Урок РЯ с формирующим оцениванием
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 5 кл.
Тема: Имя существительное. Обобщение и систематизация знаний.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.
Цель урока: Систематизировать и обобщить знания об имени существительном как части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Повторить и закрепить знания об имени существительном: определение, морфологические признаки (род, число, падеж, склонение, одушевленность/неодушевленность), синтаксическая роль.
- Актуализировать умение определять морфологические признаки имени существительного.
- Развивать умение находить имена существительные в тексте и определять их роль в предложении.
- Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память.
- Развивать навыки анализа и синтеза информации.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к русскому языку.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
- Компьютер/проектор/интерактивная доска (желательно).
- Карточки с заданиями.
- Тексты для анализа.
- Таблицы, схемы (если есть).
Формирующее оценивание: В течение урока используются различные техники формирующего оценивания для отслеживания прогресса учащихся и корректировки процесса обучения.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку.
- Создание благоприятной атмосферы.
II. Актуализация знаний (5 мин) - Входной билет
- Цель: Актуализировать имеющиеся знания об имени существительном.
- Деятельность учителя:
- Задает вопросы классу:
- Что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Какие постоянные и непостоянные признаки вы знаете у имени существительного?
- Предлагает учащимся на карточках ответить на вопрос: "Что я уже знаю об имени существительном?" (1 мин)
- Деятельность учащихся:
- Отвечают на вопросы учителя.
- Записывают свои ответы на карточках.
- Формирующее оценивание:
- Учитель быстро просматривает карточки (не оценивая!), чтобы определить общий уровень знаний класса и спланировать дальнейшую работу. Техника: "Входной билет"
III. Повторение и систематизация знаний (20 мин) – Работа в группах, "Светофор"
- Цель: Закрепить знания о морфологических признаках имени существительного и умение их определять.
- Деятельность учителя:
- Делит класс на группы (по 4-5 человек).
- Раздает каждой группе карточку с заданием.
Примеры заданий для групп:
- Группа 1: Определите род, число и падеж выделенных имен существительных в предложении.
- Группа 2: Распределите данные имена существительные по трем столбикам: мужской род, женский род, средний род.
- Группа 3: Определите склонение данных имен существительных.
- Группа 4: Разделите данные имена существительные на одушевленные и неодушевленные.
- Наблюдает за работой групп, оказывает помощь при необходимости.
- Деятельность учащихся:
- Работают в группах, выполняя задание.
- Обсуждают ответы внутри группы.
- Формирующее оценивание:
- "Светофор": Каждая группа получает карточки трех цветов: красный, желтый, зеленый. После выполнения задания группа сигнализирует учителю о своем состоянии:
- Зеленый: Мы все поняли, уверены в правильности решения.
- Желтый: У нас есть вопросы, нужна небольшая помощь.
- Красный: Мы не понимаем, как выполнять задание, нужна помощь.
- Учитель, ориентируясь на "сигналы", оказывает адресную помощь группам, испытывающим затруднения.
- После выполнения задания каждая группа представляет результаты своей работы. Техника: "Светофор" и "Представление результатов"
IV. Практическая работа (15 мин) – Самостоятельная работа, "Лестница успеха"
- Цель: Закрепить умение находить имена существительные в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
- Деятельность учителя:
- Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу с текстом.
- Раздает тексты с заданием.
Пример задания:
- Прочитайте текст. Выпишите из текста 5 имен существительных. Определите их род, число, падеж, склонение, одушевленность/неодушевленность. Укажите синтаксическую роль каждого существительного в предложении.
- Наблюдает за работой учащихся, оказывает индивидуальную помощь при необходимости.
- Деятельность учащихся:
- Выполняют самостоятельную работу.
- Формирующее оценивание:
- "Лестница успеха": На доске рисуется лестница из 3-4 ступеней. После выполнения работы учащиеся самостоятельно оценивают свой успех и ставят свой смайлик (или пишут имя) на ту ступень, которая соответствует их уровню понимания:
- 1 ступень: У меня ничего не получилось, я не понимаю, как выполнять задание.
- 2 ступень: У меня получилось немного, но я испытывал затруднения.
- 3 ступень: Я справился с заданием, но допустил незначительные ошибки.
- 4 ступень: Я выполнил задание правильно и могу объяснить другим.
- Учитель, глядя на "Лестницу успеха", видит, кому нужна дополнительная помощь, и может организовать консультации для этих учащихся. Техника: "Лестница успеха"
V. Рефлексия (3 мин) – Выходной билет
- Цель: Оценить собственную деятельность на уроке.
- Деятельность учителя:
- Предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Что нового я узнал на уроке?
- Что мне удалось лучше всего?
- Над чем мне нужно еще поработать?
- Деятельность учащихся:
- Отвечают на вопросы письменно на карточках.
- Формирующее оценивание:
- Учитель просматривает карточки, чтобы оценить степень усвоения материала и спланировать следующий урок. Техника: "Выходной билет"
VI. Домашнее задание (2 мин)
- Повторить правила об имени существительном.
- Выполнить упражнение [номер] в учебнике.
- (По желанию): Составить кроссворд по теме "Имя существительное".
VII. Заключение (1 мин)
- Благодарит учащихся за работу на уроке.
Важные моменты формирующего оценивания в данном уроке:
- Акцент на обратную связь: Учитель не просто оценивает правильность ответов, а старается понять, как ученик мыслит, какие у него возникают трудности.
- Индивидуализация обучения: Формирующее оценивание помогает учителю адаптировать обучение под потребности каждого ученика.
- Вовлечение учеников: Ученики активно участвуют в оценке своей собственной работы и в планировании дальнейшего обучения.
- Конфиденциальность: Результаты формирующего оценивания не используются для выставления оценок в журнал. Они предназначены для улучшения процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.
В 2013 году был утвержден профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...

Формирующее оценивание: оценивание для обучения
Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....

Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка. Урок "Weekends" Учебник "Spotlight-5"Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко
Приемы формирующего оценивания на уроке английского языка с анкетами и критериями оценивания....

мастер-класс. Урок "Формирующее оценивание на уроке английского языка. 6 класс"
Данный урок входит в циклл уроков по УМК "English" автор В.П. Кузовлев, 6 класс. Одним из главных компонентов урока - формирующее оцеивание учащихся, самооценка на уроке....
Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»
Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...

Урок с использованием формирующего оценивания М.В. Ломоносов - великий русский ученый
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) с использованием формирующего оценивания.Методическая цель урока: обобщение основных этапов жизни и научной деятельности М.В....