Конспект урока по русскому языку для 5 класса "Язык и человек"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока при изучении темы "Язык и человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_yazyk_i_chelovek_5_kl.docx102.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока        Язык и человек. Общение устное и письменное

Цели урока.

Обучающая: формирование представления об изучаемом предмете; сообщение учащимся, что язык – это средство человеческого общения.

Развивающая: развитие мышления учащихся, учить анализировать, сравнивать обобщать; расширение представления о русском языке, его силе и возможностях

Воспитывающая: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой:

Прозвенел звонок и смолк –Начинается урок. 
Вы за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели. 
Пожелайте успехов глазами.
И вперед, за новыми знаниями! 

Давайте определим своё настроение, настроимся на работу.

Откройте тетради, сделайте необходимые записи: число, классная работа.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Работают в тетрадях.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, постановка проблемы исследования

На доске «разбросаны» слова: великий, богатый, красивый, певучий, разнообразный, необходимый, неповторимый, важный, таинственный.

– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)

- Добавьте свои слова.

- Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык?

Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой-слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью  слов человек выражает свои мысли и передаёт их другим. Это может происходить устно или письменно. И это происходит благодаря языку. Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык-удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»  

Выполняют задания. Слушают учителя.

Работают в тетради, зачитывают записанные слова

3.Выявление места и причины затруднения

-Можем ли мы ответить на вопрос: Что такое язык?

-А что нам поможет правильно ответить на этот вопрос? (толковый словарь)

-О чем же сегодня на уроке пойдет речь? (о языке, общении). Давайте сформулируем тему урока.

Тема. Язык и человек. Общение устное и письменное.

Работа с учебником (стр.4) упр 1.

   - Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?

   - Ответьте на вопрос, заданный к упражнению

 1: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык?

- Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом?

-Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно  и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

Читают теоретический материал стр.4 учебника.
Выполнение упражнения 1.
Оно читается вслух тремя учениками.

Физминутка

Утомились? Отдохнем!

Физминутку проведём.

(слайд с физминуткой)

Выполняют физические упражнения

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель; постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор(проектирование)  способов и средств её реализации

-Ребята, тема урока нам известна. Сформулируйте цель учебной деятельности, которую вы перед собой поставите.

На какие вопросы мы найдем ответы на уроке?

-Для чего нужен язык?

Формулируют цель, используя материал учебника стр.4-7.

Составляют план работы.

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового

- Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о языке.

Попробуйте сложить пословицы из слов на карточках и объяснить их. (на парту выдаются разрезанные пословицы)

(1.Без языка и колокол нем. 2.Живое слово дороже мертвой буквы. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Работа в группах. Записывают пословицы в тетрадь.

6.Включение в систему знаний и повторение

– А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще?

- Язык изучает наука лингвистика. Запомните,  лингвистика – это наука о языке. Лингвистика говорит нам о том, что общение бывает двух видов – устное и письменное.

-Какие бывают виды общения?

-Давайте обратимся к параграфу№2., упр
   Рассмотрите рисунки на с. 4. На каком из них показано устное общение, а на каком – письменное?
   Упр. 4. Упр. 5. (Отвечая на вопрос, почему слова «говорение – слушание» и «письмо – чтение» соединены двойными стрелками, дети должны понять, что в обеих ситуациях присутствуют двое - говорящий и слушающий говорящего, пишущий и читающий написанное).
   Упр. 6.
   -  Как вы думаете, какое общение появилось раньше: устное или письменное?
На самом деле  письменность появилась значительно позднее устной речи.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

7.Рефлексия учебной деятельности

Цель: самопроверка умений умений применять новое в типовых условиях –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Заключительная беседа по вопросам:

-Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку вашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Отвечают на вопросы

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

8. домашнего задания

На выбор.

Домашнее задание на выбор:

Параграф1,2 упр 7.+ 10 словарных слов на букву А

Вот и кончился урок, 
Он пошёл, надеюсь, впрок.

Предлагают варианты домашних заданий.

Выбирают задание

Нужны ли нам помощники? Главным нашим помощником в получении знаний является …? (учебник). Давайте познакомимся с ним поближе.

Как у любой другой книжки, у него есть переплёт. А переплёт, если вы не знаете, – это обложка-крышка из картона, в которую вклеиваются все книжные листы. Отогните переплёт. Вот он – форзац. Это плотный двойной лист, который склеивает картонный переплёт книги с другими страницами. Форзац защищает их от загрязнений. Здесь мы видим примеры тех правил, которые будем изучать с вами в течение всего года. На заднем форзаце уже другие примеры правил. Перелистните. Теперь мы видим титульный, то есть главный, лист. На следующей странице есть условные обозначения – значки и рисунки, а рядом с ними – пояснения к ним. Посмотрите внимательно.  - Если встретим кружок? Что это будет значить? (Дети отвечают, что это задание, которое предполагает повторение ранее изученного или дополнительное задание. Желательно пояснить детям все обозначения, так как при самостоятельном знакомстве со значками они могут понять не все слова. Так же поступить со звёздочкой и цифрами над словами.)
   На странице 169 в помощь поместили памятки: как готовиться к диктанту и изложению, как писать сочинение и некоторые другие. Дальше вы увидите раздел «Пиши правильно!», - там указаны слова, которые нужно запомнить, чтобы не ошибиться при их написании. А в разделе «Произноси правильно!» нам показывают, как надо говорить без ошибок.
  Есть в учебнике небольшой толковый словарик. Что такое «толковый словарь»? Это словарь, в котором дается толкование слов. Вот услышали вы какое-то незнакомое, непонятное слово – загляните в этот словарь и прочитайте, что оно значит. «Толковать» - значит «объяснять», отвечать на вопрос «что такое?».
   А теперь найдите  содержание. В содержании учебника темы указываются по порядку, так, как они идут в учебнике – одна за другой.

Приложение.

Без

языка

и

колокол

нем.

Живое

слово

мертвой

буквы

Хорошую

речь

хорошо

и

слушать

Слово

не воробей:

вылетит –

не поймаешь

ВЕЛИКИЙ

БОГАТЫЙ

КРАСИВЫЙ

ПЕВУЧИЙ

РАЗНООБРАЗНЫЙ

НЕОБХОДИМЫЙ

ВАЖНЫЙ

https://www.alllessons.ru/wp-content/uploads/files/hello_html_m15ba9c74.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...