Работа с текстом. 7 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Иванова Оксана Владимировна

Данная работа направлена на повторение материала, изученного в 5- 7 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom._7_klass.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ текста.

(1) Сначала они долго продвигались по равнине. (2) Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. (3)  Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. (4)  Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. (5)  Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные.  (6)   Кое-где они напоминали каменную кладку.
     (7) Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. (8) Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. (9)Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. (10)Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене. (11 )Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. (12) Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
     (13)Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова) (По М. Семеновой)

Задания к тексту

1.   Из предложений  1 – 6  выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

2.   Из 3 предложения выпишите все наречия, определите их разряд.

3.   Укажите номера предложений, в которых есть причастный оборот.

4.   Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

5.   Из предложений  1 – 6  выпишите глагол(ы)  совершенного вида.

6.   Из предложений 7 – 13 выпишите все существительные 3 склонения.

7.   Из предложений 7 – 13 выпишите все местоимения, определите их разряд.

8.   Укажите номер(а) предложений, в которых есть деепричастный оборот.

9.   Укажите номера предложений, в которых есть однородные члены предложений.

10. Из предложений  1 – 6  выпишите   определительное местоимение.

11. Укажите номера сложных предложений.

12.  Из предложений  выпишите прилагательные, определите их разряд.

13. Укажите, сколько словосочетаний в предложении 9.

14.  Из предложений  1 – 6  выпишите все имена существительные, укажите в каком падеже они употреблены.

15.  Составьте схемы 8, 9, 13 предложений.

16.  Укажите стиль и тип речи данного предложения.

_________________________________________________________________________________________________

Анализ текста.

(1) Сначала они долго продвигались по равнине. (2) Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. (3)  Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. (4)  Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. (5)  Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные.  (6)   Кое-где они напоминали каменную кладку.
     (7) Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. (8) Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. (9)Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. (10)Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене. (11 )Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. (12) Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
     (13)Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова) (По М. Семеновой)

Задания к тексту

1.   Из предложений  1 – 6  выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

2.   Из 3 предложения выпишите все наречия, определите их разряд.

3.   Укажите номера предложений, в которых есть причастный оборот.

4.   Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

5.   Из предложений  1 – 6  выпишите глагол(ы)  совершенного вида.

6.   Из предложений 7 – 13 выпишите все существительные 3 склонения.

7.   Из предложений 7 – 13 выпишите все местоимения, определите их разряд.

8.   Укажите номер(а) предложений, в которых есть деепричастный оборот.

9.   Укажите номера предложений, в которых есть однородные члены предложений.

10. Из предложений  1 – 6  выпишите   определительное местоимение.

11. Укажите номера сложных предложений.

12.  Из предложений  выпишите прилагательные, определите их разряд.

13. Укажите, сколько словосочетаний в предложении 9.

14.  Из предложений  1 – 6  выпишите все имена существительные, укажите в каком падеже они употреблены.

15.  Составьте схемы 8, 9, 13 предложений.

16.  Укажите стиль и тип речи данного предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Этапы работы с текстом и использование различных способов извлечения информации на примере учебного текста 4 класса

В статье  рассматриваются этапы работы с текстом, разработаны примеры заданий по извлечению информации на примере учебного текста "Flecki" (4 класс)...