Приёмы работы с текстом
презентация к уроку по русскому языку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст выступает интегрирующей единицей всех образовательных дисциплин, является основным дидактическим средством, а также непосредственным объектом в обучении всем у чебным предметам.
Текст - (от лат. textus – ткань, сплетение, соединение) произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью и состоящее из ряда единиц, которые объединены разными типами связи: лексической, грамматической, логической и стилистической.
Гипертекст – текст «ветвящийся или выполняющий действия по запросу». Это текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов. Гипертекст -- это текст со вставленными в него словами (командами), ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и т.д. Термин введён Тедом Нельсоном, американским социологом, философом и первооткрывателем в области информационных технологий, в 1963 году
Сверхтекст – совокупность высказываний или текстов, объединенных содержательно и ситуативно. Это целостное образование, единство которого зиждется на тематической и смысловой общности входящих в него единиц (текстов). Поэтический цикл, сборник научных статей, серия завершенных, относительно самостоятельных романов (рассказов, повестей) с одним главным действующим лицом, студенческие песни и т.п.
Поликодовый текст – это текст, организованный комбинацией естественного языка с элементами других знаковых систем ( графиков, диаграмм, рисунков, схем, фотографий, иной шрифт, цвет, фон). Невозможно современное образование и фундаментальная подготовка школьника вне текстовой деятельности …если человек «не видит» текста, не владеет навыками анализа, не воспринимает информации, заложенной в тексте, и не умеет ее интерпретировать – он беспомощен…
Текст является связующим звеном всех учебных предметов и эффективной дидактической единицей для формированияУУД. Модель анализа
Современный ученик должен понимать, уметь преобразовывать, интерпретировать, оценивать информацию, заложенную в тексте . Стратегия смыслового чтения и работы с текстом определена в СТАНДАРТАХ
Методические приемы работы с текстом Универсальные учебные действия личностные коммуникативные познавательные регулятивные ТЕКСТ
Познавательные Воспроизведение Логико-структурный анализ Виды работы по характеру учебной деятельности Методические приёмы Актуализация опорных знаний ( с помощью вопросов в начале текста) Чтение и пересказ Выборочное чтение Цитирование Конспектирование Работа с тезисами Комментированное чтение Деление текста на смысловые блоки(логические части) Выделение главной мысли Составление простого и сложного плана Изложение текста по плану Нахождение в тексте ключевых слов, понятий, терминов Подбор текста к иллюстрации и иллюстрации к тексту Составление классифицирующих и систематизирующих таблиц с опорой на текст Аннотирование и рецензирование текстов Самостоятельное формулирование выводов и сравнение их с выводами учебника Формулирование прогностических суждений на основе текста
Познавательные Поиск объяснений Творческая деятельность Виды работы по характеру учебной деятельности Методические приёмы Нахождение в тексте слов-связок Выделение в тексте причин и следствий Нахождение в тексте черт сходства и различия Постановка вопросов к тексту Нахождение прямых и следующих из контекста ответов на вопросы Постановка вопросов, требующих ответов из контекста Характеристика объектов, процессов и явлений по текстовым картам, картам-схемам Приведение доказательства из текста, иллюстрации, таблицы, карты Подтверждение выводов примерами из текста Практическая деятельность на основе внетекстового компонента Составление опорных конспектов, обобщающих схем, Визитной карточки писателя, территории Рисование на основе текста Написание стихотворения Подбор описания к иллюстрации из дополнительного источника Подготовка аргументов и контраргументов Подготовка и осуществление проектов Подготовка и осуществление к дискуссии, деловой игре, беседе и др.
Обучение алгоритму деятельности Виды работы по характеру учебной деятельности Методические приёмы Р егулятивные Ориентирование в структуре учебника, анализ условных обозначений Организация работы с форзацами учебника Нахождение необходимой информации(раздела, темы)по условным обозначениям, символам учебника Составление плана действий и сопоставление с планом в учебнике Отбор необходимых источников информации с использованием материалов учебника Организация сравнения Организация самостоятельной деятельности учащихся с использованием вопросов и заданий учебника Сравнение результатов деятельности с информацией в учебнике Определение темы и целей проекта
Общение в учебных ситуациях Виды работы по характеру учебной деятельности Методические приёмы Коммуникативные Ответы на обобщающие вопросы в парах Подтверждение собственной позиции фактами текста учебника Обсуждение материалов учебника, обмен мнениями Сравнение информации учебника с другими сведениями, интерпретация, формулирование собственной позиции Коррекция собственной точки зрения в результате работы уточняющего характера по материалам учебника и др. источникам. Организация речевой деятельности Подготовка сообщения по материалам учебника(поиск и сбор информации, выстраивание его в логической последовательности, составление плана публичного выступления Подготовка к коллективному обсуждению, конференции Отбор аргументов , формулирование контраргументов Проведение поискового чтения Подготовка к групповой работе
Личностно-ориентированная деятельность Виды работы по характеру учебной деятельности Методические приёмы Личностные Оценивание информации, представленной в тексте Объяснение информации учебника, содержащей ценностные стимулы Сравнение точек зрения(учения, концепции, теории) Объяснение собственной точки зрения
ЗАДАНИЯ: 1. Составить задания (группового характера) по данному тексту, формирующие коммуникативные УУД. 2. Составить задания (для индивидуальной работы) по данному тексту, формирующие познавательные УУД. 3. Составить задания (для индивидуальной, групповой, дифференцированной работы) по данному тексту, формирующие познавательные УУД. 4. Составить задания (для индивидуальной работы) по данному тексту, формирующие личностные УУД. 5. Составить задания (для дифференцированной работы) по данному тексту, формирующие регулятивные УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
Обобщение опыта работы учителя истории....
Приёмы работы с текстом
Под учебно-текстовой деятельностью мы понимаем особого рода интеллектуально-мыслительную активность личности, направленную на организацию и преобразование смысловой информации в процессе становл...
Приёмы работы с текстом при подготовке к ЕГЭ
В статье объяснена необходимость работы с текстом при подготовке к ЕГЭ, начиная с пятого класса. Приведены примеры карточек с разными видами работ....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".
1. Введение Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)
Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...

