Технологическая карта к уроку на тему: "Строение и типы сложноподчинённых предложений"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
конспект урока
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.77 КБ | |
| 56.37 КБ | |
| 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Тема: Строение и типы сложноподчинённых предложений.
Цель и задачи урока:
совершенствовать умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;
определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;
проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;
воспитывать бережное отношение к слову, интерес к изучению русского языка;
Оборудование: компьютер, презентация, карточки.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация знаний и умений.
1.Начнём работу с подготовки к ОГЭ . Перед вами на слайде предложение:
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1) Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое) (Зад 12)
2) Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3) Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет
значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,
прибавление» (привести). (5 Зад)
4) Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование
(правильное соотношение, правильное звучание). ( 7 зад)
Взаимопроверка (все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3-4 ошибки - 2)
III.Работа по теме урока.
На слайде вы видите предложения.
Когда я сидел на лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек.
-Назовите грам-ую основу.
-Скажите, в какой части предложения заключается основная мысль? ( вблизи игриво журчал ручеек)
-Это главное предложение. От него можно задать вопрос к придаточному, в котором всегда бывает союз или союзное слово.
- какой союз используется? (подчинительные)
Открытие нового знания
-Определите тему урока
-Поставьте цель на урок ( Будем узнавать, какое строение имеет сложноподчиненное предложение, какие бывают виды сложноподчинённых предложений, по каким признакам определяют их вид. Учиться составлять схемы СПП)
- Итак, приступим к достижению нашей цели.
4.Задания на листах.
Ученики смотрят, выполняют задания. Предложения надо распределить на три группы. -Подчеркнули грамматические основы, выделили главные и придаточные предложения, от главного к придаточному задали вопрос.
- я группа. Придаточное 1 и 2 предложение отвечает на вопрос что?
- я группа.Придаточное 5 и 6 предложение отвечает на вопрос какой?
- я группа.Придаточное 3 и 4 предложение отвечает на вопрос почему? когда?
1.Знаю я, что не цветут там чащи.
2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.
3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.
4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой .
5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.
6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.
-По-вашему, как будут называться эти предложения? На вопрос какого члена предложения они отвечают?
Учащиеся делают такой вывод: если звучит вопрос дополнения, то это предложения дополнительные,(изъяснительные.) если – определения, то определительные, если – обстоятельства, то обстоятельственные.
Теоретический материал. (-Чтение параграфа + вопросы)
IV.Первичное закрепление ( Зад № 3 )
Графический диктант
Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.
Один ученик работает у доски
На пустыре разбили сад, который был перед школой.
Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.
Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.
2.Работа в парах (карточки) Конструирование предложений
Составить предложения по данным схемам, используя визуальный ряд слайда:
1) [ ],(которые...). 2) [ ], (где...)? 3) [там.., (где...),...].
Примеры предложений:
1) Как прекрасны виноградные гроздья, которые ласкает последний солнечный луч.
2) А вы бывали в осеннем лесу, где царит тишина?
3) Там, где дорожка поворачивает налево, на фоне золотой листвы зеленели пушистые ели.
3.Работа в паре
Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:
«Роль образования в современном мире. Моя будущая профессия».
V.Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности.
VI .Рефлексия
Итак, пришла пора подвести итоги.
-Что нового узнали? Чему научились?
На полях поставьте + если все понятно…
- ничего не понятно
VI. Домашнее задание: выучить правила, упр. 11№3 ( 1 абзац)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Взаимопроверка : все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3-4 ошибки - 2
Когда я сидел на лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек.
Конструирование предложений Составить предложения по данным схемам: 1) [ ],(которые...). 2) [ ], (где...)? 3) [там.., (где...),...].
Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему: «Роль образования в современном мире. Моя будущая профессия».
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Общая характеристика: Урок направлен на развитие практических навыков учащихся в области синтаксиса сложного предложения — сложноподчинённого (СПП).
Цель урока сформулирована чётко и ясно, соответствуют возрастным особенностям учеников девятого класса. Используется комплексный подход: повторение ранее изученного материала сочетается с открытием новых знаний и первичным закреплением полученных сведений. Вид урока выбран адекватно целям занятия («открытие новых знаний»).
Структура урока:
1. Организационный момент. Классическая структура начала урока, включающая организационные моменты и настрой учащихся на рабочий лад.
2. Актуализация знаний и умений. Использован приём подготовки к государственной аттестации, что актуально и мотивирует учащихся. Эта часть включает задания разного уровня сложности: работа с синонимами, подбор антонимов, определение типа орфограммы, выделение видов подчинительной связи. Данный этап способствует развитию языковой компетенции и готовит почву для перехода к новой теме.
3. Работа по теме урока. Через постановку вопросов и самостоятельную деятельность учащиеся выходят на формулирование темы урока самостоятельно. Затем проходит работа с заданиями, помогающими выявить структуру и признаки сложноподчиненных предложений. Таким образом, ученики учатся анализировать конструкции, видеть различия типов предложений и определять роль каждого компонента.
4. Первичное закрепление. Учащимся предлагается графический диктант, позволяющий закрепить умение распознавать виды придаточных предложений и строить схемы. Работа проводится фронтально и индивидуально, что позволяет учителю оценить уровень усвоения каждым учеником.
5. Закрепление материала. В ходе парной работы школьники создают собственные конструкции сложных предложений, проверяя себя в процессе общения друг с другом. Это повышает коммуникативную активность и формирует навык анализа структуры текста.
6. Самостоятельная творческая работа. Диалоги позволяют учащимся применить полученные знания в ситуации живого общения, проявить креативность и аргументированность.
7. Итоги урока и рефлексия. Важнейший элемент любого учебного процесса — осознание результатов своей деятельности. Рефлексия помогает школьникам осмыслить проделанное, определить степень успешности и отметить пробелы в знаниях.
8. Домашнее задание. Постановка домашнего задания фиксирует необходимые элементы самостоятельного изучения и тренировки. Учебники и упражнения дополняют учебную программу, позволяя глубже освоить теоретический материал.
Достоинства урока:
1. Разнообразие форм организации познавательной деятельности. Включены индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы, что обеспечивает вовлечение всех учащихся.
2. Активизация мыслительных процессов учащихся. Этап актуализации подготовил ребят к восприятию новой темы, стимулируя аналитическое мышление.
3. Развитие навыков самостоятельной работы. Формы заданий включают самооценивание и взаимопроверку, развивая критичность и ответственность школьников.
4. Формирование мотивации к обучению русскому языку. Занятие выстроено таким образом, чтобы показать значимость владения русским языком, подчёркивается необходимость понимания структурных особенностей речи.
5. Интеграция элементов диагностики. Фиксируются успехи и проблемы учащихся, создаются условия для оценки собственной эффективности.
Недостатки урока:
1. Отсутствие игровых моментов, способствующих эмоциональному подъёму и снижению напряжения среди подростков. Игровые технологии могли бы сделать процесс увлекательнее и разнообразнее.
2. Необходимость дифференциации заданий. Следует учитывать разные уровни подготовки детей, предлагая посильные и одновременно развивающие задания каждому ребёнку.
3. Обратная связь недостаточно представлена в форме личного контакта учителя с учениками. Больше внимания должно уделяться индивидуальной поддержке слабых учеников и поощрению сильных.
Таким образом, проведённый урок является успешным, поскольку достигает поставленных целей и соответствует заявленным задачам, однако требует доработки отдельных аспектов, связанных с поддержкой индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»
Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....

Типы сложноподчинённых предложения. Пунктуация в СПП.
Урок русского языка в 11 классе. Цель урока: повторение и углубление знаний и умений учащихся по теме "Сложноподчинённое предложение". В ходе урока учащиеся совершенствуют умение определят...

Открытый урок на тему "Типы сложноподчинённых предложений" в 9 классе
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к преподаванию русского языка в основной школе....
Открытый урок с технологической картой по теме «Строение растительной клетки».
Задачи урока:1 –образовательные: определить уровень знаний по теме «Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – задан...

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".
Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р...

Технологическая карта по теме «Строение атома. Опыты Резерфорда..», 11 класс
Технологическая карта по теме «Строение атома. Опыты Резерфорда..», 11 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее"
Цель урока: систематизировать и углубить знания учащихся по теме, развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора....
