....