ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Файнштейн Анна Александровна

Тема : "Сжатое изложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon szhatoe_izlozhenie.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА в 6 классе

по теме «Сжатое изложение».

Учитель

Файншиейн Анна Александровна

Школа

МАОУ «Афонинская СШ»

Класс

6

Предмет

Русский язык

Учебник

УМК Т.А. Ладыженская. М.Т.Барабанов «Русский язык» 6 класс

Тема урока

Подготовка обучающихся к написанию сжатого изложения.

Цель урока

Задачи урока

Обучить лингвистическому и содержательному анализу текста

Образовательные:

  • Развивать умение формулировать определение понятий.
  • Формировать умение применять на практике
  • Развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.
  • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Умение работать с текстом.

Развивающие

  • Развитие внимания.
  • Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных)
  • Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Развитие творческих, речевых способностей учащихся.
  • Развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных УУД
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
  • Воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении ситуативных задач.

Дата проведения

16.10.2024

Тип урока, вид урока, методы, формы, приемы обучения

Тип урока: урок закрепления

Метод: исследовательский, эвристический

Форма урока:

Планируемые результаты:

Личностные

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно – исследовательской и других видов деятельности
  •   формирование положительной мотивации к обучению, готовности свободного выражения мыслей

Метапредметные

  • закрепление умения представлять информацию, развитие творческих способностей
  • умение анализировать, обобщать информацию, строить текст

Предметные

  • формирование навыка устной и письменной речи, отработка навыка орфографической и пунктуационной зоркости.

Формируемые УУД:

  1. Личностные: мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
  2. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе;
  3. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
  4. Познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом.

Оборудование:

Учебник, схема, видеоурок

        

Структура урока:

  1. Организационно – мотивационный этап:
  1. Приветствие.
  2. Актуализация имеющихся знаний по основным темам

  1. Основной этап
  1. Создание проблемной ситуации.
  2. Мотивация к учебной деятельности.
  3. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного.
  4. Изучение нового материала по данной теме.
  5. Работа с текстом.
  1. Выражение решения. Применение знаний по теме «Сжатое изложение»
  2. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационно – мотивационный этап

  1. Приветственное слово учителя.

- Добрый день, дорогие ребята. Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения. Попытаемся сформулировать тему нашего урока.

-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его, пересказать по плану и грамотно написать изложение.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Определение сжатого изложения. Это краткое письменное воспроизведение сути исходного текста с помощью исключения, обобщения и упрощения.

Способы сжатия текста 

  • Исключение. Исключение повторов, подробностей, деталей, исключение одного или нескольких из синонимов, исключение уточняющих и поясняющих конструкций, исключение одного или нескольких предложений. 
  • Обобщение. Замена однородных членов обобщающим словом, замена предложения или его части местоимением с обобщающим значением. 
  • Упрощение. Слияние нескольких предложений в одно, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложного предложения простым, замена части предложения синонимичным выражением.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку.

 Вспоминают, изученный ранее материал , который связан с формулировкой проблемы.

Выполняют действия слушают ответы товарищей, исправляют ошибки.

Принцип психологической комфортности.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

  1. Основной этап

  • Стадия «Вызов»

Запишите идеи того, что такое сжатое изложение?

  1.Исключение второстепенной информации (отбор важной информации).

2.Сохранение авторской последовательности событий.

3.Передача содержания без искажений.

4.Выделение основных микротем.

5.Обобщение.

6.Упрощение.

  • Работа с текстом. Стадия «Осмысление».

Выразительное чтение текста учителем. Осмысление текста.

Беседа:

- Понравился ли вам рассказ?

- Докажите, что данный отрывок является текстом?

(на экране появляются признаки текста). Важно понимать, что в тексте всегда есть цельность, связность, завершенность. Ваше изложение тоже должно быть текстом.

  • Какова тема текста? Как бы вы назвали этот текст?

Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

  • Словарно-лексическая работа.

 Какое слово в этом тексте является ключевым?

Учитель: текст делится на абзацы - микротемы.

На доске: Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста.

Выделение микротем и составление плана. - Разделите текст мысленно на части, сколько частей у вас получилось?

- Прочитайте каждую часть и дайте ей название.

Коллективное обсуждение составленных планов. Запись примерного плана в «скелет» рыбы.

- Что мы составили для рассказа?

-Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

  • Сжатый пересказ.

Учитель: Вам предстоит создать текст изложения этого рассказа. Свой текст. Особенностью вашего текста должна стать краткость. Вспомним приемы сжатия текста.

На доске карточка («Корзина идей»).

Приёмы сжатия: -обобщение

-исключение

-упрощение

  • Отбор нужной информации.

Возвращаемся к «Корзине идей», убираем неверные утверждения.

Проверка уровня запоминания. Самопроверка

 «Верно – неверно».  (Учащимся зачитываются фразы, которые встречались в тексте и ложные. Верные ответы - поднимают руки).

Написать сжатое изложение, используя отобранный материал.

Вступают в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся слушают.

Учащиеся называют признаки текста 

Признаки текста.

1.Предложения связаны по смыслу

2.Можно выделить тему

3. Имеет заголовок (название)

Тема: дружбы

Заголовок: Дружба лисенка и собаки.

🕮 Работа с толковым словарём.

Работа в группах.

(Учащиеся читают каждую часть и дают ей название).

План:

1.Лесние находит одинокого лисенка

2. Лисенок и щенок растут вместе

3. Лесник сажает лисенка на цепь.

4. Дружба собаки и лиса меняет отношение лесника.

5. Гончий Огарок не гонит лисиц.

Самооценка.

.

Регулятивные УУД Личностные УУД

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Регулятивные УУД Личностные УУД

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Регулятивные УУД Личностные УУД

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

6.Стадия «Рефлексия»

-Чему я научился на уроке?

- Что на этом уроке у меня получилось/ не получилось?

- Нуждаюсь ли я в дополнительной консультации учителя?

- Доволен ли я результатом своей работы на уроке?

Регулятивные УУД

Текст

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.

Он раскопал нору и нашёл там одного маленького лисёнка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.

А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже ещё совсем маленький. Щенку было от роду один месяц.
Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе.

Очень занятно они играли! Лисёнок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерёт трубой кверху и смотрит вниз.

А щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадёт. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать. Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом.

Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисёнка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском — будто мяукал.

Всё лето щенок и лисёнок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончаром, а лисёнок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес. «Подержу, — думает, — его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку».

Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.

Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса.

«Ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую».
Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружьё. — Ищи, — говорит, — Огарко. Ищи своего приятеля. — И показал следы на снегу.

Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает — по следу идёт. И ушёл он далеко-далеко в лес, еле его слышно.
Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идёт — лай всё ближе, ближе.

Лесник спрятался за ёлку на опушке, взвёл курки на ружье.

И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну как тут стрелять. Ведь собаку убьёшь!

Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и хамкает и ловит шутя лисий хвост.

— Эй, вы, чертенята! — сказал лесник. Спустил курки на ружье и вернулся домой.

И так жила лиса у него в избе всю зиму — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес — мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем.

А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...