Технологическая карта урока "Лексические средства языка. Метафоры"
план-конспект урока по русскому языку

Данная разработка будет полезна учителям русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические средства выразительности. Метафора (на примере лирических произведений С. А. Есенина)

В стихах Есенина всё превращается в золото поэзии…

А. Марченко

Предмет: интегрированный урок русского языка и литературы (тема по русскому языку в 6 классе «Лексические средства языка. Метафора» в разделе «Лексикология и фразеология»),

Личностные результаты: осознание практической ценности учебного материала, ценности совместной учебной деятельности; развитие восприимчивости к слову как к основной единице языку; развитие понимания эмоционального воздействия словесного искусства на человека; воспитание внимательного отношения к художественному слову, к поэзии С.А. Есенина, воспитание любви к Родине, развитие эстетического вкуса.

Метапредметные результаты: развитие умения работать с предложенным учебным материалом (анализировать, выделять главное, систематизировать), развитие умения планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку; формирование умения работать в группе.

Предметные результаты: развитие умения распознавать лексические средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора), формирование умения определять роль средств выразительности в тексте, развитие умения выразительно читать лирическое произведение, развитие, обогащение речи учащихся, развитие воображения.

Тип урока: комбинированный урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (метафора) и урок закрепления знаний (эпитет, сравнение, олицетворение).

Технология: творческая мастерская

Оборудование: рабочие листы с раздаточным материалом к уроку (тексты стихотворений С. Есенина, задания, листы для записей, помет), цветные карандаши, рабочие тетради по литературе (с литературоведческим словарём).

Группы на уроке выделены по вариантам, рядам; парная работа (парта).

Содержание урока:

  1. Индукция (создание эмоционального настроя, актуализация личного опыта учащихся, подготовка восприятия, подготовка к движению творческой мысли )
  • Выразительное чтение стихотворения учителем.
  • Перед чтением даём ученикам установку:

Послушайте стихотворение С.А. Есенина и выполните задания:

После внимательного прослушивания создайте иллюстрацию к этому стихотворению.

Какие образы возникли в вашем воображении? Что вы изобразили на своих иллюстрациях? Благодаря чему появляются такие образы? (благодаря многозначности слова, умелому его использованию)

  • На уроках русского языка мы с вами узнали, что слова могут быть однозначными и многозначными.
  • Какие слова называются однозначными? Приведите примеры.
  • Какие слова называются многозначными? Приведите примеры многозначных слов. Почему многозначные слова особенно ценны для художников слова? Благодаря какой особенности они становятся ценными? (благодаря переносному значению; слово в переносном значении в художественном произведении является особым средством выразительности…)

Комментарий учителя. Да, многозначные слова имеют прямое и переносное значение. Благодаря переносному значению, многозначные слова – это настоящий клад для истинного художника, для художника слова с «зорким сердцем», для художника слова, в чьём творчестве «слова… излучают поэзию подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного русского поэта С. А. Есенина, чью поэзию называли «словесной живописью» На уроках литературы в 5 классе мы читали стихотворения этого поэта.

  • Какие ассоциации, связанные с именем Есенина, возникают у вас? (перед уроком ученики получили задание прочитать стихотворения, изученные в 5 классе, составление ассоциативного круга). Учитель фиксирует высказывания учащихся.
  • Исходя из выполненных на этом этапе заданий, ученики попытаются сформулировать задачу урока (сегодня на примере лирических произведений рассмотрим, какую интересную жизнь получают многозначные слова, к каким средствам выразительности прибегает автор, в чём особенность каждого средства выразительности…)
  • Какие средства лексической выразительности мы с вами знаем? (эпитеты, сравнения, олицетворения)
  1. Основной этап урока (чередование деконструкции и реконструкции; самоконструкция, социоконструкция, социализация)

Послушайте стихотворение С.А. Есенина «С добрым утром!» и выполните задания.

  • Выразительное чтение учителем стихотворения С.А. Есенина «С добрым утром!»
  • Какие слова вам непонятны? (затон, перламутр). Учащиеся предполагают, что они означают. Обращение к толкованию слов (на рабочих листах)
  • Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • Какими чувствами наполнено стихотворение С.А. Есенина? (глубокой, трепетной любовью, природа у него словно живое существо)
  • Перечитайте стихотворение. Назовите слова в переносном значении.
  • Работа с текстом стихотворения (по группам)

1 группа – выпишите из стихотворения эпитеты. Докажите, что они являются эпитетами, обратившись к определению понятия.

2 группа - выпишите из стихотворения олицетворения. Докажите, что они являются олицетворениями, обратившись к определению понятия.

  1. Разрыв
  • Какие вы ещё называли слова в переносном значении, но не можете их отнести ни к эпитетам, ни к олицетворениям?

(«задрожало зеркало затона», «свет румянит сетку небосклона», «берёзки растрепали косы», «горят росы» «крапива обрядилась перламутром»)

  • Почему вы не можете их отнести ни к эпитетам, ни к олицетворениям? (ученики дают ответы, исходя из определения понятий)
  • Может быть, это сравнение? (Да, можно сказать, что это сравнение, но нет сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно»…, не выражены и существительным в творительном падеже. Значит, не сравнение. Или сравнение, но «завуалированное», «скрытое», «сравнение-загадка»)
  • Превратите «скрытые сравнения» в сравнения, добавив сравнительные союзы (затон как зеркало, ветви как косы, роса горит как огонёк, капли росы как перламутр…)
  • Как вы смогли разгадать эти загадки? (для того чтобы их разгадать, мы должны были заметить сходство между предметами и явлениями)
  • Комментарий учителя. Это скрытое сравнение тоже является средством лексической выразительности, называется оно метафора. Предположите, на чём основывается метафора. (метафора основывается на сравнении предметов, явлений, свойств, действий по каким-либо общим признакам).
  • Комментарий учителя. Мы в своей речи употребляем метафоры и даже этого не замечаем. Давайте продолжим ряд: время идёт… (река бежит, нос корабля, ушко иголки, шляпка грибочка…)
  • Работа с понятием. Самостоятельное конструирование понятия по аналогии (литературоведческий словарь). Ученики предлагают определение понятия, выслушиваем, анализируем, сравниваем с определением из литературоведческого словаря, записываем в свой словарь определение.

Метафора (с греч. – «перенесение») – один из

художественных приёмов, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой по принципу их сходства или контраста.

  • Докажите, что олицетворение является разновидностью метафоры (учащиеся дают ответ, сопоставив два определения)
  • К.Г. Паустовский писал «Метафора – это душа поэзии». Как же создаются метафоры? Понять рождение метафоры нам поможет игра «На свете всё на всё похоже» (задание по группам - рядам). 1 ряд – облака, 2 ряд – луна, 3 ряд – звёзды. Ученики представляют свои скрытые сравнения, метафоры. Обсуждаем успешность выполнения задания, чьи метафоры интереснее, свежее…Что нужно было сделать, чтобы сравнить явления природы? (увидеть, представить) Метафора рождается на основе жизненного опыта. Давайте попытаемся составить алгоритм рождения метафоры.

Алгоритм рождения метафоры (афиширование, варианты составления метафор предлагают дети, обсуждаем, записываем удачный алгоритм)

  1. Выбрать объект
  2. Действие объекта
  3. На что похож? С чем сравнить?
  4. Употребить метафору в предложении

И хотелось бы, чтобы получилось, как у С. Есенина: «Месяц рогом облако бодает». Метафора – это способ передать новое через известное.

  1. Афиширование (построение нового знания с учетом проделанного знания и открытого на предыдущем этапе, представление результатов)

  • Работа в парах с взаимопроверкой. Прочитайте предложения, подчеркните метафоры в стихотворных строчках С. Есенина.
  1. «Сыплет черёмуха снегом/Зелень в цвету и росе…»
  2. «За тёмной прядью перелесиц/ В неколебимой синеве/ Ягнёночек кудрявый месяц/ Гуляет в голубой траве…»
  3. «Отговорила роща золотая / Берёзовым весёлым языком…»
  4. «В саду горит костёр рябины красной/ Но никого не может он согреть…»
  5. «Туча кружево в роще вязала… «
  6. «Гой ты, Русь моя родная, хаты – в ризах образа…»
  7. «Спит черёмуха в белой накидке…»
  • Выступление одной пары учащихся. Обсуждение ответов

  • Работа по группам

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»

С. А. Есенин «Топи да болота…»

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной...

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!..

Задания и вопросы

  1. Внимательно прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Подготовьте выразительное чтение.
  2. Выпишите из стихотворения эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
  3. Определите, какую роль играют средства лексической выразительности в стихотворении С.А. Есенина, в чём особенность его средств выразительности?
  4. Каким чувством проникнуто стихотворение С.А. Есенина?
  5. Какие образы главные в поэзии С.А. Есенина?

Задания и вопросы

  1. Внимательно прочитайте стихотворение С.А. Есенина. Подготовьте выразительное чтение.
  2. Выпишите из стихотворения эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
  3. Определите, какую роль играют средства лексической выразительности в стихотворении С.А. Есенина, в чём особенность его средств выразительности?
  4. Каким чувством проникнуто стихотворение С.А. Есенина?
  5. Какие образы главные в поэзии С.А. Есенина?

  • Представление результатов работы (афиширование по 1 и 2 заданию)
  • Представление результатов работы (афиширование по 3,4, 5 заданию – выводы по уроку). Полнее представить и выразить мнение учащимся помогут высказывания известных людей.
  1. Юрий Прокушев: «Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того чтобы полнее и глубже выразить себя».
  2. Юрий Прокушев: «Есенин замечал между сопоставляемыми предметами такие связи, которые до него никто не видел».
  3. С.А. Есенин берёт материал из того же деревенского мира и мира природы, он стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Сам поэт писал: «Образ есть уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов». Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы.
  4. С.А. Есенин признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моём творчестве.
  5. К.Г. Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

  • Как вы понимаете слова К.Г. Паустовского?
  • Работа с эпиграфом: «В стихах Есенина всё превращается в золото поэзии».
  1. Рефлексия (понял ли я, что такое метафора, как рождается метафора, что значит «слагать хорошие метафоры», какова роль метафоры…)

Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство, метафора считается удачной, если создаёт настроение, передаёт переживание, помогает взглянуть на предмет по-новому.

Домашнее задание

Русского художника И. Левитана называют «Есениным в живописи». Сам поэт писал: «Сродни мне и Левитан. Идёшь от одной картины к другой, и вот вспыхивает осень золотом берёз и синью реки, грустит закат над омутом, задумался стог сена в вечерней тишине…Смотришь и думаешь: «Да ведь это моё, родное, близкое мне, с детства вошедшее в сердце…»»

  • Рассмотрите картину И. Левитана «Золотая осень».
  • Используя лексические средства выразительности, опишите картину.

Комментарий

Мастерская - оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников (Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии).

Мастерская строится как цепочка заданий, способствующих построению знаний. Предлагаемые педагогом задания постепенно углубляют представления учащихся об объекте исследования. Одной из отличительных особенностей мастерской является чередование заданий деконструктивного и реконструктивного характера.

Деконструкция - разрушение имеющихся знаний, превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Реконструкция - построение нового знания с учетом проделанного знания и открытого на предыдущем этапе. Такая последовательность заданий поддерживает интерес, позволяет понять, что нет единственно возможной истины, что процесс познания бесконечен.

Кульминацией творческого процесса в ходе мастерской является «разрыв» (возможно не один, а несколько). «Разрыв» - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому.

Этапы организации работы в мастерской

1. Индукция.

Индуктор - прием, вводящий участников в проблемную ситуацию, вызывающий личностное отношение к предмету обсуждения, положительный эмоциональный настрой. Индуктор должен отвечать следующим требованиям:

- актуализировать личный опыт учащихся;

- быть оригинальным, неожиданным, эмоционально привлекательным;

  • предлагать выбор вариантов решения задачи;
  • иметь связь с основной идеей мастерской.

2. Цепочка заданий, продуманная педагогом так, чтобы постоянно углублять знания учащихся об исследуемом явлении. Каждое задание в этой цепи выполняется учащимися в 3 этапа.

Первый этап - самоконструкция.

Предлагается индивидуальное задание для определения участником своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.

Второй этап - социоконструкция.

Групповое выполнение задания, которое предполагает выработку позиций по изучаемой проблеме. В процессе поиска каждый участник отстаивает свою позицию при общем решении проблемы.

Третий этап - социализация.

Общее обсуждение проблемы, защита позиций. Каждая группа представляет свою работу на обсуждение всего класса. Возникает дискуссия. Проявляется готовность к пересмотру своих суждений, к изменению образа действий в свете убедительных аргументов.

3. Разрыв.

Новое, неожиданно для человека возникшее видение предмета, явления, самого себя. Осознание несоответствия своего старого знания новому.

4. Афиширование.

Творческое оформление результатов групповой деятельности. Группа показывает все, на что способна при достижении изучаемой проблемы.

5. Рефлексия.

Результативность обучения многократно возрастает, если обучаемый осмысливает содержание собственной и коллективной деятельности. Участником внутренней рефлексии становится каждый сразу после выполнения первого задания, так как он оказывается в процессе осознания того, что он делает, почему и зачем, что объединяет его с другими участниками и чем отличается от других. Внешняя рефлексия организовывается педагогом в конце занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе с использованием средств ИКТ

   Технологическая карта конструирования урока русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий и образовательных электронных ресурсов.  Тема у...

Инструкционно- технологические карты, как средство организации самостоятельной работы учащихся

В связи с внедрением ФГОС нового поколения одним из важных документов является учебная инструкционно- технологическая карта, которая играет важную роль в производственном обучении....

Мастер-класс : «Технологическая карта как средство организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН, окружающего мира и чтения в начальной школе»

Мастер-класс :  «Технологическая карта как средство      организации и проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Интегрированных уроков ИКН,...

Технологическая карта как средство формирования успешности в обучении: монография.

На основе анализа известных публикаций, научных исследований в исследуемой проблеме раскрываются теоретико-методологические основы формирования успешности учащихся в обучении, структурируется со...

Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора» (с использованием технологий продуктивного чтения)

Язык - инструмент, и все его богатство может и должно использоваться не только для анализа литературных произведений и не только в рамках специальных школьных дисциплин, но и для изучения/описания люб...

Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...