тип речи-рассуждение
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание 15.3 предполагает написание сочинения –рассуждения , в котором темой является какое-либо слово Вам нужно будет дать определение ключевого слова , предложенного в задании , прокомментировать это определение и найти доказательства к сформулированному вами тезису. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Темы сочинения всегда совпадаю т с темой изложения (В тексте , по которому вы пишите сжатое изложение , ставится какая-либо проблема , чаще всего связанная с нравственными понятиями. Естественно , что ключевое слово , вынесенное в задание 15.3 , соответствует поставленной проблеме . Поэтому очень часто текст для изложения содержит или полное определение этого понятия , или частичное , которое поможет вам сформулировать своё определение)
Что вам необходимо сделать для успешного выполнения задания 15.3? Формулировка задания показывает алгоритм его выполнения : 1.дать толкование значения приведённого слова и прокомментировать своё определение ; 2.подтвердить свой тезис (определение) двумя аргументами : один из текста , второй – из жизненного опыта (можно взять оба аргумента из текста); 3. логически выстроить всю работу и грамотно написать её ; 4. проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм – орфографических , пунктуационных , грамматических и речевых.
Критерии оценивания сочинения 15.3 Чтобы написать хорошее сочинение , нужно знать , как его будут оценивать эксперты , т.к. в критериях оценивания заложен алгоритм написания и структура вашего сочинения .
ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ЭКСПЕРТ? Работа проверяется по 4 критериям : С3К1. Толкование значения слова. Верно ли ученик дал определение лексического значения и прокомментировал его. (0-2 балла) С3К2. Наличие примеров-аргументов. Правильно ли приведены примеры из текста (из жизненного опыта) (0-3 балла) С3К3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. Правильно ли текст разбит на абзацы, логика построения текста, связность текста (0-2 балла) С3К4. Композиционная стройность работы. Проверяется правильность построения работы (0-2 балла)
Композиция сочинения-рассуждения 15.3 Вступление. Определение предложенного в задании слова ***** Комментарий определения ***** Первый пример – аргумент из текста ***** Второй пример – аргумент из вашего жизненного опыта (или из текста) ***** Вывод
Первый абзац Первый абзац-вступление- посвящён определению слова . Пожалуй , это одна из самых сложных частей работы , ведь толковых словарей на экзамене не будет. Но от вас и не требуется такое же определение , как , например, в словаре С. И. Ожегова.
Определение (толкование) предложенного вам в задании слова и будет являться в сочинении тезисом . Тезис поможет сформулировать ответ на вопрос «Что такое...(слово из задания).Как я понимаю это слово ?». А комментарий поможет пояснить данное вами определение значения слова с опорой на прочитанный текст.
Способы толкования значения слова 1. Описательный способ Чёрствость – это отрицательное качество человека , которое проявляется в равнодушии к чужим бедам. 2. Синонимический способ Чёрствый – нечуткий , бездушный 3.Способ отрицательного определения Чёрствый человек – тот , кто лишён человечности , душевной теплоты , милосердия 4.Отсылочный способ Милосердие – то же , что и сострадание
Подсказка ! Определить значение какого-либо конкретного существительного , несомненно, гораздо легче , чем абстрактного. Если вам даётся в задании слово из тематической группы нравственных качеств человека , то определение можно начать фразой «Доброта – это нравственное качество человека , которое заключается в...»
Типичные ошибки при формулировании значения слова 1. Отсутствие определения значения слова (учащийся приводит примеры из текста , не сформулировав само определение слова) Н-р : В тексте говорится о совести .Так в предложениях 15-16 автор приводит пример ,когда человек идёт против совести. 2. «Круг» в определении (распространённая логическая ошибка: попытка определить слово «через само себя» ) Н-р : Добро- это когда каждый делает добро окружающим. 3. Неточное определение (автор сочинения существенно искажает лексическое значение слова) Н-р : Честность – это такие поступки людей , в которых нет обмана , лукавства. (НО ! Честность – это моральное качество человека)
Группа слов , которые чаще всего включаются в экзаменационные задания : Дружба Добро Человечность Самовоспитание Сострадание Сильный Красота Учитель Природа Искусство Книга Предательство Путь жизни Война Взаимовыручка Любовь Детство Нравственность Милосердие Нравственный выбор Честность
Второй абзац Второй абзац посвящён комментарию данного вами определения . Эту часть сочинения можно и не выделять в отдельный абзац , её логично объединить с первым. Подавляющее большинство выпускников игнорируют комментарий , считая , что он заложен в самом определении . Но вы потеряете один балл , если эксперт не найдёт в вашем сочинении комментария!
Комментарий показывает важность , актуальность, жизненность , нравственную состоятельность этического понятия , а также (по возможности) ваше личное отношение к этому вопросу (хотя это можно написать и в заключении)
Сформулированное вами значение слова вы должны прокомментировать , т.е. продемонстрировать экспертам свои размышления о том , актуально ли данное понятие , в чём оно проявляется , как связано с другими понятиями. Типичные ошибки при комментировании значения слова : 1. отсутствие комментария; 2. отсутствие связи между определением слова и комментарием; 3. подмена комментария примерами из текста; 4. подмена комментария примерами из жизненного опыта.
Третий и четвёртый абзац- основная часть Основная часть сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение. В ней следует избегать изложения сведений , которые не имеют отношения к теме . При этом не должно быть пересказа текста или его части , общих рассуждений о тексте. В основной части необходимо доказать справедливость мысли , выраженной в тезисе. В основной части необходимо привести не менее двух аргументов .
ВНИМАНИЕ ! В задании 15.3 экзаменационной работы написано , что вы должны привести два аргумента : один взять из текста , второй- из вашего жизненного опыта . А в критериях оценивания сказано , что вы получите такой же балл , если оба аргумента будут из текста . Обратите на это внимание . Однако далеко не всегда второй аргумент можно легко найти в тексте
Основной вопрос , который возникает у выпускников в работе с основной частью : какой пример может служить аргументом из жизненного опыта ? *примеры из читательского опыта; *исторические факты; *общественно значимые вопросы , обсуждаемые в обществе (СМИ); *высказывания известных учёных , писателей , философов ; *результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни) Произведения русской литературы , которые вы изучали в школе , без сомнения, должны быть в вашем банке аргументов первыми . Но если вы не можете вспомнить примеры из отечественной литературы , тогда используйте зарубежную
Как приводить примеры из текста ? Приводя примеры , не переносите нумерацию со скобками в текст своего сочинения . Например , предложение в тексте оформлено так: (11) Смешно сказать ! А в сочинении ссылка на это предложение может выглядеть так : «Предложение 11 является восклицательным».
Способы отсылки к тексту : Можно использовать различные способы отсылки к тексту : 1. указывать номера предложений Н-р : С помощью риторических вопросов (предложения 22,24,25) автор воздействует на чувства читателя. 2.приводить ключевые слова Н-р : Эпитеты «нежный», «звонкий», «чистый» характеризуют неповторимый голос героини. 3. Использовать цитирование Н-р : С помощью антонимов автор подчёркивает , что проблема , о которой он пишет , касается каждого из нас : «Об этом должны помнить и дети , и взрослые».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.
Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках р...
Общее понятие о тексте и основных типах речи: рассуждение.
Тема .Общее понятие о тексте и основных типах речи: рассуждение. Цель урока: 1. Актуализация знаний учащихся, полученных на прошлых уроках ( типы текстов, особенност...
Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.
Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...
Опорный конспект к уроку в 5 классе по теме "Тип речи - рассуждение"
В этом опорнои конспекте представлен ход урока по теме "Доказательства в рассуждении". Где представлена схема построения типа речи; тренировочные упражнения и задача, решение которой требует от учащих...

Урок русского языка по теме "Типы речи. Рассуждение"
Конспект урока и презентация по теме "Типы речи. Рассуждение"....
Русский язык 5 класс "Типы речи. Рассуждение"
Технологическая карта урока ОНЗ (открытия нового знания) по требованиям ФГОС...

